Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в различных сферах деятельности органов государственного и муниципального управления активно применяется программно-целевое управление. Сфера образования также использует данный подход в оптимизации реализации своих задач. В рамках прохождения производственной практики представляется важным изучить особенности применения программно-целевого подхода развитием сферы образования (на примере Копейского городского округа).
Цель практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, приобретение практических навыков в области сбора, обработки и анализа информации, относящейся к сфере профессиональной деятельности.
Задачами производственной практики являются:
• адаптация теоретических знаний к реальным экономическим, социальным, финансовым, управленческим процессам по направлениям деятельности органов государственной власти;
• овладение навыками и умениями работы с современными управленческими технологиями при организации, планировании, контроле деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
• развитие навыков анализа социально-экономических процессов, мониторинга реализуемых государственных (муниципальных) политик и программ.
Место прохождения практики: Управление образованием Администрации Копейского городского округа.
1.Теоретические основы применения программно-целевого подхода в управлении
1.1. Особенности управления на муниципальном уровне
Основной парадигмой развития муниципалитетов становится выявление их «неиспользованного» потенциала и применение превентивных мер воздействия через региональное планирование и программирование. Такая концепция в корне отличается от прежней модели регионального и муниципального управления, которая основывалась на компенсационном подходе, суть которого заключалась в поддержке отстающих регионов, решении возникающих проблем (таких как снижение производства, рост безработицы и т.п.).
Управленческое воздействие государства раньше было направлено на поддержку отстающих регионов, новый же управленческий подход предусматривает в качестве целевых объектов воздействия всю совокупность российских регионов.
Также меняются и используемые инструменты региональной политики: если раньше использовались субсидии, субвенции, трансферты и другие виды финансовой помощи из внешних источников и ресурсов, то сегодня необходимо проведение активной смешанной инвестиционной политики с преимущественной ориентацией на внутренние региональные активы.
При этом необходимо учитывать, что каждый регион обладает своими экономическими активами и ресурсами, уникальными возможностями расширения предпринимательской активности и проведения инновационной деятельности. В этой связи необходимо формирование и продвижение инноваций как в социально-экономическом пространстве региона, так и в масштабах национальной экономики в целом.
Процессы глобализации вытесняют прежние экономические модели управления регионами, которые основывались на ценовой конкурентоспособности, а также экстенсивном характере использования природных ресурсов и организации промышленного производства в регионе. Прежде всего, это проявляется в обострении конкуренции регионов за привлечение бизнеса и размещение производственных предприятий на своей территории. В условиях открытой мировой экономики открытие новых промышленных производств в регионе может быть оправдано только после сравнительного анализа стоимости размещения этих производств в других регионах. В то же время снижение издержек производства не является гарантией экономического успеха ввиду возможности их еще большего снижения в других регионах, а также повышения роли технологий и инноваций при внедрении и реализации бизнес-проектов.
Таким образом, если до конца прошлого века цели и задачи регионального экономического развития были направлены на развитие инфраструктуры, наращивание капитальных ресурсов и предложение рабочей силы как основных инструментов регионального роста, то в настоящее время ключевыми параметрами роста является создание и аккумуляция технологий, а также внедрение инноваций в региональную бизнес-среду. Сегодняшние модели регионального роста основываются на инновационной составляющей.
Однако, следует признать нереалистичным (несмотря на наличие научного обоснования в региональных программных документах) переход каждого российского региона в постиндустриальную стадию развития, основанную на инновациях и новейших технологиях. Инновационные сценарии развития не могут быть достижимы во всех регионах. Это связано с формированием в российских регионах отраслей специализации, составляющих основу их стратегического развития (например, добывающая промышленность, оборонная промышленность, агропромышленный сектор и т.д.) .
М. Портер при исследовании конкурентных преимуществ отдельных стран отмечал не столько важность наследственных факторов (например, наличие природных ресурсов, производственных мощностей, рабочей силы), сколько способность страны в целом модернизировать свою экономику, генерировать и внедрять инновации и технологии. Проецируя данный подход на региональный уровень, можно отметить, что обеспечение экономического роста и достижение лидерства на рынке возможно посредством разработки и практической реализации инновационного пути развития.
Инновационное развитие предусматривает активную управленческую позицию со стороны региональных властей, в которой регион является ключевым субъектом развития страны, а не выступает пассивным объектом финансовой помощи центральной власти. Такой подход предполагает формирование предпринимательского типа регионального управления, суть которого заключается не только в непосредственном предоставлении общественных благ и эффективных государственных услуг, дополнительных преимуществ и выгод населению, бизнесу региона, а также в использовании эффективных подходов в региональном инновационно-ориентированном развитии.
Таким образом, выявленные изменения в муниципальном и региональном развитии и управлении свидетельствуют о формировании новой роли регионов в пространственном развитии экономики, которая проявляется в их самостоятельности, адаптивности и активности, что приводит к обострению конкурентных процессов. Поэтому приоритетным является такое региональное развитие, которое направлено на формирование собственного потенциала, а также разработку и реализацию эффективной стратегии обеспечения роста экономики и конкурентоспособности региона.
Цель органов власти и управления успешно разрабатывать и реализовывать определенные стратегические и тактические цели, а также использовать в своей деятельности современные методы государственного управления. Вместе с тем их применение позволяет определять возможность достижения целей, обеспечивать передачу и адаптацию передового управленческого опыта, выстраивать эффективное взаимодействие с гражданами, способствует разработке норм и правил регулирования социально-трудовых отношений и активному участию государства в социальном диалоге, а также неординарному решению задач и концентрации финансовых и иных ресурсов при одновременной экономии времени и средств, затрачиваемых на осуществление деятельности.
1.2. Программный подход в образовании
На современном этапе развитие образования в Российской Федерации осуществляется преимущественно через реализацию программно-целевого подхода.
Программы включают в себя описание основных целей и задач развития, механизмов и методов реализации, сроки, исполнителей, дорожную карту и финансирование.
Направления совершенствования муниципального управления в сфере образования:
- формирование направлений, целей и задач государственной, региональной и местной политики, что позволит максимально учесть мнение граждан по вопросам их будущего,
- разработка путей оптимального достижения поставленных целей с учетом I интересов большей части общества, что существенно снизит так называемый I «конфликт интересов» при реализации государственной, региональной и в особенности местной политики,
- отбор претендентов на замещение вакантных должностей на государственной гражданской службе,
- разработка объективных критериев эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления,
- контроль над выполнением принятых на всех уровнях государства решений, что может стать своеобразной обратной связью между обществом и государством,
- организация реального самоуправления и самообслуживания граждан на муниципальном уровне, формирование сложной синергетической системы взаимодействия населения локальной территории.
Обеспечение эффективного взаимодействия населения с гражданскими организациями и государством (в лице региональных органов) является одной из приоритетных задач региональной социальной политики и реализации принципа гражданского общества в России.
Информационная открытость органов власти является основным условием цивилизованных отношений между гражданским обществом и властью, основой нормальной и эффективной предпринимательской деятельности, а также противодействием коррупции во властных структурах.
Территориальные органы власти, согласно действующему
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании»,
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
4. образования» на 2013–2020 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 года №792-р);
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 года № 2227-р);
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
7. Закон Челябинской области № 515-ЗО от 29.08.2013 «Об образовании в Челябинской области»,
8. Государственная программа «Развитие образования в Челябинской области на 2014-2019 годы», утвержденная Постановлением Правительства Челябинской области;
9. Государственная программа «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2015-2025 год, утвержденная Постановлением Правительства Челябинской области от 29 октября 2014 г. N 522,
10. Государственная программа Челябинской области «Доступная среда» на 2016-2020 годы (по отрасли «Образование»), утвержденная Постановлением №225.
11. Целевая программ «Развитие муниципальной системы образования Копейского городского округа», утвержденной постановлением администрации Копейского городского округа от 02.11.2016 г. № 2800-п. В данную программу вошли 6 подпрограмм:
12. Целевая программы «Развитие муниципальной системы образования»,
13. Целевая программа «Обеспечение комплексной безопасности образовательных организаций»,
14. Целевая программа «Поддержка и развитие дошкольного образования в Копейском городском округе», утвержденной постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 01.11.2016 г. № 2791-п;
15. Целевая программа «Содействие созданию в Копейском городском округе (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях Копейского городского округа», утвержденной постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 09.11.2016 г. № 2927-п.
16. Орешин, В. П. Система государственного и муниципального управления : учеб. пособие для вузов по специальности "Гос. и муницип. упр." / В. П. Орешин. –М. : ИНФРА-М , 2012.–319 с.
17. Орлов, П. А. Система государственного управления : конспект лекций по направлению 081100.62 "Гос. и муницип. упр." / П. А. Орлов ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Оценка бизнеса и конкурентоспособности ; ЮУрГУ .–Челябинск : Издательский Центр ЮУрГУ , 2013. –126.
18. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты; под ред. Л. Л. Попова.– М. Норма : ИНФРА-М. 2012.–319.
19. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов по специальности "Гос. и муницип. упр." / И.Н. Мысляева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 391с