Фрагмент для ознакомления
1
Задание 1. Изучите особенности диагностической деятельности педагога-психолога/учителя-дефектолога, их отражение в планах работы и отчетах. Составьте список диагностических комплексов и методик, используемых специалистом. Изучите социальный заказ организации на диагностическую деятельность педагога-психолога/учителя-дефектолога: запрос, сформулированный педагогом-психологом, исходя из содержания и задач его плана работы. На основе этого составьте свой план проведения диагностической работы (дата, время, цель диагностики, форма проведения - индивидуальная и групповая).
Задание 2. Проведите подготовку к диагностической деятельности по составленному плану: беседа с педагогом-психологом/учителем-дефектологом, наблюдение за детьми с нарушениями в развитии с целью выбора объектов для психодиагностического обследования, подбор методик для проведения психодиагностического обследования личности и познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Подготовка специальных стимульных материалов (карточек, текстов, картинок, игрушек), которые предлагаются ребенку в процессе проведения психодиагностики. Подготовка бланков протоколов для проведения психодиагностики.
Задание 3. Проведите индивидуальное психолого-педагогическое обследование двух детей с нарушениями в развитии с использованием следующих методов:
беседа (с психологом, с учителем-дефектологом, с учителями, воспитателями и др.);
изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза);
наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым);
изучение продуктов детской деятельности;
углубленное психологическое обследование ребенка, включающее исследование познавательной и эмоционально – волевой сфер личности (в соответствии с планом).
Задание 4. Проведите обработку и анализ результатов индивидуального диагностического обследования. Сформулируйте психолого-педагогические выводы по результатам диагностики. На основании полученных данных составьте заключение. Примерная схема составления заключения:
1. Сведения об обследованном ребенке
2. Цель исследования
3. Перечень использованных методик. Условия проведения обследования.
4. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики
5. Описание результатов обследования
6. Выводы
7. Рекомендации
Задание 5. Проведите диагностику межличностных отношений двух детей с нарушениями в развитии, используя на выбор (в зависимости от возраста и структуры дефекта) следующие методики: наблюдение, социометрическая методика «Выбор в действии» Я.Л. Коломинского, «Секрет» Т.А. Репиной, «Игра в почтальона» Л. Кантат, методика Рене Жиля. Оформите протоколы обследования, проведите анализ полученных данных. Опишите социально-психологические особенности детского коллектива. Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации по результатам диагностики.
Фрагмент для ознакомления
2
1. Общие сведения о месте прохождения практики: характеристика организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48» - образовательная организация, реализующая программы дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. В структуре учреждения функционируют группы общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности, в том числе группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и детей с задержкой психического развития (ЗПР). МБДОУ № 48 предоставляет возможность изучения современных методов коррекционной работы, проведения диагностики и разработки индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
2. Описание результатов выполнения заданий практики в соответствии с программой:
Задание 1
Диагностическая деятельность педагога-психолога в детском саду представляет собой системный процесс, направленный на всестороннее изучение особенностей развития ребенка. В условиях дошкольного учреждения она носит прежде всего профилактический и развивающий характер, позволяя своевременно выявлять возможные трудности в познавательной, эмоциональной и социальной сферах. Особое значение диагностика приобретает в группах компенсирующей и комбинированной направленности, где требуется углубленное изучение индивидуальных особенностей детей с учетом их специфических потребностей.
В планах работы педагога-психолога диагностика отражается как обязательный компонент деятельности, включающий этапы первичного, промежуточного и итогового обследования. Результаты диагностической деятельности систематизируются в аналитических отчетах, где не только фиксируются выявленные показатели, но и даются рекомендации для педагогов и родителей. В отчетной документации обязательно отражается динамика развития каждого ребенка, что позволяет оценить эффективность коррекционно-развивающей работы. Таким образом, диагностическая деятельность в ДОУ представляет собой не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, тесно связанный с последующей коррекцией и развитием ребенка.
Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом:
1. Диагностический комплект Семаго: материалы комплекта предназначены для оценки особенностей познавательной деятельности, регуляторно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер, личностного развития детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Комплект представлен следующими методиками:
Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ): оценивает способность к логическому мышлению через зрительные аналогии, анализирует внимание, восприятие и понятливость (4-11 лет).
Методика Выготского-Сахарова: исследует уровень понятийного развития и способность к абстрактным обобщениям с помощью деревянных фигур (2,5-4+ лет).
«Предметная классификация»: диагностирует процессы обобщения и абстрагирования с использованием тематических карточек (3-9 лет).
«Методика опосредованного запоминания» (А.Н. Леонтьев) изучает возможности использования внешних средств для запоминания (4,5-8 лет).
Методика В.М. Когана: выявляет параметры внимания (устойчивость, переключение) через сортировку цветных фигур (4,5-9 лет).
Исключение предметов (4-й лишний): оценивает уровень понятийного развития и способность выделять существенные признаки (3,5-14 лет).
Кубики Кооса: определяет уровень пространственного мышления и конструктивного праксиса (3,5-10 лет).
«Установление последовательности событий»: анализирует причинно-следственные связи и речевое развитие через сюжетные картинки (3,5-8 лет).
Тест «Рука»: проективная методика для исследования личности через интерпретацию изображений рук (4,5-12 лет).
Контурный C.A.T.-Н.: проективная методика для анализа детско-родительских отношений (3,5-12 лет).
«Эмоциональные лица»: оценивает способность распознавать эмоциональные состояния (3-12 лет).
Методика «СОМОР»: исследует представления ребенка о социальных взаимоотношениях (4-11 лет).
Цветовой тест отношений (ЦТО): диагностирует эмоциональные компоненты межличностных отношений (4,5+ лет).
2. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго):
Блок 1. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности
Блок 2. Исследование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис)
Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления
Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений;
Блок 5. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.
3. Диагностический комплекс О.В. Боровик, С.Д. Забрамной «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: комплексное психолого-педагогическое обследование основных психических процессов с помощью игрового материала и таблиц, направленное на исследование восприятия; внимания; памяти; мышления, а также обучаемости детей, исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом.