Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование рыночных отношений коренным образом изменило экономическую, правовую и информационную среду функционирования предприятий всех отраслей хозяйства. Ведение хозяйственной деятельности в современных условиях повышает самостоятельность предприятий в выборе, принятии и реализации управленческих решений. Вместе с этим возрастает юридическая и финансовая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Произошедшие в сфере экономики изменения обусловили необходимость проведения комплексного анализа условий и результатов хозяйствования. На сегодняшний день обеспечить эффективную работу организации можно только экономически грамотным управлением, которое во многом определяется умением анализировать уже полученные результаты и определять перспективы дальнейшего развития. Текущую операционную деятельность организации любой сферы хозяйствования обеспечивают оборотные активы, называемые также текущими активами или мобильным имуществом. Главным отличием оборотных активов от остального имущества является многообразие видов, трансформация одного вида актива в другой и полный перенос своей стоимости на продукцию организации в течение одного операционного цикла. Предприятие может иметь множество самых разных станков и машин, являться владельцем нескольких зданий, обладать патентами и товарными знаками, но без оборотных активов его жизнедеятельность невозможна. 1.КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Уралпромжелдортранс, АО зарегистрирована по адресу г. Екатеринбург, Трамвайный пер., д. 15, 620041. Основным видом деятельности компании является деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки. Также Уралпромжелдортранс, АО работает еще по 1 направлению. Размер уставного капитала 544 350 руб. Организация насчитывает 2 дочерние компании. Имеет 3 лицензии. Компания Уралпромжелдортранс, АО принимала участие в 34 торгах из них выиграла 26. Основным заказчиком является ОСК Центрального Военного Округа, ФКУ. В судах
3
организация выиграла 33% процессов в качестве истца и 13% в качестве ответчика, проиграла 9% процессов в качестве истца и 26% в качестве ответчика. Развитие организации идет столь динамичными темпами, что в 2002 году в целях оптимизации процедур логистики, производства и бухгалтерии принято решение выделить направление производства антикоррозийных и теплоизоляционных покрытий в отдельную бизнес-единицу.
Общее руководство АО «Уралпромжелдортранс» возложено на Генерального директора. Он осуществляет руководство в соответствии с действующим законодательством, в своей деятельности руководствуется требованиями устава, а также заключенными с обществом трудовыми договорами. Его первостепенной целью является обеспечение прибыльности и финансовой устойчивости организации. Финансовый директор является правой рукой Генерального директора рассматриваемого организации. Его главная функция – проведение финансовоэкономического анализа деятельности организации. На основе этого анализа можно понять о прибыльной или убыточной деятельности, какие существуют перспективы развития, где находятся слабые места, и вообще судить о состоянии организации в целом. Директор по развитию – это сотрудник, с сильными управленческими навыками, опытом работы с людьми. Он помогает расширить сферу деятельности компании и увеличить её обороты. Директор производства очень ответственная должность. Не преувеличивая можно сказать, что от работы этого специалиста зависит успех компании в целом. Директор по маркетингу осуществляет разработку маркетинговой политики компании, анализирует потребительские свойства товара и прогнозирует потребительский спрос на продукцию. Главной задачей отдела маркетинга является анализ деятельности конкурентов, т.к. результат этого анализа - выявить конкурентные преимущества для своего организации. Директор по управлению человеческими ресурсами организует работу по формированию кадровой политики компании, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития организации и мер по ее реализации. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственнофинансовой деятельности компании и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации, формирует учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности компании. Структура управления построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. В АО «Уралпромжелдортранс» используется линейно-функциональная структура. Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности АО «Уралпромжелдортранс» представлены в таблице 2. С её помощью мы проанализируем деятельность организации в 2016 году по сравнению с 2017 годом и в 2017 году по сравнению с 2018 годом.
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Для того, чтобы проанализировать структуру оборотного капитала (оборотных средств), необходимо учитывать, что устойчивость финансового состояния во многом зависит от оптимального размещения средств в процессе кругооборота: снабжения, производства и сбыта продукции.
4
В процессе анализа изучаются изменения в наличии и структуре оборотных активов, при этом следует учитывать, что стабильная структура оборотных средств говорит о стабильном, хорошо отлаженном процессе производства и сбыта продукции, а существенные её изменения укажут на нестабильную работу организации.
Таким образом, наибольший удельный вес занимают запасы, доля которых в сумме увеличилась в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 14417 тыс.руб. или в 2,5 раза. В 2018 году по сравнению с 2017 годом доля запасов уменьшилась на 1940 тыс. руб. или на 8,4%. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 21298 тыс. руб. или в 2,5 раза, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 3856 тыс. руб. или на 11,1%. Наблюдается рост денежных средств в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 2380 тыс. руб. или в 3 раза, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдается их резкое снижение на 1926 тыс. руб. или на 56,4%. Управление финансовой деятельностью организации предполагает грамотное распределение активов и стратегическое планирование. В этих аспектах работы значительное место занимает такое понятие, как дебиторская задолженность, которая нуждается в непрерывном учете, контроле и анализе. В ходе осуществления предпринимательской деятельности, участники имущественного оборота предполагают, что в результате проведения хозяйственных операций они как возвратят вложенные средства, так и получат доходы. Однако в практике нередко возникают ситуации, когда по определенным причинам организация не может взыскать долги с контрагентов, вследствие чего сама не может своевременно отвечать по своим обязательствам. Одной из негативных сторон сегодняшней экономической ситуации является существенное увеличение рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа. Поэтому проблеме дебиторской задолженности во всех организациях уделяется повышенное внимание, ведь от этого зависит конкурентоспособность компании. Грамотное управление дебиторской задолженностью организации предусматривает формирование комплекса процедур и моделей поведения организации по отношению к дебиторской задолженности, её имеющихся и возможных контрагентов. Дебиторская задолженность возникает вследствие невыполненных договорных обязательств, из–за переплат по налоговым платежам и сборам, из–за пени и из–за выданных денежных средств под отчёт. Проблемой дебиторской задолженности является то, что не предоставлять рассрочки платежей предприятие не может, так как такое решение приведет к уменьшению продаж, а, следовательно, снижению прибыли. Кроме того, не существует установленного норматива дебиторской задолженности. То есть предприятие само решает, какой лимит дебиторской задолженности для него наиболее оптимален. Большая доля дебиторской задолженности в активах предприятия влечет за собой проблемы, то есть предприятию недостаточно денежных средств для нормального функционирования, и оно будет прибегать к заемным средствам. Поэтому правильное определение оптимального уровня дебиторской задолженности является еще одной открытой проблемой для многих предприятий. Таким образом, при возникновении дебиторской задолженности основной проблемой является риск невозврата долга контрагентами. Риском дебиторской задолженности является риск, который связан с отклонением плановых показателей работы от реальных из за неисполнения (либо неполного,
5
ненадлежащего исполнения) контрагентом собственных обязательств перед организацией. В управлении рисками принято использовать следующие методы: отказ от риска, предполагающий попытку избежать всех возможностей возникновения риска; метод уменьшения размера убытков предполагает проведение превентивных мероприятий, направленных на снижение размера возможного ущерба и т.д. Вышеперечисленные методы снижения риска невозврата задолженности имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны, но отметим, что управление риском невозврата дебиторской задолженности должно быть комплексным, необходимо использовать все вышеприведенные методы, в результате применения которых возможно сокращение финансовых рисков организации.
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
Способ формирования оборотных активов отражает общую политику руководства организации в отношении приемлемого уровня доходности и риска финансовой деятельности. В экономическом анализе различают три принципиальных подхода к политике формирования оборотных активов организации: консервативный, умеренный, агрессивный. Особенности каждого из вышеперечисленных подходов отражены на схеме (рис.2).
От выбора принципа формирования оборотных активов зависит величина совокупных активов и структурный состав мобильного имущества организации, которые обеспечивают необходимое соотношение между эффективностью и риском. Оптимизация объема и структуры оборотных активов должна учитывать тип политики их формирования, обеспечивая заданный уровень рентабельности и возможных финансовых потерь. Процесс оптимизации объема оборотных активов включает в себя три стадии: 1. С учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется последовательность мероприятий по сокращению операционного цикла организации. При этом сокращение периода оборота активов не должно снижать объемы производства и реализации продукции. 2. На основе планируемого объема производства, учитывая политику формирования активов, определяется оптимальный объем оборотных активов и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода оборота определенного вида активов с учетом результатов проведенного анализа. 3. Определяется общий объем оборотных активов организации на предстоящий период как сумма отдельных видов активов: Таблица 6 - Общий планируемый объем оборотных активов Общий объем оборотных активов организации на конец рассматриваемого предстоящего периода ОАп Сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода ЗСп Сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода ЗГп Сумма текущей дебиторской задолженности на конец предстоящего периода ДЗп Сумма денежных активов на конец предстоящего периода ДАп Сумма прочих оборотных активов на конец предстоящего периода Пап
6
Определяя сумму оборотных активов на предстоящий период, необходимо учитывать возможные сезонные колебания в осуществлении операционной деятельности организации. Особенности производства могут потребовать наличия запасов сырья в определенные промежутки времени; колебания спроса на продукцию повлекут за собой необходимость накопления готовой продукции. Высвобожденные в процессе оптимизации текущих активов средства перераспределяются по основным видам мобильного имущества с учетом планируемых объемов производства и реализации продукции и в целях обеспечения нормативных значений показателей платежеспособности, доходности, финансовой устойчивости организации. Также с учетом результатов оптимизации определяются источники и формы финансирования текущих активов на предстоящий период. Таким образом, одним из условий эффективного производства является формирование политики управления оборотным капиталом, в соответствии со стратегией развития. Политика управления оборотным капиталом должна охватывать все направления регулирования приобретения и использования оборотных активов. Приоритетными аспектами политики управления оборотными активами следует выделить следующие критериальные признаки: 1. Оценка и планирование оборотных активов в зависимости от видов деятельности предприятия. 2. Планирование оборотного капитала по местам нахождения, которое предполагает определение потребности в них по структурным подразделениям. 3. Оценка и планирование оборотных активов по роли в процессе осуществления производства. 4. Планирование управления оборотным капиталом по элементам: материальные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и денежные эквиваленты, краткосрочные финансовые вложения. 5. Оценка и планирования нормируемых и ненормируемых оборотных активов сельскохозяйственных предприятий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: В условиях современной рыночной экономики все большее количество предприятий стремятся эффективно использовать свои оборотные активы, особенно это касается торговых организаций. В связи с тем, что основными задачами собственников компании является: обеспечение инвестиционной привлекательности компании, в т. ч. для иностранных инвесторов, максимизация прибыли, обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости, в организации должна создаваться более совершенная система управленческого учета, а также проводится постоянный анализ хозяйственной деятельности предприятия, в том числе комплексный анализ оборотных активов. Экономический анализ оборотных активов позволяет объективно и всесторонне оценить деятельность предприятия и помогает в выборе правильных управленческих решений, которые выведут деятельность организации на новый уровень. В организациях оборотные активы являются главной составляющей хозяйственной жизни предприятия, они обеспечивают реализацию социально-экономических целей, отличаются многофункциональностью и преобладают в составе оборотных активов. Следовательно, для предприятий оборотные активы являются главным элементом экономического анализа. Классификации оборотных активов, предлагаемые исследователями, отличаются друг от друга. Оборотные активы могут группироваться по их функциональной роли в
7
торговом процессе; материально-вещественному содержанию; практике контроля, планирования, управления; источникам формирования; ликвидности и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Российская газета. № 15. – 2017. – С. 5-12. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011). // Консультант Плюс, последнее обновление 17.01.2012. 3. НК РФ (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010). // Консультант Плюс, последнее обновление 17.01.2012. 4. НК РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 21.04.2011). // Консультант Плюс, последнее обновление 17.01.2012. 5. Бухгалтерский баланс АО «УРАЛПРОМЖЕЛДОРТРАНС» 6. Устав АО «УРАЛПРОМЖЕЛДОРТРАНС» 7. Отчет о финансовых результатах АО «УРАЛПРОМЖЕЛДОРТРАНС» 8. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2016. - 312 с. 9. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика. - М.: "Бизнес-Пресса", 2016. - 301 с. 10. Лобанова Е.Н. Торговый кредит, его стоимость и управление «дебиторкой» // Российское предпринимательство. – 2016. – № 3 (39). – С. 44-49. 11. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А. Финансовый менеджмент. – М.:ИНФРА-М, 2016. – 319 с. 12. Орлова О. Е. Финансовые аспекты кредитования [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2011. №5. Доступ из справ.- правовой системы "КонсультантПлюс 13. Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика. – М.:Экзамен, 2016. – 256 с. 14. Подолякин, В.И. Основы экономики организации: стоимость и структура капитала: учеб.пособие. – Иваново: ИГТА, 2017. – 112с. 15. Савченкова Е.В. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия // Российское предпринимательство. — 2017. — № 10 Вып. 1 (120). — С. 33-37. 16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Новое знание. – 2011. – 560 с. 17. Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание. – 2012. – 642 с. 18. Туревский И.М. Экономика и управление автотранспортным предприятием. - М.: Высшая школа, 2012. - 222 с. 19. Уткин Э.А. Управление фирмой.- М.: Акалис, 2010. – 287с. 20. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 316с. 21. Филобокова Л.Ю. Методические подходы к управлению и анализу дебиторской задолженностью в малом предпринимательстве // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – №7. – С.5-6. 22. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.:Изд-во«Перспектива», 2017. – 656 с. 23. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2016. – 408 с. 24. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. – 324 с.
8
25. Финансовый менеджмент / под ред. акад. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 324 с. 26. Филобокова Л. Ю. Обоснование подходов к формированию стратегии и тактики управления оборотным капиталом в малом предпринимательстве в условиях глобализации экономических процессов // Финансовый менеджмент. 2011. №2 – С.5-12. 27. Хелферт Э. Техника финансового анализа. – М.: ЮНИТИ, 2016. - 328 с. 28. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.: Инфра-М, 2012. – 473 с. 29. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра- М, 2011. - 454 с. 30. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 304