Фрагмент для ознакомления
2
Графические диаграммы и интерпретация результатов психолого-педагогической диагностики
Проблема жизнестойкости поднималась и поднимается различными исследователями.
При этом даже если авторы не употребляют этот термин прямо, в своем анализе они акцентируют внимание на различных аспектах зрелой, устойчивой к внешним и внутренним воздействиям личности. Понятие «жизнестойкость» («hardiness») было введено С. Мадди, когда он разрабатывал проблемы творческих способностей ребенка и урегулирование стрессовых ситуаций. По его мнению, эти проблемы вписываются в концепцию «жизнестойкость», потому что формируют ее.
Человек развивается в процессе включенности, контроля и вызова, который ставят ему жизненные обстоятельства. Кроме того, у него обогащается его потенциал, он учиться справляться со стрессами, которые постоянно возникают у него на жизненном пути.
По мнению автора понятие «hardiness» показывает, насколько психологически человек живуч, насколько он может быть эффективным и здоровым, совладать со стрессовыми ситуациями.
То, как человек относится к происходящему вокруг него, как он пользуется заложенными в него и его психику ресурсами, показывают, может ли человек в принципе противостоять околоэкстремальными и экстремальными стресогенами, которые дают о себе знать каждый день. С. Мадди считает, что основной характеристикой понятия «hardy», является «commitment» - то есть «включенность».
Это понятие определяет, как человек относится к себе, к окружающим, какой между ним и тем, что его окружает характер взаимодействия. Включенность мотивирует человека быть лидером, здоровым, крепким, счастливым, оптимистически настроенным.
Человек благодаря включенности может ощущать себя нужным, важным и значимым. У него появляются силы, которые помогают ему справляться со всеми трудностями, возникающими в жизни. В решение проблем он погружается полностью.
«Hardy» - это аттитюд, который условно можно назвать контролем, под действием которого человек и находит в себе силы искать пути разрешения возникающих в жизни проблем, а не впадать в глубокую депрессию и чувствовать себя абсолютно беспомощным.
Этот термин можно по значению сравнить с понятием «локус контроля», введенный Роттером. «Hardy» - это аттитюд, который можно условно также назвать «вызовом», который помогает человеку не бояться всего, что происходит, а наоборот, открыться окружающей среде, обществу.
Человек понимает, что жизнь бросает ему вызов, который он должен принять, с которым он должен справиться.
Другими словами, «hardiness» является особым паттерном, с помощью которого у человека формируются установки и навыки, которые помогают человеку превратить происходящие с ним изменения в возможности, которые помогут ему реализоваться в жизни.
П. Тиллих ввел понятие «мужество быть», которое определяет его операционализацию. Кроме аттитюдов, у понятия «hardiness» есть еще и ценности как кооперация; доверие; креативность.
Понятие «hardiness» и понятие копинг-стратегия, хотя и отражают путь личности по совладению с трудностями, возникающими на жизненном пути, но Лазарус и Фолкман отмечают, что «hardiness» включает в себя несколько стратегий, а не одну. В число этих стратегий входят:
- стратегия противостоящего совладания; стратегия дистанцирования;
- стратегия самоконтроля; стратегия поиска социальной поддержки;
- стратегия принятия ответственности; стратегия избегания;
- стратегия планового решения проблемы; стратегия переоценки.
Сравнивая жизнестойкость и копинг-стратегию, можно сказать, что копинг-стратегия это алгоритм действия, который отображает привычные для человека черты. А «hardiness» - это понятие, которое формирует у человека установку на выживаемость.
Кроме того, копинг-стратегия – это прием решения проблемы, который может быть продуктивным, а может быть непродуктивным. Иногда копинг-стратегия приводит к регрессу человека. А вот «hardiness» - это поведение, при котором человек при любых обстоятельствах справляется с факторами, которые провоцируют в его жизни стрессовые события, поэтому он в любом случае добивается личностного роста.
В представлении К. Роджерса («Я-концепция») личность утверждается в качестве целостного и неповторимого образования, имеющего в основе своей силы, становящиеся основой развития жизнестойкости, поскольку гармонично развитый человек, используя свои таланты, способности и возможности, воплощает в жизнь свой потенциал, содействует общественному прогрессу, самопознанию и осознанию сферы своих переживаний. Определение К. Роджерсом личности как «полноценно функционирующей» позволяет увидеть в личности способности к жизнестойкости.
Жизнестойкая личность открыта переживаниям, иначе говоря, способность слышать себя, ощущать, что называется умом и сердцем окружающее и происходящее, признавая их неизбежность и непротиворечивость. Это и есть экзистенциальный образ жизни, то есть умение жить полной жизнью, осознавая неповторимость каждого момента жизни.
Это органическое доверие, то есть способность опираться в принятии решений на свои собственные чувства и воззрения, эмпирическая свобода, выражающаяся в возможности человека жить нестесненно, с учетом собственных желаний и настроя, без запретов и ограничений.
Человек должен овладеть внешними обстоятельствами, чтобы стать творцом своей индивидуальной истории. В этом видит смысл жизнестойкости Н.А. Логинова. Возможностью развития жизнестойкости она считает творчество как источник, позволяющий «индивиду полностью раскрыть свои сущностные силы, подлинные человеческие способности и внести свой оригинальный, индивидуальный вклад в ценности общества, ... в обогащение духовного мира человека».
Способность личности выходить за пределы собственного «Я», принимая во внимание также и мнения окружающих по поводу своей социальной деятельность рассматривает А.А. Реан как жизнестойкость личности в социум. Личность использует все свои способности, возможности и умения, чтобы добиваться не только собственного совершенства, но и благополучия окружающих, тем самым уводя человека от эгоцентризма, проявляющегося в поисках только личного счастья .
Жизнестойкость, с точки зрения Р.А. Ахмерова, включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Вовлеченность – это «убежденность в том, что причастность к происходящему дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Контроль – «убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован». Принятие риска – убежденность человека, которая способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, позитивного или негативного.
Именно воля, сила внутреннего «Я» человека, ориентация составляют феноменологию личностного потенциала, его жизнестойкости. Жизнестойкость молодежи является комплексом установок.
В этот комплекс также входят диспозиции, которые позволяют человеку формировать жизненный проект позитивного содержания, чтобы он мог объективно оценить свои возможности, ресурсы, которыми он располагает. Все это помогает ему быстро и правильно разрешать проблемы, которые возникают у него в жизни .
Подводя итог вышесказанному, отметим, что ученые изучают понятие жизнестойкости, учитывая множество разных аспектов. В их понимании жизнестойкость включает в себя способность человека действовать, развивая свои способности, сохраняя равновесие, обогащая психическое состояние и преодолевая всевозможные стрессогенные ситуации.
Это означает, что жизнестойкость – это целая система, состоящая из убеждений развиваться, контролировать и управлять ситуациями, имеющие экстремальный характер, чтобы просто накапливать опыт и быть успешным человеком.
В нашем понимании жизнестойкость – это интегративное свойство личности, позволяющее преодолевать трудности и препятствия при достижении цели, в трудных жизненных ситуациях характеризующегося высокой степенью рефлексии, оптимальной саморегуляцией и готовностью к самоопределению.
Для изучения жизнестойкости мы обратились к исследованию этого феномена у современных подростков, представителей поколения Z или «цифрового поколения». Теория поколений возникла в зарубежных социогуманитарных науках в 1990-х гг.
Ее разработчиками стали НэйлХоув и Уильям Штраус, которые определяют «Цифровое поколение» - как общность людей, которые родились в историческую эпоху технического прогресса. Они имеют одинаковые ценности, потому что все они были сформированы под влиянием одного и того же веяния.
На формирование черт поколения Z (рожденные после 2000 года) оказали влияние развитие информационно-цифровых технологий, культура постмодернизма и глобализация.
Цель нашего исследования – изучение уровней жизнестойкости у подростков лишенных попечения родителей