Фрагмент для ознакомления
2
1. Составление развернутой библиографии по теме исследования с использованием информационно-поисковых систем
В психологии существует давняя традиция изучения проблемы «совладания» личности с трудными ситуациями. В западной литературе для обозначения двух типов совладающего поведения (психологической защиты от неприятных переживаний и конструктивной активности личности, направленной на решение проблемы) используются термины “defence” и “coping” соответственно. Понятие психологической защиты (defensive behavior) появилось в психоаналитической школе и обозначало реакцию человека на жизненные трудности, проявляющуюся в различных формах борьбы Я с тяжелыми мыслями и неприятными переживаниями. Термины «копинг» и «совладание» используются как синонимы в отечественной литературе. В то же время, большинство авторов отличают механизмы копинг-поведения от психологической защиты личности, осуществляемых без их осознания [24].
Крюкова Т.Л. отмечает, что в «отличие от психологической защиты копинг-поведение — это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может» [5, с. 22].
С другой стороны, ряд исследователей объединяют понятия совладания и защиты, например, Анцыферова Л.И. [1], Корнилова Т.В [3], Р. Лазарус, С. Фолкман [9]. Автор придерживается точки зрения, что защитные механизмы понимаются как способы совладания. Можно выделить три подхода к совладанию. Первый из них — диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса [5].
К данному подходу относятся эго-аналитическая модель З. Фрейда, выделение стилей копинг-поведения как устойчивых личностных образований [5], измерение черт личности. Сторонники этого подхода анализируют особенности личности как предикторы преодоления стресса и их взаимосвязь с эффективными и неэффективными стилями совладания. Второй подход — ситуативный или динамический рассматривает процесс совладания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. К данному подходу относится когнитивная модель Р. Лазаруса. Он и его последователи считают, что стиль совладания со стрессом определяет не столько личность индивида, сколько сама стрессовая ситуация. Р. Лазарус определяет копинг как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [9].
Когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом, разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкман, на сегодняшний день является наиболее распространенной. Авторы рассматривают совладание как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека» [5, с. 174]. По мнению Р. Лазаруса, во всех случаях будет происходить «развивающийся, динамический процесс когнитивной оценки, переоценки, совладания и эмоциональной переработки» [9].
На копинг влияет оценка степени угрозы, оценка необходимых ресурсов, а также успешность собственных действий. Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня: «первичную когнитивную оценку» и «вторичную когнитивную оценку» соответственно, которые существенно различаются между собой. Первичная когнитивная оценка является ответом на вопрос: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?». Вторичная когнитивная оценка направлена на поиск ответа на вопрос: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?».
Выделяют три вида первичной когнитивной оценки: безразличие (стрессор оценивается в качестве безразличного фактора), слегка позитивная первичная оценка (взаимодействие со стрессором оценивается как слегка позитивное) и стрессовая первичная когнитивная оценка (стрессовый фактор воспринимается в качестве вреда, угрозы, вызова) [8].
Первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения с различными факторами, вторичная когнитивная оценка определяет выбор стратегии и исход процесса совладания. «Вторичная когнитивная оценка является более чем простым интеллектуальным упражнением по выявлению всего, что возможно было бы сделать. Это сложный оценочный процесс, берущий в расчет доступные для совладания возможности, а также вероятность того, что благодаря использованию данной стратегии человеку удастся осуществить изначально предполагаемый результат, и вероятность того, что человек может использовать одну или несколько конкретных стратегий эффективно» [9, p. 35].
Когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием, от нее зависит также тип эмоциональной реакции человека в стрессовой ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют два типа совладания со стрессом: проблемно-ориентированное совладание, нацеленное на разрешение стрессовой ситуации и эмоционально-ориентированное совладание, используемое в случаях, когда ситуацию невозможно изменить. Оценка ситуации в качестве контролируемой или неконтролируемой влияет на предпочтение того или иного типа совладания. Проблемно-ориентированное совладание позволяет разрешить проблему, создавшую стресс, эмоционально-ориентированное совладание регулирует эмоции, изменяет отношение к случившемуся.
«Проблемно-фокусированное совладание может включать в себя как агрессивные межличностные усилия, направленные на изменение ситуации,
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер.с фр. Москва: Центр психологии и психотерапии: КСП+, 1998.
2. Шперлинь А. В. Монетарное поведение как стратегия конструирования идентичности // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2012. Т. 6, вып.к 2.
3. Мужичкова Ю.Е., Бахарева А.А., Четверикова А.А. Отношение молодежи к деятельности микрофинансовых организаций // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Редакционная коллегия: А.Н. Лебедев, Н.В. Анненкова ,Е.В. Камнева, Ю.Е. Мужичкова. Москва, 2014. С. 82-88.
4. Dearden, C., Goode, J., Whitfield, G., Cox, L. (2010). Credit and debt in low-income families. York: Joseph Rowntree Foundation.
5. Lea, S.E.G. (1999). Credit, debt and problem debt. In: P.E. Earl, S. Kemp ^ds.). The Elgar companion to consumer research and economic psychology. Cheltenham: Edward Elgar, pp.139-143.
6. Sussman, A. B., Shafir, E. (2012). On assets and debt in the psychology of perceived wealth // Psychological Science, 23, 101108.
7. Lea S.E.G., Webley P., Levine R.M. The economic psychology of consume debt // Journal of Economic Psychology. 1993. Vol. 14. P. 85-119.
8. Гагарина М.А., Павлова О.Е. Ограниченная рациональность и долговое поведение работающих и неработающих россиян // Социальная политика и социология: междисциплинарный научно-практический журнал. 2013, №3. C. 251265.
5 Прокрастинация — склонность к переносу важных и срочных дел, откладыванию их «на потом», что приводит к жизненным проблемам и связано с болезненными психологическими эффектами.
9. Hayhoe, C.R., Leach, L., Turner, P.R. (1999). Discriminating the number of credit cards held by college students using credit and money attitudes // Journal of Economic Psychology, 20, 643-656.
10. Norvilitis, J.M., Szablicki, P.B., Wilson, S.D. (2003). Factors influencing levels of credit-card debt in college students // Journal of Applied Social Psychology, 33, 935-947.
11. Webley, P., Nyhus, E.K (2006). Parents' influence on children's future orientation and saving // Journal of Economic Psychology, 27, 140-164.
12. Bachman J. The Psychology of Debt. Credit & Collections World. White Paper, April 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://i2credit.com/img/white/archivo-23.pdf (дата обращения: 21.06.2015).
13. СтребковД.О. Модели кредитного поведения и факторы, их определяющие // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 52-62.
14. Lea S.E.G., Webley P., Walker C.M. Psychological factors in consumer debt: Money management, economic socialization, and credit use // Journal of economic psychology. 1995. Vol. 16. P. 144.
15. Fitch С., Chaplin R., Trend C., Collard S. Debt and mental health: the role of psychiatrists // Advances in Psychiatric Treatment. 2007. Vol. 13. 194-202
16. Семенова Е. Кредитная истерия [Электронный ресурс] http://www.credits.ru/articles/2346/ (дата обращения: 10.06.2015)
17. Ottaviani, C.,Vandone, D. (2011). Impulsivity and household indebtedness: Evidence from real life. Journal of Economic Psychology, 32, 754-761. doi:10.1016/j.joep.2011.05.002.
18. Brown, S., Garino, G.,Taylor, K. (2013). Household debt and attitudes toward risk. Review of Income and Wealth, 59, 283304. doi:10.1111/j.1475-4991.2012.00506.x.
19. Seaward, H.G.W., Kemp, S. (2000). Optimism bias and student debt. New Zealand Journal of Psychology,29, 7-9.
20. Donnelly, G., Iyer, R.,Howell, R.T. (2012). The Big Five personality traits, material values, and financial wellbeing of self-described money managers. Journal of Economic Psychology, 33, 1129-1142. doi:10.1016/j.joep.2012.08.001
21. КанеманД., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 24. №4. С. 31-42
22. Anderson C.J. (2004). The psychology of doing nothing: forms of decision avoidance result from reason and emotion // Psychological Bulletin, 129: 139-167.