Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Школа № 67 открыта в 1952 году. Учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ № 67
является городской округ «Город Лесной».
В исследовании приняло участие 38 человек, 12-13 лет, младшего подросткового возраста.
В результате многолетней консультативной деятельности нами выявлено, что основной
проблемой, волнующей родителей детей 11-13 лет, является проблема взаимодействия ребенка
со сверстниками.
3
Краткое описание организации, учреждения
Школа № 67 открыта в 1952 году. Учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ № 67
является городской округ «Город Лесной». Функции и полномочия учредителя МБОУ СОШ № 67
осуществляются администрацией городского округа «Город Лесной», порядок осуществления
которых утверждается правовым актом главы администрации городского округа «Город Лесной».
Организационно-правовая форма МБОУ СОШ № 67 – муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Тип – общеобразовательная организация
Формами самоуправления, обеспечивающими государственно-общественный
характер управления, являются:
— Совет Учреждения;
— Общее собрание трудового коллектива;
— Педагогический совет;
— Родительский комитет.
В МБОУ СОШ № 67 создана и функционирует первичная профсоюзная организация сотрудников.
Комплекс использованного студентом психодиагностического инструментария
В исследовании приняло участие 38 человек, 12-13 лет, младшего подросткового возраста.
Нами был выбран ряд диагностических методик:
1) Опросник "Определение нервно-психического напряжения" Т.А. Немчина
2) Методика шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилберга – Ханина
3) Опросник социально-психологической адаптации Р Даймонда К.Роджерса
.
Индивидуальные психодиагностические заключения
Заключение 1
В ходе проведенной работы с несовершеннолетним было установлено:
Ребенок имеет высокий уровень умственного развития, выражены математические способности,
ребенок занимает высокий социальный статус в классе, управляем, бесконфликтен,
интровертирован (обращен на свой внутренний мир),малообщителен, имеет высокую учебную
мотивацию.
На момент обследования (методика «цветовой тест Люшера»): ярко выражены: чувство
подавленности, тревога, стресс, прогнозируется неблагоприятная динамика эмоциональных
переживаний. Другие задания наопределение эмоционального состояния ребенок выполнить не
смог из за резкой смены настроения: стал замкнут, не отзывался на обращения ни психолога ни
родителей.
4
Программа воспитательных воздействий с целью психологической профилактики выявленных
психологических рисков
Первыми направлениями программы тренингов выбраны методы фольклоротерапии и
драматерапии, как одних из наиболее популярных и эффективных по применению в УДОД для
решения задач успешной социализации подростков. В основу пограммы тренингов методом
фольклоротерапии легли народные обряды, изучение которых предполагается во всех
традиционных программах по фол Правильный пример как нужно делиться чувствами : я
чувствовала радость, нежность, страх когда было то- то и то- то в тренинге. Мыслями: Я думала,
что это похоже на мою семью и мою жизнь. Ощущениями: Я ощущала сильное сердцебиение или
жжение или неудобство в спине. Можно и нужно посвящать время в процессе тренинга, чтобы
обучать участников правильно идентифицировать и проговаривать свои чувства, мысли и
ощущения! Темы в фольклоротерапии могут быть разнообразными, как и народные обряды,
приуроченные к важным событиям в жизни человека: Рождение ребенка, проводы в армию,
расставание девушки с отчим домом, уход близкого члена семьи. Мы рассмотрим возможности
данного тренинга на основе одной из важнейших для подростков тем- выбора спутника
жизни,свадьбы. Проигрывание в драматерапевтической форме данного обряда затрагивает такие
сферы жизни подростка,как отношения с родителями, друзьями, гендерные отношения. Тема :
Свадебный обряд. 1 занятие. Первый этап направлен на установление контакта, сближения с
подростками,создание безопасного пространства. Педагог, автор программы по
фольклоротерапии рассказываетподросткам тему обряда, а именно, как относились к этой теме
на Руси наши предки,какие психологические особенности заложены в глубинный смысл
гендерных и родительско-детских отношений в обряде. Акценты ставятся на теме выбора
спутника жизни, уважение к родителям, отделении от родительского дома. Педагог, при наличие
у него опыта «запускания» у учащихся процесса рефлексии( в отсутствии такого опыта с
психологом)задаетвопросы аудитории ,как эти темы фигурируют в жизни подростков,какие
чувства,мысли вызывают те или иные образы. Второй этап-освоение творческого материалапесни, театрализация обряда,и следующий инновационный этап!- общее создание сценария
обряда с прописанием и распределением ролей певческого и драматического материал.
Учащимся предлагается обдумать и создать свой сценарий постановки обряда. Третий этапрефлексия по теме занятия. 2 занятие. Первый этап: Рассматриваются сценарии, принимаются
предложение, в этом процессе важно фокусировать ребят на осознавании( рефлексии) темы,
сравнении обычаев предков с сегодняшними, уточнении, как было, что в этом хорошего,что мы
утеряли или приобрели. Второй этап: Выбираются участники занятия (тренинга) на те или иные
роли, они рассказывают как они выбрали эту роль,что это для них и т.п. Педагог ведущий(
психолог) объявляет, что возможно эпизодическое приглашение в обряд участников «со
стороны»-друзей, родителей для улучшения отношений с ними и возможности совместной
творческой деятельности. Третий этап-рефлексия. 3 занятие. Первый этап и второй этапыначинается обсуждение и разучивание ролей, при раздаче ролей обсуждается возможность
меняться ролями, пробовать себя каждому участнику на разных ролях, для того, чтобы увеличить
в коллективе степень доверия, возможна общая коррекция сценария, внесение корректив,
основанных на потребностях участников тренинга, проигрывание разных вариантов сценария.Этот
факт особенно важно учесть, т.к. цель постановки обряда в нашем случае коррекционная,
развивающая, постановка внешней картины-т.е. сценическое действие вторично.
2. Диагностические, психокоррекционные и развивающие занятия, психологические уроки,
консультации и тренинги и других мероприятия, приводимые психологом организации.
План-конспект интегрированного занятия для подростков «Что я знаю о себе»
5
Целью занятий является изучение и внедрение эффективных форм и методов духовнонравственного воспитания у детей подросткового возраста в условиях временного пребывания (10
месяцев).
Таким образом, занятия соответствуют принципу развивающего образования. Дети увлечённо
занимаются разной деятельностью. Весь сюжет занятия построен в интерактивной форме,
направленной на достижение следующих целевых ориентиров: овладение основными
культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных
видах деятельности, способность выбирать себе участников по совместной деятельности,
способность договариваться и учитывать интересы и чувства других, способность сопереживать
неудачам и способность радоваться успехам других.
Особое внимание в данном цикле уделяется развитию личности ребенка, сохранению и
укреплению психологического здоровья детей, а также воспитанию таких качеств, как патриотизм,
активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций,
уважение к взрослым, традиционным ценностям, друг другу.
Поэтому воспитатель организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного
общения, так как он является одним из главных образцов поведения, которое он демонстрирует
воспитанникам.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым
дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому
тестированию.
Формы, методы и приёмы работы по духовно-нравственному воспитанию и самопознанию:
- Чтение рассказов, притч, стихотворений, народных и авторских сказок, литературных
произведений с обсуждением, целью которых является воспитание нравственных ценностей и
познание самого себя в мире людей;
- Работа с пословицами, поговорками, метафорой, высказываниями;
- Работа с персоналиями;
- Этический тренинг (моделирование и разбор ситуаций о взаимоотношениях людей);
- Дидактические, интеллектуальные, коммуникативные, сюжетно-ролевые, деловые игры;
- Упражнения;
- Приведение собственных примеров (актуализация жизненного опыта воспитанников);
- Игры-приветствия «Улыбка по кругу», «Рукопожатие»;
- Диагностика настроения (нарисуй своё настроение, выбери цвет, соответствующий твоему
настроению);
- Музыкальный настрой, релаксация;
- Заучивание стихов, пословиц и поговорок;
- Творческие работы – изготовление поделок, коллажей (рисунки), иллюстрирование понятий.
6
Результаты беседы с психологом организации относительно социального заказа на реализацию
комплексного психологического обследования, разработки рекомендаций по сопровождению
(повышению эффективности) деятельности сотрудников организации.
В результате многолетней консультативной деятельности нами выявлено, что основной
проблемой, волнующей родителей детей 11-13 лет, является проблема взаимодействия ребенка
со сверстниками. Родители беспокоятся, что их детей не принимают одноклассники, им трудно
найти друзей, подростки часто страдают от насмешек со стороны сверстников.
Обобщая опыт взаимодействия с такими подростками, психологами учреждения выявлено
несколько неконструктивных стилей поведения, которые дети 9-12 лет используют для решения
проблем, возникающих в процессе их взаимодействия со сверстниками:
1. Уход от общения. Отсутствие полноценного общения у детей приводит к тому, что ребята
начинают замыкаться в себе, «прячутся» в социальных сетях и компьютерных играх. Виртуальные
средства коммуникации часто становятся заменой живого человеческого общения. Такой способ
общения очень специфичен, он лишен обратной связи и фактически исключает взаимодействие.
Пребывая в иллюзиях виртуальной дружбы, ребенок так и не приобретает реальные навыки
общения.
Другим вариантом ухода от взаимодействия со сверстниками является замкнутость подростка на
общении с взрослыми внутри семьи. В этом случае влияние семьи не заменяется влиянием
группы сверстников, выступающей источником норм поведения и получения определенного
статуса. Ребенок вместо вхождения в группу сверстников продолжает находиться под
родительской опекой. Вследствие этого у подростка не возникает «чувство взрослости», которое
возрастной психологией считается основным новообразованием подросткового возраста,
свидетельствующего об отделении подростка, как от мира детства, так и от мира взрослых.
Психодиагностическое обследование
Исследование социально-психологической адаптивности по методике: К. Роджерса и Р. Даймонда
у группе испытуемых показало, что подростки, воспитывающиеся в полных семьях, имеют уровень
социально-психологической адаптации выше, чем подростки из неполных семей.
Следующий этап исследования заключается в установлении статистической достоверности по
критерию t-Стьюдента. Между показателями социально-психологической адаптивности у
подростков, воспитывающихся в полных семьях и подростков воспитывающихся в неполных
семьях.
Психодиагностическое заключение по результатам диагностики
По интегральному показателю «Адаптация» группы характеризуется как имеющие высокие
адаптивные способности
У подростков показатель эмоциональной комфортности выражен в большей степени, по
сравнению с подростками из неполной семьи.
По шкале «Самоприятие» разница в процентном соотношении составляет 4 %,
Большинство испытуемых имеют выраженный показатель ситуативной (реактивной) тревожности
с преимущественно высоким уровнем. Он составляет 85% от общего количества испытуемых.
Самоанализ процесса и результата профессиональной деятельности психолога.
7
В течение 2018-2019 года работа осуществлялась в соответствии с задачами годового плана
работы педагога-психолога:
1. Проводить психологический анализ социальной ситуации развития в СОШ, выявлять
основные проблемы и определить причины их возникновения, пути и средства их решения.
2. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом
возрастном этапе развития личности.
3. Определять индивидуальные образовательные потребности детей.
4. Создавать в группах атмосферу эмоционального комфорта, организовывать условия для
самовыражения и саморазвития воспитанников.
5. Содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического
климата в СОШ.
6. Участвовать в подготовке и создании психолого-педагогических условий для успешного
освоения воспитанниками образовательных областей и успешной преемственности в процессе
непрерывного образования.
Работа велась со всеми участниками образовательного процесса: с воспитанниками СОШ, их
родителями и педагогическим персоналом и осуществлялась по следующим направлениям, в
зависимости от содержания деятельности.
Так, в рамках психологической диагностики, было проведено следующее:
• Выявление степени адаптации вновь прибывших детей;
• первичное (сентябрь) и вторичное (май) обследование уровня готовности к школьному
обучению Н.Я. Семаго и М.М. Семаго;
• индивидуальные первичное, промежуточное и итоговое психологические обследования
познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста;
• обследование познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста по запросу
учителей-логопедов;
• Психологическая диагностика по запросу администрации, педагогов и родителей
воспитанников.
В обследовании по методике Н.Я. Семаго и М.М. Семаго на начало 2017-2018 учебного года
приняли участие дети подготовительных к школе групп в количестве 39 человек. Проведенное
диагностическое обследование позволило выявить особенности развития познавательных
психических процессов и готовности к школьному обучению каждого ребенка.
На основании результатов диагностического обследования из 39 детей было выявлено:
- 26 детей (67%), которые готовы к началу регулярного обучения;
- 3 ребенка (7%), которые условно готовы к началу регулярного обучения;
- 7 детей (17%), которые условно не готовы к началу регулярного обучения;
- 4 ребенка (9%) - не готовы к началу регулярного обучения.
Так, по результатам диагностики для воспитателей данных групп были разработаны
рекомендации с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитаннику
8
по преодолению недостатков и более качественной подготовке детей к началу школьного
обучения. Кроме того, данное обследование позволило осуществить индивидуальное
консультирование родителей будущих выпускников по проблеме подготовки к школьному
обучению.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Авдеева М.А. Методы формирования готовности школьников к аксиологическому
общению / Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5. № 1 (14). С. 63-68.
2 Александрова Т.П. Психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного
возраста / Мотивация и рефлексия личности: теория и практика сборник научных трудов. 2018. С.
211-216.
3 Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека
/ А. Г. Асмолов. − М.: Смысл, 2017–528 с.
4 Багина В.А., Боровкова О.А., Гулеева О.В., Гуляков А.А., Гуремина Н.В., Зиятдинова А.И.,
Кобзева Т.Н., Русаков А.А., Салитова Ф.Ш., Седых Т.В., Щедрина Е.В., Ткачева О.И. Современные
образовательные технологии / Монография / Новосибирск, 2017. Том Книга 6
5 Баку М. А. Педагогическая поддержка развития профессиональной мотивации студентов
экономического вуза в процессе изучения иностранного языка: автореф. дисс. …. педагогич. наук:
13.00.08 / М. А. Баку, РГБ. — Хабаровск, 2015. — 23 с.
6 Баланчивадзе И.С., Футкарадзе Д. Дошкольное образование, как способ подготовки
воспитанников к школе / Sciences of Europe. 2018. № 27-3 (27). С. 33-36.
7 Баланчивадзе И.С., Футкарадзе Д.Н. Дошкольное образование, как способ подготовки
воспитанников к школе / Sciences of Europe. 2017. № 14-2 (14). С. 36-39.
8 Барцаева Е. В. Модель социальной адаптации дошкольников в организациях
дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. –
Т. 31. – С. 1181–1185.
9 Безруких М. М., Филиппова Т. А. Как разработать программу формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. М. : Просвещение, 2013.
127 с.
10 Белоногова Е. В., Худых Л. А. Основы работы с социально неблагополучными семьями в
целях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних : метод. пособие / под ред.
А. И. Федорова, С. В. Афониной. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. 76 с.
11 Бойченко А.В. Игровые технологии как средство воспитания и развития / Образовательная
среда сегодня: теория и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической
конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 117-119.
12 Бойченко А.В. Игровые технологии как средство воспитания и развития / Образовательная
среда сегодня: теория и практика Сборник материалов IV Международной научно-практической
конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 117-119.
13 Бочарова Е.В. Особенности сенсорного развитие в интерактивно-развивающей среде
(сенсорной комнаты) детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Воспитание и
обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 49-50.
9
14 Васютенкова И. В. Взаимодействие субъектов образовательного процесса — основа
социальной эффективности образования: Учебно-методическое пособие / И. В. Васютенкова. —
СПб.: ЛОИРО, 2015. — 130с.
15 Веннецкая О.Е., Таначева В.А. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников
сельского детского сада с. Шевырялово (удмуртия) при создании модели участия семьи в
образовательной деятельности ребенка / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016.
№ 5. С. 19-22.
16 Визитова С.Ю. Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения:
взаимодействие в семье и обществе / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №
5. С. 477-479.
17 Волгина Т. Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе
довузовской подготовки: автореф. дисс. …. педагогич. наук: 13.00.01 / Т. Ю. Волгина, РГБ. — Омск,
2015. — 23 с.
18 Воробьева А.В. Формирование мотивационно-волевой готовности к школе у старших
дошкольников посредством нейрогимнастики / Научное творчество молодежи как ресурс
развития современного обществасборник статей по материалам XIII Всероссийской научнопрактической конференции молодых исследователей. Нижегородский государственный
педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 183-186.
19 Воспитание творческого читателя: проблемы внеклассной и внешкольной работы по
литературе: Книга для учителя / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М.: Просвещение, 2016.
– 240с.
20 Габдулхаков В.Ф. Игра в дошкольном возрасте: анализ состояния в среднем поволжье /
Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 54-56.
21 Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике
свободы / О. С. Газман. — М.: МИРОС, 2015. — 179 с.
22 Гатауллина Р.Ф. Роль игры в формировании мотивационной готовности у старших
дошкольников к обучению в школе / Современные вызовы психологии и педагогики Материалы
Всероссийской научно-практической конференции (к 20-летию психологического факультета
Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)).
2017. С. 26-28.
23 Григорьева Н.И., Зорина Н.А. Дидактическая игра как средство формирования
интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей седьмого года жизни / Альманах
научно-исследовательских работ студентов и молодых ученыхматериалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 32-36.
24 Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д. Студенческий отсев в российских вузах: к
постановке проблемы / И. А. Груздев, Е. В. Горбунова, И. Д. Фрумин // Вопросы образования,
2013. − № 2. − С. 67−81
25 Девятова И.Е. Интерактивные технологии формирования готовности педагога к
организации учебного исследования в начальной школе / Научное обеспечение системы
повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 43-53.
26 Девятова И.Е. Интерактивные технологии формирования готовности педагога к
организации учебного исследования в начальной школе / Научное обеспечение системы
повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 43-53.
10
27 Дембинский С.И. Вечера-концерты в школьной библиотеке, посвященные искусству / С.И.
Дембинский. М.: Просвещение,2015. – 80с.
28 Дёмина Г.С., Буркова М.В., Камышникова О.А. Профориентационное пространство школы
как условие формирования успешной личности / Современные технологии обучения и воспитания
в образовательном процессематериалы III международного форума педагогов-инноваторов.
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Экспертно-методический центр». 2016. С. 38-42.
29 Джегистаева Л.И. Формирование готовности детей дошкольного возраста к школьному
обучению / Известия Чеченского государственного педагогического института. 2018. Т. 19. № 2
(22). С. 87-90.
30 Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение / Л. В.
Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников, И. Г. Харисова и др. М. : Юрайт, 2016. 413 с.
31 Дудкина А.Ю. Развитие волевой регуляции в старшем дошкольном возрасте / Лучшая
студенческая статья 2017 сборник статей победителей V международного научно-практического
конкурса. 2017. С. 310-314.
32 Ефимова И.И., Макарова Т.А. Якутские народные настольные игры как способ
формирования психологической готовности детей к школе / Актуальные проблемы развития
личности в онтогенезе материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов
и аспирантов. 2016. С. 52-53.
33 Житомирова Н.Н. Руководство чтением детей в библиотеке: учебник / Н.Н. Житомирова,
В.А. Воронец, Н.С. Серова. М.: Советская Россия, 2015. – 263с.
34 Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования : учеб. пособие / Э. М.
Казин, Н. П. Абаскалова, Р. И. Айз-ман и др. М. : Омега-Л, 2014. 575 с.
35 Зобнина Г.А. Формирование мотивационной готовности детей к обучению посредством
развивающих игр / Современное образование: гипотезы и апробация результатов Материалы
Международной научно-практической конференции НИЦ "Поволжская научная корпорация".
2016. С. 14-21.
36 Зобнина Г.А. Формирование мотивационной готовности детей к обучению посредством
развивающих игр / Современное образование: гипотезы и апробация результатов Материалы
Международной научно-практической конференции НИЦ "Поволжская научная корпорация".
2016. С. 14-21.
37 Золотарева А. В. Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования
детей: региональные модели на основе сетевого взаимодействия // Ярославский педагогический
вестник. 2017. № 1. С. 21-28.
38 Ильевич Т.П. Игровые технологии обучения как средство формирования социальнопедагогической компетентности будущего педагога / Мир педагогики и психологии. 2018. № 6
(23). С. 93-102.