Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что управление ассортиментом товаров является важным направлений деятельности торгового предприятия. Особая значимость этого направления приобретается в современных условиях развития экономики, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту.
Под управлением ассортиментном товаров понимается разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, которая будет наиболее полно соответствовать текущим потребностям покупателей. То есть управление ассортиментом направлено на достижение требований рациональности ассортимента.
Оценка качества товара предполагает установление соответствия товара общественным потребностям. Качество товара — это совокупность свойств, форм, внешнего вида, назначения товара. Оценка качества проводится следующими методами: органолептический, лабораторный, экспертный, измерительный, регистрационный, социологический, экспресс метод. При этом особое значение имеют факторы, сохраняющие качество товаров. К ним относится: упаковка, маркировка, размещение, транспортирование, хранение; степень их значимости, характеристика.
Цель исследования: проведение анализа управления ассортиментом, оценки качества и сохранности товара на примере магазина торговой сети «Пятерочка», как составляющей Компании ПАО «Х5 Retail Group». Задачи: 1. дать краткую характеристику предприятия; 2. проанализировать нормативно-теоретические и практические аспекты управления ассортиментом, оценки качества и сохранности товара; 3. сделать вводы.
Объект исследования - ПАО «Х5 Retail Group», а в частности магазин розничной торговой сети ООО «Пятерочка». Предмет исследования – аспекты управления ассортиментом, оценка качества и сохранности товара магазина «Пятерочка».
1. Характеристика ПАО «Х5 Retail Group» (ООО «Пятерочка»)
Компания Х5 Retail Group - одна из крупнейших предприятий розничной торговли в России. Она управляет магазинами различных форматов под широко известными торговыми именами. Компания была создана 18 мая 2006 года в результате объединения розничных сетей «Пятерочка» и «Перекресток». Позднее, в 2008 году Х5 Retail Group приобрела розничную сеть магазинов «Карусель», чем значительно укрепила свои позиции в части гипермаркетов и стала разноформатной розничной сетью. Компания продолжила слияние бизнеса на розничном рынке России, приобретя в 2009 и 2010 годах две розничных сети супермаркетов «Паттерсон» и «Копейка». В 2011 году Компания была реорганизована с целью децентрализации своей розничной деятельности и предоставления большей независимости форматам. В рамках этой реорганизации форматы получили финансовую и кадровую функции, начали самостоятельно проводить ассортиментную политику и ценообразование, а также функцию планирования развития, социальный пакет и непрерывное комплексное обучение с возможностями профессионального роста.
Особенность организации в ее структуре. Она состоит из нескольких отдельных юридических лиц с разными формами собственности: ОАО «Торговый Дом «КОПЕЙКА», ООО «ИКС 5 Финанс», ООО «Карусель Финанс», ООО «Пятерочка», ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК» и ОАО «Шуваловский».
Организационная структура Х5 Retail Group децентрализована. Руководители подразделений компании — торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» — напрямую подчиняются главному директору (приложение 1). При этом, торговая сеть «Пятёрочка» располагает собственной системой управления, в то время как сети «Перекрёсток» и «Карусель» осуществляют совместное управление деятельностью.
Магазины компании «Х5 Retail Group» расположены в 53 субъектах РФ, на территории пяти федеральных округов, в 9 из 12 экономических районов России (Центральный, Северо-Западный, Северный, Западно-Сибирский, Уральский, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Центрально-Чернозёмный). Количество магазинов по всем экономическим районам составляет 7020, в том числе магазинов «Пятёрочка» – 6265.
Основное направление деятельности ПАО «Х5 Retail Group» – продовольственные товары. Компания управляет магазинами розничной торговли, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия.
Основные задачи компании: 1) создать крупнейшую и эффективную продуктовую розничную компанию в РФ, способную на равных конкурировать с международными сетями; 2) предоставить покупателям возможность приобретать достаточный круг товаров по приемлемым ценам в уютных и удобных условиях.
Организационно-правовая форма «Х5 Retail Group» – публичное акционерное общество. Все магазины «Х5 Retail Group» представлены разными организационно-правовыми формами. Так, например, «Пятерочка» - общество с ограниченной ответственностью.
Акционерами «Х5 Retail Group» являются: консорциум «Альфа-групп» – 47,86%, основатели «Пятерочки» – 14,43%, директора «X5 retail group» – 0,06%, казначейские акции – 0,02%, акции в свободном обращении – 37,64%.
Правовое положение компании определяется в соответствие с законодательством РФ. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность компании, включают: федеральный закон «Об акционерных обществах», закон «О защите прав потребителей», закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара», федеральный закон «О рекламе» и др. Компания организована по системе франчайзинга. В нашей стране нет конкретного закона о франчайзинге, поэтому применяется Глава 54 ГК РФ, по которой вместо франчайзингового договора используют договор коммерческой концессии с приложением Лицензионного договора.
Таблица 1. Входной материальный поток ПАО «Х5 Retail Group».
№ Товароматериальные ценности
Продовольственные товары Непродовольственные товары
1. Кондитерские изделия Косметика и бытовая химия
2. Молочная продукция Товары для детей
3. Бакалея Товары для дома, сада, авто, спорта
4. Хлебобулочные изделия Бытовая техника и электроника
5. Фрукты и овощи
6. Мясные и колбасные изделия
7. Рыба и морепродукты
8. Винно-водочные и безалкогольные напитки
9. Табачные изделия
10. Пищевые жиры
11. Полуфабрикаты и заморозка
12. Сахар, крупы, кофе, чай, чипсы, соусы
На рисунке 1 представлена диаграмма Структуры групп товарного ассортимента в общем объеме продаж ПАО «X5 Retail Group».
Рис. 1. Структура групп товарного ассортимента в общем объеме продаж ПАО «X5 Retail Group».
Основными товарными группами являются продукты питания, доля которых составляет 54% в общем объеме продаж, алкоголь и табак – 19%, косметика и бытовая химия – 16%, товары для дома, сада и спорта – 5%, бытовая техника и электроника – 4%, другое – 2%.
Практика проходила, в частности, на базе ООО «Пятерочка» в одноименном магазине. Дадим краткую характеристику магазину.
Так, магазин «5Пятерочка» функционирует с 2013 года и за пять лет работы завоевал доверие покупателей. Ежедневно вышеуказанный магазин работает с 9.00 до 22.00, без обеда и выходных. Подобный график работы удобен для потребителей, поскольку в течении дня и вечером есть возможность приобрести необходимый товар.
Типизация магазина ООО «Пятерочка» предполагает наличие следующих аспектов: торговая площадь 100 кв. м; товарный ассортимент более 13000 наименований; применение фирменных упаковочных материалов; наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой ООО «Пятерочка».
Структура кадрового состава предприятия представлена на рисунке 2.
Так, общая численность работников магазина (на время прохождения практики) - 24 человека, из них: 1 заведующий магазином, 1 заместитель заведующего, 1 бухгалтер, 1 товаровед, 4 продавца, 2 кассира, 2 менеджера, остальные - технический и обслуживающий персонал (уборщицы, грузчики, фасовщики, охранники и т. д.).
Рис.2. Структура кадров магазина «5Пятерочка»
Торговый зал магазина разделён на две части. В первой части пять секций, работающих по методу самообслуживания. Во второй части работа организована традиционным методом (через прилавок).
Торговый зал магазина имеет прямоугольную форму что вполне удобной для оптимальной организации торгово-технологического процесса, потому что в таком торговом зале можно совместить два выше указанных метода торгового обслуживания и сделать товары хорошо обозримыми для посетителей супермаркета.
Кроме того, на площади данной организации размещаются кабинет заведующей магазином, кабинет заместителя зав. магазином и бухгалтера, гардероб для персонала, мойка, подсобные и складские помещения, предназначенные для хранения товаров, инвентаря, тары и упаковочных материалов.
В магазине «5Пятерочка» располагаются следующие секции: винно-водочные товары; молочные товары; кондитерские изделия; гастрономические товары; хлебобулочные товары; мясные товары.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гражданский кодекс РФ, 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ / http://www.consultant.ru
2.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» /http://www.consultant.ru
3. Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» /http://www.consultant.ru
4.Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ /http://www.consultant.ru
5.Закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ /http://www.consultant.ru
6.Закон РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (последняя редакция)/http://www.consultant.ru
7.Закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 03.07.2016 № 273-ФЗ (последняя редакция)/ http://www.consultant.ru
8. Афанасенко, И. Д. Торговое дело. Учебник / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - М.: Питер, 2015. - 384 c
9.Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
10.Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебное пособие для начального профессионального образования / Н.В. Гранаткина. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 256 c.
11.Качурина, Т. А. Товароведение пищевых продуктов. Рабочая тетрадь / Т.А. Качурина, Т.А. Лаушкина. - М.: Academia, 2013. - 160 c.
12.Куликова, Н. Р. Товароведение и экспертиза чая и кофе / Н.Р. Куликова. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 168 c.
13.Коротких, И. Ю. Основы коммерческой деятельности / И.Ю. Коротких. - М.: Академия, 2017. - 208 c.
14.Лифиц, И.М. Товарорведение продовольственных и непродовольственных товаров. Учебник для СПО / И.М. Лифиц, Ф.А. Жукова, М.А. Николаева. - М.: Юрайт, 2016. - 123 c.
15. Ляшенко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация / А.А. Ляшко и др. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 668 c.
16.Николаева, М. А. Теоретические основы товароведения / М.А. Николаева. - М.: Норма, 2016. - 448 c.
17.Николаева, М. А. Хранение продовольственных товаров / М.А. Николаева, Г.Я. Резго. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 304 c
18.Тимофеева, В. А. Товароведение продовольственных товаров / В.А. Тимофеева. - М.: Феникс, 2013. - 480 c.