Фрагмент для ознакомления
2
Отчет по практике
1.Знакомство со спецификой деятельности организации, в которой проходит практика.
Практика мной была пройдена в Муниципальном общеобразовательном учреждении «________________________».
Дата основания _____________________.
Учредитель: _________________________________________.
Место нахождения Учредителя: ______________________________
Место нахождения образовательной организации________________________________________________
тел.: _______________________
E-mail: ______________________
Мной были изучены документы на право ведения образовательной деятельности:
• Лицензия на осуществление образовательной деятельности (оборотная сторона)
• Лицензия на осуществление образовательной деятельности (лицевая сторона)
• Приложение №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности
• Свидетельство о государственной аккредитации
• Приложение №1 к свидетельству о государственной аккредитации
• Титульный лист "Коллективного договора"
• КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
• УСТАВ _________________________________
Также мной были просмотрены административные регламенты:
• Административный регламент «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости»
• Административный регламент предоставления муниципальными учреждениями услуги «Предоставление информации о порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные (за исключением дошкольных) программы»
• Административный регламент «Предоставление информации о реализации в образовательных муниципальных учреждениях программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...»
• Административный регламент «Предоставление информации о результатах сданных экзаменов, результатах тестирования и иных вступительных испытаний...»
• Постановление Администрации города Твери от 17 февраля 2015 г. N 163 "Об утверждении административного регламента ..."
Учебный план _____________________________ разработан на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана, примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования и регионального базисного учебного плана.
2. Тема практики: «Психологические методы в исследовании и проектировании педагогической ситуации».
Цель: формирование умений психологически обоснованно планировать и реализовывать научно-исследовательскую работу в ситуациях профессиональной деятельности.
Цели и содержание практики ориентированы на смысл педагогической деятельности, на освоение умений:
• Принимать оптимальные решения в условиях неопределенности;
• Разрабатывать алгоритм принятия решения;
• Овладевать навыками исследования ситуации;
• Разрабатывать план действий;
• Применять полученные теоретические знания на практике;
• Учитывать точки зрения других специалистов;
• Проводить рефлексию собственных действий, осуществляемых в процессе психологического исследования.
Практика мной проходилась при взаимодействии со школьным педагогом-психологом. Школьный педагог-психолог – это не медик. В отличие от работающего в клиниках, он не ставит диагнозы и не выписывает пилюли. Вообще, основная задача психолога – уметь вовремя найти проблему в развитии абсолютно психологически здорового ребёнка и устранить её не медикаментозным, а педагогическим методом. В школе этот человек – связующее звено в цепочке триады «учитель-ученик-родитель».
Очень важно выстраивание взаимоотношений в начальной школе, когда только происходит знакомство и притирка основных участников процесса обучения, когда происходит адаптация к школе и устанавливается уровень самооценки. Но не менее важна наблюдательная роль специалиста и в старшей школе, когда наступает так называемый «переходный возраст», всем известный своими эмоциональными всплесками и трудностями в поиске «общего языка».
Трудности в учёбе, проблемы с одноклассниками, ссоры с учителями и родителями, отсутствие учебной мотивации, тревоги и страхи – вот с чем сталкивается школьный психолог.
Многие ошибаются, думая, что должностные обязанности школьного педагога-психолога сводятся лишь к проведению тестов и их диагностике. Это далеко не так. Вот вам список того, что входит в служебные функции специалиста.
Диагностика
Психологи изучают уровень развития, состояние памяти, способности к мышлению, коммуникативные навыки, эмоциональную составляющую и «рисуют» портрет каждого отдельного ученика. Делают они это в группах либо подходят к каждому индивидуально.
В результате психологической диагностики составляется так называемая «группа риска». В неё войдут ученики, которым не помешала бы коррекция их поведения, чтобы они «не наломали дров» в дальнейшем.
Коррекционная деятельность
Это вытекающая из диагностики служебная обязанность школьного специалиста, иначе зачем собирать материал, чтобы просто положить его на полку в кабинете директора школы и ждать, «когда взорвёт»? Нет, правильный психолог выдаст рекомендации учителям, на что обратить внимание и как вести себя с проблемным учеником.
Он поговорит с родителями и предложит для ребёнка занятия, которые позволят скорректировать его поведение и разрешат имеющиеся наболевшие проблемы в эмоционально-волевой сфере.
Консультирование
Это тот должностной функционал, который присутствует и в диагностике, и в коррекции. Знакомить родителей и педагогов с результатами исследований, давать прогнозы, предупреждать о потенциальных трудностях, с которыми можно столкнуться, – всё это входит в ежедневные должностные обязанности школьного психолога.
Просвещение в области психологии
Это значит вовремя рассказать родителям и учителям о том, что можно и что нужно сделать для комфортного психологического развития ребёнка на отдельных этапах его взросления, чтобы сократить количество обращений с просьбами помочь, когда ничего не получается, – вот задача настоящего доки своего дела.
Хорошая школа обязательно посоветуется со своим штатным психологом, когда требуется подобрать для учащегося подходящую ему программу, если он не справляется с учебной нагрузкой. Обратятся педагоги к специалисту и в случае, если особо преуспевающий намерен перешагнуть через класс, и, например, из первого попасть сразу за школьную парту в третий.
А вообще, быть готовым помочь, находясь рядом каждый день, каждую минуту – вот что может и должен настоящий школьный педагог-психолог.
3. Комментарий к психолого-педагогической ситуации (описание общего контекста проблемной ситуации, предполагаемых причин ее возникновения).
Педагог взаимодействует с учениками и воспитанниками, правильно разрешая педагогические ситуации. В таких ситуациях основная задача педагога - это направить деятельность ученика в правильное направление. Выбирая подходящее решение, учитель должен суметь понять точку зрения воспитанника и проанализировать его поведение. Педагог взаимодействует с учеником по поводу его поступка. Ниже будут приведены примеры педагогических ситуаций.
Прежде чем проводить анализ педагогических ситуаций, нужно определить, что именно понимают под этим термином. Это обстановка, возникающая в процессе обучения и воспитания, которую необходимо учитывать при принятии решений о том, как воздействовать на них. Они могут быть простыми и сложными. В первом случае конфликт решается без участия педагога.
Пример педагогической ситуации: двое учеников спорят на повышенных тонах. Затем ученики начинают драться. Учитель видит это и спешит вмешаться в конфликт. Но неожиданный звук отвлекает учеников и конфликт пропадает. Таким образом, звук послужил отвлекающим моментом, тем самым уреголировав конфликт. В сложных педагогических ситуациях большое значение имеют эмоциональные состояния педагога и ученика и другие дополнительные факторы. В таком случае конфликт может быть разрешен при взаимодействии ученика и учителя.
Виды педагогических ситуаций
Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.
Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач. Поведенческие ситуации - они связаны с