Фрагмент для ознакомления
2
1.Проанализируйте уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в интересующей вас части. Определите какая нормативная база необходима для анализа при подготовке магистерской диссертации по теме: «Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»
Правовая основа взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, включает в себя ряд законов и нормативных актов:
Конституция РФ устанавливает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. Некоторые из них: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенство граждан перед законом (ст. 19), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и другие.
Международные правовые акты также входят в правовую основу оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся, например: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. В частности, важны статьи 38, 157, 163 и 210 УПК РФ. Следователь имеет право давать поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, проводить необходимые для уголовного производства мероприятия.
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" закрепляет основные принципы оперативно-розыскной деятельности, которые должен принимать во внимание и следователь.
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции". Оперативные работники обязаны исполнять письменные поручения следователя, проводить определённые следственные действия, задерживать лиц и оказывать содействие в осуществлении следователем своей процессуальной деятельности.
Ведомственные нормативные акты. К ним относятся, например, приказы и инструкции МВД России, Председателя Следственного комитета РФ и Генерального прокурора РФ.
Подзаконные нормативные правовые акты включают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. К ним относится, например, Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации", который устанавливает основы и направления взаимодействия следователя с такими органами. Выделим подзаконные акты, которые регламентируют отдельные вопросы в сфере оперативно-розыскной деятельности: Указ Президента РФ от 12 июля 1995 года №891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесённых к государственной тайне».
Решения судов также важны для оперативно-розыскной деятельности, так как выступают актами официального толкования норм права. Например, решением Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 года №АКПИ23-241 пункт 10 признан не противоречащим действующему законодательству в части, допускающей реализацию исключительных полномочий руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, иными должностными лицами.
Рассмотрим зарубежное законодательство по теме исследования.
Законодательство Беларуси о взаимодействии следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, включает, например: Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы Республики Беларусь. Так, ч. 7 ст. 36 УПК предоставляет следователю право знакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности, относящимися к расследуемому делу, рассматривать заявление или сообщение, давать поручения органам, уполномоченным законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, и требовать от них содействия в производстве следственных и других процессуальных действий. Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 года. В нём отмечается, что оперативно-розыскная деятельность регулируется не только законом, но и ведомственными нормативными актами.
Законодательство Узбекистана о взаимодействии следователя с органами дознания включает, например: Конституцию Республики Узбекистан, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, законы «О судах», «О прокуратуре», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие. Полномочия следователя давать письменные поручения органам дознания о выполнении розыскных и следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также требовать от органов дознания содействия в производстве отдельных следственных действий (ст. 36 УПК). Пределы полномочий органов дознания (ст. 39 УПК). Задачи дознания, начало и окончание дознания, срок производства дознания (ст. 339-342 УПК). Обязанность дознавателя выполнять поручения, указания и требования следователя о производстве следственных и розыскных действий в соответствии с его указаниями об условиях, порядке и сроках исполнения (ст. 343 УПК). Обязательность поручений следователя для органов дознания (ст. 39 УПК, ст. 13 Закона об ОРД).
Законодательство Кыргызстана об оперативно-розыскной деятельности включает, например: Закон Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности». Он определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Кыргызской Республики, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Уголовно-процессуальное законодательство Кыргызской Республики, которое состоит из Уголовно-процессуального кодекса, основанного на Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права, а также международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, строится на таких принципах, как законность, руководящая роль следователя, разделение функций следователя и оперативных работников, согласованность и соответствие научно-практическим рекомендациям. Среди правовых норм, непосредственно регулирующих процесс взаимодействия следственных и оперативных подразделений, в первую очередь стоит обратить внимание на УПК РФ, в котором есть две группы норм, касающихся взаимодействия следственных и оперативных сотрудников, - это обязывающие нормы и управомочивающие нормы. Согласно первой, на оперативные подразделения распространяются процессуальные обязанности в силу их статуса как следственных органов.
Так, на органы дознания возлагаются следующие обязанности:
-при наличии признаков преступления, по которому обязательно предварительное следствие, возбуждать уголовное дело и принимать неотложные следственные действия;
-после проведения неотложных следственных действий передающий орган обязан направить уголовное дело руководителю следственного органа не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела;
-после направления уголовного дела руководителю следственного органа, следственный орган вправе проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делу только по постановлению следователя. Если уголовное дело направлено руководителю следственного органа, а преступник не установлен, орган дознания обязан принять оперативно-розыскные меры по установлению преступника и сообщить о результатах следователю;
-после поступления в дело письменных указаний следователя о проведении следственных действий и отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, повесток и постановлений об аресте, а также об оказании содействия в их исполнении;
-участвовать в следственных действиях совместно со следователем по решению следователя;
-проводить обыски у обвиняемого по постановлению следователя.
На следователей возлагаются следующие обязанности:
-проводить обыски у обвиняемых и направлять ордера на обыск в соответствующие органы дознания;
-принять меры, как до, так и после приостановления расследования, для установления лиц, совершивших преступление, как непосредственно, так и через орган, проводивший первоначальное расследование.
Эти правила обеспечивают процессуальную основу для сотрудничества, вытекающего из общих задач и взаимных обязательств. Помимо указанных обязательств, УПК РФ также регламентирует ряд совместных действий, которые в некоторых случаях лишь указывают на их совместный характер и обязанности.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает:
-порядок взаимодействия при передаче уголовных дел о преступлениях, по которым обязательно предварительное расследование, из подразделения, проводившего расследование, следователю. В этих случаях инициатором взаимодействия является подразделение, передающее дело. Это может быть и оперативное подразделение. При этом следует отметить, что в УПК РФ ничего не говорится о возможности участия следователей в деле, не дожидаясь проведения неотложных следственных действий. Однако следователи часто начинают расследование уже на стадии рассмотрения сообщения о преступлении;
-порядок начала розыска подозреваемого, обвиняемого, если его место пребывания не установлено. Следователь инициирует эту процедуру путем вынесения постановления об объявлении лица в розыск. Данное постановление направляется в оперативный отдел, ответственный за розыск, который обязан принять и исполнить постановление;
-процедура обеспечения задержания участников уголовного процесса. Следователь выносит постановление и передает его в розыскное подразделение с раскрытием всей необходимой информации, которое затем выполняет требования постановления. Раскрытие дополнительной информации необходимо, поскольку она не включена в постановление, и предоставление ее агенту повышает вероятность выполнения обязанностей, предусмотренных постановлением. Эта ситуация наглядно демонстрирует, что эффективное сотрудничество действительно необходимо для достижения целей полицейского;
-безопасность сотрудничества при розыске подозреваемых и обвиняемых. Процесс начинается с того, что следователь представляет оперативному сотруднику письменное постановление о розыске подозреваемого или обвиняемого. В УПК РФ также указано, что оперативно-розыскные мероприятия являются основными мерами по установлению лица, совершившего преступление. Поэтому после передачи дела следователю оперативный сотрудник должен самостоятельно осуществлять меры, необходимые для поиска лица, совершившего преступление, а также выполнять полученные от следователя указания о проведении ОРМ или отдельных следственных действий[ Криминалистика : учебник для прикладного бакалавриата / А. Г. Филиппов [и др.] ; под редакцией А. Г. Филиппова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. – С.201.].
В рамках самостоятельной оперативно-розыскной деятельности подразделения ОРМ взаимодействие с следователем по текущему уголовному делу допускается при условии соблюдения положений части 4 статьи 157 Уголовно-процессуального кодекса РФ:
-осуществление указаний следователя по выполнению определенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
-это следственные мероприятия, призванные установить личность виновного в совершении преступления.
-происходит обмен данными в ходе выполнения указанных операций.
Количество передаваемой информации зависит от имеющихся исходных данных и уровня легитимности информации, собранной в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Следовательно, правомочным субъектом, инициирующим взаимодействие и обладающим полномочиями для привлечения оперативных подразделений к расследованию, выступает следователь. Следователь может и должен привлекать помощь оперативного подразделения, но при этом важно помнить, что это не универсальный инструмент и его применение должно быть обоснованным и целесообразным для достижения следственных целей.