Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с формированием новых стандартов
образования, наряду с изменением учебно-воспитательного процесса большое внимание
уделяется содержанию и характеру дошкольного образования. Установка новых принципов,
целей и задач, ведут к неотъемлемой модернизации образовательных программ и
предопределяют необходимость совершенствования многоаспектного процесса развития
ребенка. Одной из важнейших задач данного процесса является речевое развитие ребенка,
3
учитывающее его индивидуальные особенности, в том числе ограниченные возможности
здоровья.
В ходе общения ребёнка со взрослыми, а также на основе развития предметной и познавательной
деятельности усваиваются основные закономерности языка, происходит овладение основными
правилами построения высказывания. В то же время, овладевая предложением, ребёнок
получает не только орудие социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми, но и
получает опыт, который приобретается посредством памяти. Являясь самой важной
познавательной функцией память создает условия для развития и обучения личности, сохраняет и
обогащает приобретенные знания, умения и навыки.
1. Библиография исследования
В логопедии изучением особенностей формирования памяти у детей с общим недоразвитием
речи занимались многие ученые. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются
особенности в формировании слухоречевой и зрительной памяти. Р.И. Левина, Р.И. Лалаева, Н.В.
Серебрякова, Е.М. Мастюкова, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина выделяли несколько
уровней речевого развития согласно степени тяжести проявления дефекта [7, с. 60].
В первую группу входят дети с глубоким и стойким недоразвитием речи, обусловленным
органическим поражением речевых зон коры головного мозга, характер речи лепетный, также в
некоторых случаях наблюдается полное отсутствие речи. Дети, водящие в данную группу, в речи
активно пользуются мимикой и жестами, синтаксический строй отсутствует, морфологические
элементы, служащие в качестве передачи грамматических отношений отсутствуют. Дети при
самостоятельном общении не имеют возможности использовать фразовую речь и связное
высказывание. Однако следует отметить, что у детей первой группы имеются средства
вербальной коммуникации, которые включают отдельные звукокомплексы и звукоподражания,
обрывки лепетных слов (например, «мяу» - кошка, «куй» - дай, «доба» - добрый и т.д.). данные
звукокомплексы используются в основном для обозначения конкретных предметов и действий.
2. Теоретические основы исследования
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной
группы
Успех в будущем обучении дошкольников во многом зависит от речевого развития ребенка.
Недостаточно сформированные предпосылки речевого развития в онтогенезе зачастую приводят
к задержке и нарушениям развития памяти. Позднее появление речи, несформированность
языковых средств отрицательно воздействуют на развитие словесно-логической памяти, вызывая
специфическую недостаточность когнитивного развития у детей с речевой патологией, что
существенно снижает успеваемость и влияет на овладение ребенком дальнейших учебных
компетенций. Именно данная проблема обусловливает цель исследования: выявить уровень
развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить методики эмпирического исследования, методы обработки результатов
исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
4
3. Провести количественный анализ результатов исследования.
Организация исследования:
Частного Дошкольного Образовательного Учреждения Центр развития ребенка «ЦветикСемицветик» г. Абакана с 23.04.2019 по 24.05.2019 года.
Экспериментальную базу исследования составили дети старшего дошкольного возраста,
воспитывающиеся данном детском саду. В эксперименте принимали участие 20 воспитанников в
возрасте 6 лет. Для эксперимента были отобраны дети, в личных делах которых, по итогам
обследования в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, имелось заключение о
наличии ОНР III уровня, а также дети, не имеющие патологии речевого развития.
2.2 Методика обследования развития памяти у старших дошкольников с ОНР
Логопедическое обследование детей, принимавших участие в констатирующем эксперименте,
проводилось с помощью модифицированных методов, описанных в работах А.Р. Лурия, Р.С.
Немова, Л.Ф. Тихомировой и А.Н. Леонтьева.
При исследовании сформированности слухоречевой памяти использовались стандартные методы,
описанные в работах А.Р. Лурия, не требующие особой подготовки и не затрачивающие большого
количества времени на проведение.
Исследование объема кратковременной зрительной памяти проводилось при помощи методов,
описанных в работах Р.С. Немова, которые также не требовали особой подготовки и не
затрачивали большого количества времени на проведение.
Исследование активной памяти проводилось при помощи методов, описанных в работах Р.С.
Немова, Л.Ф. Тихомировой.
Задание 1. Определить способность детей контрольной и экспериментальной групп воспринимать
и запоминать слова на слух.
Цель: изучение особенностей речеслуховой памяти у детей контрольной и экспериментальной
групп.
Инструкция: «Пожалуйста, послушай меня внимательно. Сейчас я буду называть тебе слова, а ты
должен их повторить. Ты можешь менять порядок слов».
3. Результаты педагогического эксперимента
3.1 Результаты исследования слухоречевой памяти у детей контрольной и экспериментальной
групп
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у всех детей с ОНР наблюдается
слабо выраженная познавательная активность. Внимание неустойчивое, непродолжительное,
концентрировалось только на тех заданиях, которые включали красочные наглядные
составляющие. Наблюдалось отсутствие интереса к упражнениям, требующим усидчивости и
мыслительной деятельности. Неудачи при выполнении задания воспринимаются крайне
эмоционально.
5
3.2 Результаты исследования зрительной, активной и пассивной памяти у детей контрольной и
экспериментальной групп
При анализе уровня сформированности зрительной памяти было установлено, что дети
контрольной группы в отличие от детей экспериментальной группы получили высокие
показатели, см. таблицу 2.
Согласно данным таблицы, среди детей контрольной группы не выявлено ни одного ребенка с
низким уровнем развития зрительной памяти, большая часть испытуемых справилась с заданием
меньше чем за минуту, наивысший показатель наблюдался у Егора Л, который справился с
заданием за 12 секунд. Таким образом результаты, полученные в контрольной группе,
свидетельствуют о норме развития зрительной памяти на данном возрастном этапе.
Дети экспериментальной группы тратили на выполнение задания в средним около 1 минуты,
большая часть испытуемых получили высокие результаты.
Заключение
В дипломной работе проведен анализ и обобщение современного состояния проблемы изучения
развития памяти у дошкольников с ОНР. На основании проработки теоретического материала
проведено экспериментальное исследование среди воспитанников ЧДОУ Центр развития
«Цветик-Семицветик» г. Абакан.
В эксперименте принимали участие 20 воспитанников в возрасте 6 лет. Для эксперимента были
отобраны дети, в личных делах которых, по итогам обследования в условиях психолого-медикопедагогической комиссии, имелось заключение о наличии ОНР III уровня, а так же дети, не
имеющие патологии речевого развития. Далее, условно все дети были поделены по 10 человек
на экспериментальную группу и контрольную группу. Констатирующий эксперимент проводился в
естественных педагогических условиях на базе ЧДОУ Центр развития «Цветик-Семицветик» г.
Абакан с 23.04. 2019 по 24.05. 2019 года.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Быкова В.П. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи// Научно-методический журнал «Концепт»//. – 2017. - № 511, с. 24 - 30.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: ФЕНИКС, 2014.- 218 с.
3. Гальперин И.Р. Текст, как объект лигвистического исследования. М.: «Альфа книга». 2015. 245 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ПРОФИ, 2014.- 227 с.
5. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков слухоречевой памяти у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Педагогика и психология образования//. –
2015. – № 25. с. 15-21.
6. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию навыков мнестических способностей у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Вестник Череповецкого государственного
университета//. – 2018. – № 7. с. 24-28.
7. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. - М.: ИНФРА-М, 2015.- 260 с.
8. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – М.: ЭСКМО, 2012.- 291 с.
6
9. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. Память: Избранные труды.
М.: Гнозис, 2014, 495 с.
10. Зарубина Н.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты. М.: «Спутник +». 2014. 214 с.
11. Ковшиков В.А. Детская речь: норма и патология. – Самара.: ВИКИНГ, 2018 г. – 360 c.
12. Коротковских Т.Л. Теоретические основы изучения связной речи дошкольников//Казанский
педагогический журнал//. – 2016. – № 2. с. 25.
13. Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии». – М.: ВЛАДОС., 2017 г. – 256 c.
14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников – М.:
ВЛАДОС, 2014. – 212 с.
15. Лурия А.Р. Нейролингвистические исследования. М.: Алгоритм 2018, 314 с.
16. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: ЭКСМО, 2014.- 374 с.
17. Любина Г. Основы дефектологии. – М: ДРОФА, 2015 – 300 с.
18. МОНИТОРИНГ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. М. : ФОРУМ, 2016. 400 с. ISBN: 978-5-
00091-190-7
19. Хватцев М.Е. Логопедия: книга в 2-х кн. – 2-е изд., испр., – М.: ВЛАДОС., 2010 г. – 272 c.