Фрагмент для ознакомления
2
Отчет
Пенсионная система любого государства – не статичное явление, эта система постоянно находится в развитии, сталкиваясь с теми или иными рисками, характерными для конкретного общества на соответствующем этапе его развития, которые ей требуется преодолеть, чтобы обеспечить собственную эффективность, в первую очередь с точки зрения защиты пенсионных прав граждан и обеспечения финансовой устойчивости. Сейчас трудно себе уже представить, что фактически совсем недавно (по историческим меркам, конечно), каких-нибудь 100 лет тому назад, говорить о полноценных пенсионных системах, обеспечивающих широкий охват населения, не приходилось. Теперь же в развитых государствах, в том числе и в Российской Федерации, системы пенсионного обеспечения гарантируют защиту граждан при наступлении всех социально значимых обстоятельств или страховых случаев, к которым относятся достижение определенного возраста (старость в российской терминологии), инвалидность и потеря кормильца, и при этом имеют важнейшее значение для доходов граждан и развития экономики.
Пенсионное обеспечение – важная составляющая социальной политики государства. В настоящее время пенсионная система России должна содержать несколько дополняющих друг друга частей (компонент). Первый компонента содержит гарантированный одинаковый для всех граждан размер пенсии, который не зависит от трудового стажа и прошлой заработной платы. Второй компонент основывается на страховом принципе и предназначена для сглаживания потребления на протяжении жизненного цикла. Размеры этой части пенсии увязывают с прошлыми заработками. Третий компонент также предназначена для сглаживания потребления, однако в отличие от второй, построена на накопительном принципе. Она зависит от пенсионных выплат. Четвертый компонент – корпоративное пенсионное страхование, финансируемое за счет взносов работодателей. Пятый компонент – добровольное пенсионное страхование, его формирует сам работник через частные или государственные системы.
Место прохождения практики: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР).
Практику проходил в качестве помощника специалиста в отделе ПУ и ВС (отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями).
В ходе прохождения практики были выполнены следующие задания:
1. Изучение особенностей компетенции органов Пенсионного фонда РФ.
2. Изучение поддержание базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
3. Выявление лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществление их учета, используя информационно-компьютерные технологии.
4. Консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения, социальных выплат, предоставления материнского (семейного) капитала, персонифицированному учету, социальной защиты, с применением информационных систем ПФР.
5. Организация и координация социальной работы с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
6. Участие в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
7. Участие совместно со специалистом Управления (отдела) ПФР (НПФ) в рассмотрении в установленном порядке предложений, заявлений, жалоб граждан.
8. Взаимодействие в процессе работы с государственными органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями, а также сбор и анализ информации для статистической и другой отчетности.
В ходе изучения особенностей компетенции органов Пенсионного фонда РФ, было выявлено, что Пенсионный Фонд России – это организация и крупнейшая федеральная система, которая оказывает социальные услуги в России, обеспечивающие права российских граждан на получение пенсий. В Пенсионный Фонд России входят 83 отделения в субъектах РФ. Нужно заметить, что бюджет ПФР превышает 9 % Валового Внутреннего Продукта страны и более 2 500 территориальных управлений ПФР организуют деятельность с работодателями и населением.
Согласно установленному законодательству России, ПФР является не только простым государственным учреждением, но и наделен определенными публично-властными полномочиями. Кроме этого, ПФР предоставлена специальная правоспособность, отличающая данный фонд от других государственных и бюджетных организаций. ПФР имеет многоуровневую систему, которая централизована и имеет следующую иерархическую последовательность:
1. Федеральный уровень, распространяющий свои полномочия полностью на всю систему.
2. Управление в федеральных округах может влиять на структуру только внутри своего округа, объединяющего несколько субъектов страны
3. Территориальные отделения внутри округов на уровне субъектов РФ имеют полномочия, распространяемые только на данный регион.
4. Местный уровень представляет управление на территории одного населенного пункта .
Структура Пенсионного фонда РФ, разграничении полномочий органов Пенсионного фонда РФ (НПФ), их подчиненность и взаимодействие изображена на рис. 1.
Рис. 1. Структура Пенсионного фонда РФ
Подотчетность данной иерархии осуществляется от низших к высшим органам. Наивысшим органом является Правление ПФР с исполнительным органом. В регионах отделения действуют юридически самостоятельно в пределах возложенных на них индивидуальных задач. Основными из них являются:
– осуществление расчета пенсионного обеспечения;
– назначение выплат;
– централизация деятельности местных управлений.
Главными направлениями ПФР значатся:
– социальные выплаты;
– социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума пенсионера;
– назначение и выплата пенсий;
– администрирование страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
– адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ в субъектах РФ;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.
3. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ. 05.05.2008. № 18. Ст. 1943.
4. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 04.03.1993. № 9. Ст. 328.
5. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 30.01.1992. N 5. Ст. 180.
6. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Портнова Н.Е., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 424 «О накопительной пенсии» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
7. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. 296 с.
8. Харитонова Ю.Н., Макарова Г.Ю., Дремова Е.С. Деятельность пенсионного фонда России в социальном обеспечении населения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 2A. С. 18-27.
9. Хлебников О.В. Автоматизация работы Пенсионного фонда России // Совершенствование государственного и муниципального управления в условиях формирования демократического правового государства Материалы VI Межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 254-258.
10. Цветкова И.С. Включение в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периода работы // Правовые вопросы в здравоохранении. 2016. № 4. С. 90.
11. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года // СПС КонсультантПлюс. 2015.