Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель педагогической практики: подготовить магистров к преподавательской
деятельности.
Задачами практики являются:
- закрепление знаний общих курсов по педагогике и психологии, спецкурсов
магистратуры о методиках преподавания в высшей школе.
- получение новых знаний о средствах обеспечения реализации
образовательных стандартов, о видах профессиональной педагогической
деятельности, о видах нагрузки преподавателей,
1. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Лекция. Субъекты административного права
1. Понятие субъектов административного права и их виды
Субъектами административного права признаются лица и организации,
которые в соответствии с установленными нормами могут выступать
3
участниками административных правоотношений. Круг субъектов
административного права многообразен. В административные отношения
вправе вступать любые лица, наделенные административной
правосубъектностью.
Правосубъектность складывается из двух составляющих.
1. Правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая
законом возможность субъекта вступать в различного рода административные
отношения, приобретать права и обязанности в сфере государственного
управления.
2. Дееспособности, которая подразумевает способность субъекта своими
действия приобретать права, создавать юридические обязанности и нести
ответственность за свои действия, т.е. возможность реализовывать свою
административную правоспособность.
Для административно-правового регулирования характерно, что у ряда
субъектов право- и дееспособность совпадают и возникают одновременно. Так,
с момента создания государственного органа и закрепления за ним
определенных полномочий он одновременно наделяется право- и
дееспособностью. В их компетенции получает выражение административная
правоспособность этих органов, а в закрепленных за ними полномочия
проявляется их административная дееспособность.
2. Индивидуальные субъекты административного права
Под индивидуальным субъектом административного права понимается
физическое лицо (человек), участвующее в административных
правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором
подавляющее большинство правоотношений носят характер
«властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей,
существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В
зависимости от того в качестве какой стороны в административных
правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его
правоспособность и дееспособность.
У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями
дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями. К таким
условиям относится возраст и вменяемость.
По общим условиям дееспособность лица наступает в восемнадцатилетнем
возрасте, за исключением определенных случаев, прямо определенных в
нормативно-правовых актах. Это правило распространяется на возможность
занятие той или иной должности во властных государственных структурах. То
же самое правило действует и в отношении психического здоровья лица
(вменяемость) претендующего на занятие должности во властных структурах
государства.
Однако необходимо помнить, что в административных правоотношениях в
качестве субъекта подчинения выступают также физические лица, у которых
дееспособность наступает гораздо раньше, чем они достигнут
восемнадцатилетнего возраста. Это обуславливается необходимостью
4
управлять такими лицами, наделяя их определенным правовым статусом
(школьник, студент, больной и т.д.). Также обстоит дело и с определением
вменяемости. Психически больные люди, проходящие лечение, в
соответствующих медицинских учреждениях выступают в качестве субъектов
административных правоотношений.
Таким образом, дееспособность субъектов административного права напрямую
зависит от их роли в административных правоотношений и определяется их
правовым статусом.
Правовой статус (объем прав и обязанностей) также зависит от множества
различных факторов, которые включают: пол, возраст, гражданство, место
проживания, уровень образования, наличие профессии и т.п.
Рассмотрим некоторые особенности правового статуса индивидуальных
субъектов административного права.
Гражданин как субъект административного права - это участник общественных
отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных
актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации
своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и
государства.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой
статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое
образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой
статус личности, человека как субъекта административного права. В
российском государстве правовое регулирование положения личности,
человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку
выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица
призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку.
Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность,
человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного
положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России
субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности
закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами
конституционного, международного, гражданского, финансового и других
отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества,
гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном
статусе человека занимают и нормы административного права.
Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и
находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового
регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на
свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на
неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст.
23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места
жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и
беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).
5
Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека
определенные обязанности и запреты, например, платить законно
установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается
заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный
труд (ч. 2 ст. 37).
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Раскройте взаимосвязь, различие и соотношение понятий «государственная
исполнительная власть» и «государственное управление». Назовите
характерные признаки государственного управления как специфического вида
государственной деятельности, отличающие его от других видов
государственной деятельности: законодательной, судебной, от прокурорского
надзора. Выявите структуру государственного управления: цель, субъекты,
механизм, объекты, процесс.
2. Определите основные отличия организационных административных
отношений от гражданских (имущественных, личных неимущественных
(связанных и не связанных с имущественными)), трудовых, финансовых.
Приведите примеры.
3. Приведите конкретные примеры внутриорганизационных правоотношений
применительно к деятельности Правительства РФ, федеральной службы,
федерального агентства, федерального министерства со ссылкой на конкретные
нормативные акты (см. Собрание законодательства РФ за последний год).
5. КОМПЛЕКСНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант 1.
Теоретическое задание: Источники административного права: понятие и
система.
Практическое задание: Приказом директора кирпичного завода было
установлено, что жалобы, не требующие расследования, должны
рассматриваться в срок не более 7 -10 дней. а те, по которым необходимо
провести проверку - в 30-дневный срок. Правомерен ли приказ директора
завода?
Вариант 2.
Теоретическое задание: Источники административного права: понятие и
система.: Органы местного самоуправления как субъекты административного
права.
6. ДЕЛОВАЯ ИГРА
Как подобрать различные по видам и структуре административно-правовые
нормы
6
Основное задание: При подготовке к деловой игре студенты повторяют
учебный материал лекции «Механизм административно-правового
регулирования», обратив особое внимание на вопрос «Понятие
административно-правовой нормы, ее содержание и структура» и, в первую
очередь, части его, касающейся структуры административно-правовой нормы.
Кроме того, студенты обязательно знакомятся с исходными материалами:
текстами Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7
февраля 2011 г. № 3 ФЗ «О полиции» и Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях. Прежде чем приступить к деловой игре,
в начале занятия в течение тридцати – сорока минут студенты по вызову
преподавателя устно рассматривают виды и структуру административноправовой нормы. Целью деловой игры является проверка, углубление и
закрепление теоретических знаний по изучаемой теме; развитие навыков
правильного и обоснованного ответа по конкретным вопросам, связанным с
видами и структурой административно-правовой нормы.
9. ДОКЛАД ОБ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ.
В вузах часто образуются научные инновационные структурные
подразделения: юридическая клиника, бизнес-инкубатор, ресурсный центр
коллективного пользования, центр социально-психологического
консультирования, студенческий научный клуб и т.п. В рамках их работы
реализуются интересные проекты, направленные на содействие в
формировании гражданских инициатив, повышению правовой культуры
населения, помощи людям. Лучшие проекты, подготовленные студентами в
рамках учебного процесса и самостоятельной работы могут успешно
реализовываться в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате прохождения практики я:
1. Овладел:
- навыками преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и
методическом уровне
- навыками управления самостоятельной работой обучающихся
- навыками проведения педагогических исследований
- навыками осуществления правового воспитания
2. Научился:
- составлять документы и планы проведения занятий для преподавания
юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Волков А. М. Административное право России: учебник - М.: Проспект,
2016.
7
2. Волков А. М., Дугенец А. С. Административное право: учебник. М.: ИД
«Форум»: ИНФРА-М, 2016. 288 с.
3. Волков А. М., Лютягина Е. А., Волков А. А. Основы права: учебник / отв.
ред. А. М. Волков. М.: Юрайт, 2016. 335 с. Серия: Бакалавр. Базовый курс.
4. Волков А. М., Лютягина Е. А. Правовые основы природопользования и
охраны окружающей среды: учебник / под общ. ред. А. М. Волкова. М.: Юрайт,
2016. 326с.
5. Волков А. М., Лютягина Е. А., Волков А. А. Правовое обеспечение
профессиональной деятельности: учебник / отв. ред. А.М. Волков. — М.:
Юрайт, 2016.
6. Договорное право [Электронный ресурс]: учебное пособие для
магистрантов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д.
Эриашвили [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2016.— 239 c.
7. Гражданское право. Том 1. Часть первая [Электронный ресурс]: учебник/
О.А. Белова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало-М, 2016. —
400 c.
8. Эриашвили Н.Д. Предпринимательское право [Электронный ресурс]:
учебник/ Эриашвили Н.Д., Мышко Ф.Г., Барков А.В.— Электрон. текстовые
данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 415 c.
Дополнительная литература:
1. Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. – М.: 2016.
2. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов.
М.: Норма, 2016.
3. Административное право: учебно-практическое пособие / Конин Н. М.,
Маторина Е. И. и др. М.: Юрайт, 2014.
4. Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры /
Салищева Н.Г., Дубровский Д.С., Женетль С.З., Штатина М.А. М.: Юрайт,
2016. 364 с.
5. Актуальные проблемы административного права: учебник / Костенников
М. В., Куракин А. В., Кононов А. М., Кононов П. И., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
6. Волков А. М. Реализация и защита публичных прав частных лиц в
недропользовании: монография. Душанбе: Издательство «Эр-Граф», 2013. 210
с.
7. Волков А. М. Публичные права частных субъектов недропользования.
Конфликты при реализации прав частных лиц в сфере публичного
администрирования недропользования: монография. LAP LAMBERT Academic
Publishing. Saarbrücken. 2013. 254 с.
8. Кирин А. В. Административно-деликтное право (теория и
законодательные основы). М., 2012.
9. Копытов Ю. А. Административное право: учебник для бакалавров. М.:
Юрайт, 2013. 645 с.
10. Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право
Российской Федерации / под ред. Л. Л. Попова. М.: Юрайт, 2012. 447 с.
8
11. Лютягина Е.А. Регулирование природопользования и охраны
окружающей среды. Сравнительно-правовое исследование. – LAP LAMBERT
Academic Publishing. Saarbrücken, Germany, 2011. – 204с.
12. Правовое регулирование государственного контроля: монография (отв.
ред. д-р юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации
А. Ф. Ноздрачев). М.: Институт законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ, 2013.
13. Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России: учебник
для бакалавров. М.: Юрайт, 2016.