Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, условиями обучения детей с нарушениями речи 3
Знакомство с порядком приёма детей в учреждение и комплектованием групп/классов 3
Обсуждение с логопедом и составление индивидуального плана практики, заполнение карточки студента-практиканта 4
Ознакомление с планом работы логопеда, с основными видами документации, оформляемой логопедом 5
Углубленное знакомство с должностными обязанностями логопеда 7
Ведение дневника практики 7
Наблюдение и содержательный анализ профессиональной деятельности логопеда и, в частности, логопедических занятий 9
Обогащение «методической копилки» студента 13
Посещение и коллективный анализ занятий, проводимых другими студентами-практикантами, оценка их эффективности 14
Самоанализ студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики 17
Проведение многоаспектного логопедического и психолого-педагогического обследования одного ребенка-логопата. Заполнение речевой карты по итогам диагностики. Сопоставление полученных студентом результатов обследования с данными о речевом и психическом развитии этого ребенка на начало года (по материалам логопеда) 18
Оказание помощи логопеду в его повседневной профессиональной деятельности (в подготовке к занятиям, в организации детей, в изготовлении наглядных пособий, дидактического материала, в оформлении документации, в работе с родителями и др.) 21
Разработка и проведение 8 логопедических занятий разных типов (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных) 21
Реализация работы с родителями детей (подготовка сообщения для родительского собрания и выступление с ним) 22
Список использованных источников 27
Фрагмент для ознакомления
2
Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, условиями обучения детей с нарушениями речи
Практика проходила на базе МБДОУ "Детский сад №120". Общеобразовательное учреждение реализует программу инклюзивного образования, в рамках которой реализуется обучение детей с нарушениями речи.
Деятельность осуществляется в согласно нормативно — правовой документации:
- Конституции РФ,
- «Закона об образовании РФ №273 ФЗ», - Устава образовательного учреждения, изменений к Уставу.
Имеется заключение экспертной комиссии о признании готовности учебного заведения к учебному году, даны заключении Госпожнадзора, Роспотребнадзора, коммунальных служб района. В целях сохранения здоровья организовано горячее питание, основным принципом которого является долевое участие региона, муниципалитета, родителей.
Приоритетным направлением работы детского сада является воспитание всесторонне развитой личности, реализация инклюзивного образования под девизом «Равные возможности для всех».
Создан кабинет логопеда для работы с детьми, имеющими речевые нарушения, закуплено методическое обеспечение, дидактические пособия.
Знакомство с порядком приёма детей в учреждение и комплектованием групп/классов
Детей обследует педагог-психолог, логопед. Определяется наличие или отсутствие речевых нарушений, психических нарушений. В зависимости от уровня речевых нарушений, детей определяют в класс с нормой речевого развития, или в коррекционный класс. Для детей с речевыми нарушениями проводится индивидуальная диагностика, в рамках которой определяются основные проблемы, ставится диагноз. Затем на основании полученных результатов разрабатывается индивидуальная коррекционная работа. Работа ведется в рамках индивидуальных занятий, фронтальных, групповых занятий. Проводятся консультации для родителей.
Обсуждение с логопедом и составление индивидуального плана практики, заполнение карточки студента-практиканта
Дата Содержание работы Отметка о выполнении
1. Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой, условиями обучения детей с нарушениями речи.
2. Знакомство с порядком приёма детей в учреждение и комплектованием групп/классов.
3. Обсуждение с логопедом и составление индивидуального плана практики, заполнение карточки студента-практиканта.
4. Ознакомление с планом работы логопеда, с основными видами документации, оформляемой логопедом.
5. Углубленное знакомство с должностными обязанностями логопеда.
6. Ведение дневника практики.
7. Наблюдение и содержательный анализ профессиональной деятельности логопеда и, в частности, логопедических занятий (6 занятий).
8. Обогащение «методической копилки» студента, заполнение дневника практики.
9. Посещение и коллективный анализ занятий, проводимых другими студентами-практикантами, оценка их эффективности (4 занятия, если есть другие студенты).
10. Самоанализ студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики.
11. Проведение многоаспектного логопедического и психолого-педагогического обследования одного ребенка-логопата. Заполнение речевой карты по итогам диагностики. Сопоставление полученных студентом результатов обследования с данными о речевом и психическом развитии этого ребенка на начало года (по материалам логопеда).
12. Оказание помощи логопеду в его повседневной профессиональной деятельности (в подготовке к занятиям, в организации детей, в изготовлении наглядных пособий, дидактического материала, в оформлении документации, в работе с родителями и др.).
13. Разработка и проведение 8 логопедических занятий разных типов (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных)
14. Реализация одного из видов работы с родителями детей по усмотрению студента:
• подготовка сообщения для родительского собрания и выступление с ним (тема выбирается совместно с логопедом);
• оформление тематической подборки для родителей детей (стенд, газета, папка и др.);
• подготовка и проведение индивидуальной консультации для родителей одного из детей.
Ознакомление с планом работы логопеда, с основными видами документации, оформляемой логопедом
В кабинете логопеда весит памятка с прописанными должностными обязанностями. Также вывешен график работы.
На полках расположена отчетная документация, документы для планирования коррекционной и диагностической работы, сведения о детях и их родителях. Сведения о детях заносятся в сводную таблицу. В ней указываются Ф.И.О. ребенка, дата рождения, адрес места жительства, тел. раб и домашний, а также заключения офтальмолога, логопеда, невролога, ортопеда и т.д.
Отдельно представлена документация по диагностике: протоколы, карты, графики и профили развития групп. Документация представлена в виде карты сопровождения ребёнка по психическому развитию. На каждого ребенка имеется:
1) индивидуальная карта обследования (дата рождения, общие сведения о ребенке, социальный анамнез, биологический анамнез, данные медицинского осмотра, рекомендации врачей, дата обследования.
2) заключение (по результатам диагностики выявляют уровень развития познавательной сферы деятельности) на основе которого далее составляется индивидуальная программа сопровождения ребенка.
Представлена документация планирования работы с детьми: перспективный, календарный, индивидуальный планы. Представлен развёрнутый план: формы, методы работы, направление, содержание. Ответственные: воспитатель, муз.руководитель, логопед, дефектолог. Составляется перспективный и тематический план занятий. Ежедневный план разрабатывается с учетом требований коррекции всех сторон психического развития детей.
Существует документация по взаимодействию с воспитателями группы. Ведется тетрадь взаимодействия со специалистами и педагогами (рекомендации логопеда, музыкального руководителя), какие моменты необходимо отработать воспитателю. Систематически проводятся консультации.
Представлена документация по взаимодействию с родителями Проводятся консультации (индивидуальные, групповые), собрания, на стендах представлена информация, которая постоянно обновляется.
Документация логопеда
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.
2. Журнал обследования устной и письменной речи.
3. Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.
4. Индивидуальные карточки учащихся.
5. Общий план методической работы на учебный год.
6. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.
7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.
8. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.
11. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
12. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Елецкая О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова . – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
3. Лалаева Р. И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 2003. – 224 с.
4. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 680 с.
5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: письмо Мин.обр. РФ от 14.12.2000 // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 84-87.
6. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 2001. – 159 с.
7. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Авт.-сост. Семаго Н. Я.,
Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2004. – 32 с.
8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб, 2001. – 240 с.
9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 2004. – 225 с.
10. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.