Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов в значительной степени определяется их стратегией. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам стратегического развития, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.
Разработка стратегии – это круг планирования экономического развития предприятия.
Система стратегического управления – это подсистема управления
предприятием, нацеленная на поддержание, усиление и поиск новых источников конкурентных преимуществ с целью максимизации стоимости предприятия в долгосрочном периоде путем эффективной организации процессов мониторинга окружающей среды, формулирования, транслирования и эффективной реализации стратегий предприятия с точки зрения использования ресурсов.
Задачами системы стратегического управления могут являться:
анализ внешней и внутренней сред предприятия
формулирование долгосрочных целей предприятия, исходя из проведенного анализа и требований акционеров и других заинтересованных групп (государственных органов, сотрудников и т.п.)
разработка путей достижения этих целей, т.е. формулирования стратегий предприятия
операционализация этих стратегий — перевод стратегических целей в конкретные задачи на уровнях исполнения
обеспечение реализации стратегий через периодический мониторинг исполнения и достижение поддержки и мотивации на реализацию инициатив сверху и снизу
рациональное распределение ресурсов для реализации стратегии путем внедрения эффективных методов управления, применения адаптированных на стратегию организационных моделей и содействие внедрению в корпоративную культуру необходимых для реализации стратегии поведенческих паттернов.
В целом система стратегического управления должна обеспечивать:
определение требований, поддержку и координацию процесса мониторинга экосистемы предприятия (внутренние и внешние аспекты функционирования) на предмет возникновения возможностей и угроз
инициирование и координацию процесса формирования и обновления стратегий, регулярность и преемственность этого процесса
полноту и качественное содержание стратегий через применение необходимых методов анализа и синтеза стратегий
каскадирование стратегий по уровням управления для обеспечения необходимой степени детализации целей и задач и поддержки инициатив снизу
синхронизацию бизнес-стратегий и стратегий смежных подразделений между собой (согласование, координация и ранжирование инициатив)
перевод стратегий на операционный уровень в виде конкретных задач исполнителям и контроля их релизации (через интеграцию стратегического и операционного контуров управления в рамках системы интегрированного планирования)
быструю обратную связь, обеспечивающую возможности своевременной коррекции способов реализации стратегий или оперативного пересмотра самих стратегий при необходимости (например, через систему показателей).
Упрощение внедрения и успешное функционирование такой сложной системы может быть обеспечено путем детализации всего процесса стратегического управления до уровня отдельных логических элементов и обеспечения их последовательной реализации через:
требования внутренних процедур и регламентов
сопутствующую адаптацию организационной модели
совершенстования структуры компетенций
развитие необходимых элементов корпоративной культуры (в части баланса краткосрочных и долгосрочных приоритетов).
Таким образом, искомый инструмент для внедрения полноценного стратегического управления должен:
быть процессно-ориентированным (представлять собой процесс, легко встраиваемый в существующую процессную структуру предприятия),
быть направленным на описание конкретных действий сотрудников
легко встраиваться в существующую нормативную базу предприятия
интегрировать различные контуры управления в рамках существующих управленческих методов.
Учитывая сложность комплексной системы стратегического управления, ее внедрение должно происходить поэтапно, что также должно быть отражено в структуре и последовательности применения инструмента.
Целью исследование является разработка стратегии развития предприятия на основе применения методов, способов и приемов стратегического планирования.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
уточнить экономическую сущность и понятие стратегии в контексте устойчивого развития промышленного предприятия;
выявить особенности и факторы, оказывающие влияние на формирование стратегии развития строительного предприятия с точки зрения устойчивого развития;
анализ внутренней и внешней среды предприятия; определение критических точек;
уточнение ориентиров (видения, миссии, целей);
выработка вариантов развития предприятия. Выбор наиболее предпочтительного варианта;
оформление выбора в виде рекомендаций по стратегии развития.
Объектом исследования выступает строительное предприятие ООО «Д. и П. - стройинвест».
Предметом исследования выступает стратегия предприятия как элемент эффективного управления предприятием, нацеленная на его устойчивое развитие.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов в области финансового менеджмента, посвященные проблемам выработки стратегии и управления развитием промышленного предприятия, научно-методические рекомендации в области экономики предприятия и устойчивого развития.
1 Общая характеристика предприятия
Название организации: Общество с ограниченной ответственностью «Д. и П. - стройинвест».
Задачи и основные виды деятельности ООО «Д. и П. - стройинвест»:
1. Производственная задача: повышение производительности труда и улучшение качества строительной продукции.
2. Маркетинговая задача: выход в лидеры по реализации строительной продукции в регионе.
3. Финансовая задача: полноценное обеспечение финансовыми средствами инвестиционно-строительной деятельности и контроль за их движением.
4. Кадровая задача: обеспечение условий для развития творческого потенциала работников и повышение удовлетворенности в оплате и содержание труда.
5. Инновационная задача: совершенствование технического уровня производства и применение новейших технологий и строительных материалов.
Организационная структура компании представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Д. и П. - стройинвест»
В ООО «Д. и П. - стройинвест» применяется линейно-функциональная организационная структура управления.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления «по функциям». Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию.
Управление системой маркетинга в компании занимается директор по внешним связям и информации.
Я выделю три основных задачи, стоящие перед данным специалистом:
Информирование потенциальных клиентов о деятельности компании.
Расширение круга клиентов.
Удержание клиентов.
Информирование потенциальных клиентов о компании осуществляется с помощью рекламы в средствах массовой информации и специализированных справочниках.
Удержать клиента – это значит сделать так, чтобы клиент перешел из разряда случайных в разряд постоянных, да там и остался. Задача решается довольно просто. Можно выделить ряд факторов, активно способствующих вторичным обращениям клиентов:
Качество оказанных услуг.
Отношение персонала.
Различные методы стимулирования. Среди распространенных: программы скидок (сейчас они все чаще заменяются бонусными программами). При этом в компании практикуется система скидок на объем выполненных работ.
2 Виды проектного управления и стратегия развития и управления
Стратегия развития предприятия неразрывно связана с текущей деятельностью. Поэтому, прежде чем приступить к определению стратегических альтернатив развития, проведем анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Д. и П. - стройинвест» за 2016-2018 год с целью исследования внутренней среды предприятия.
Анализ состава и структуры актива баланса осуществляется с помощью вертикального и горизонтального анализа.
Таблица 1 – Анализ состава и структуры актива