Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Знакомство с организацией (структура, направление деятельности, специфика контингента в работе психолога/социального педагога) 4
3. Беседа с педагогическим составом об основных социально-психологических проблемах, возникающих в их работе 10
4. Наблюдение за двумя мероприятиями, проводимыми педагогом-психологом (социальным педагогом) 11
5. Проведение социально-психологической и профориентационной диагностики группы с использованием двух методик, написание индивидуальных заключений 14
6. Проведение игры (тренинга), направленной на формирование навыков эффективного общения 16
7. Выводы по итогам прохождения практики 19
Список литературы 21
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель практики:
Ознакомиться со спецификой деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Овладеть необходимыми навыками практической работы психолога.
Ознакомиться с методами психологического консультирования; отработка навыков консультирования в самостоятельной работе с клиентом.
Усовершенствовать коммуникативные умения; овладеть профессиональной терминологией.
Проявить себя в конкретной профессиональной ситуации.
Овладеть методами психологического анализа конкретных профессиональных ситуаций.
Задачи:
Изучение психологических проблем конкретной профессиональной среды; знакомство с опытом организации психологической службы.
Овладение необходимыми навыками практической работы психолога, отработка методов и приемов работы психолога в организации, учреждении.
Знакомство с методами психологического консультирования; отработка навыков консультирования в самостоятельной работе с клиентом
Совершенствование коммуникативных умений: овладение профессиональной терминологией, использование ее при решении производственных задач, ситуаций.
Проявление себя в конкретной профессиональной ситуации: степень овладения методами практической работы психолога, умениями вырабатывать собственные решения, давать свои оценки проблемам клиента, вырабатывать собственную позицию в отношении проводимой психологической работы.
Овладение методами психологического анализа конкретных профессиональных ситуаций.
1. Знакомство с организацией (структура, направление деятельности, специфика контингента в работе психолога/социального педагога)
Основными направлениями работы психолога в дошкольном учреждении являются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.
Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
* Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
* Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
* Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
* Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
* По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
* Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
* Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
* Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
* Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
* Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Обязательно:
* Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
* Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
Дополнительно:
* Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
* При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.
Обязательно:
* Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
* Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
* Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение и обучение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
* Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
* Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Афонькина Ю. А Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2013.
2.Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) Волгоград: Учитель, 2018.
3.Ильина М. Н. Парамонова Л. Г. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. - СПб.: «Дельта», 2008.
4.Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. -СПб.: Речь; М.: Сфера, 2016.
5.Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе:-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.
6.«Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом» Т.Н, Банщикова, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина «Книголюб» Москва 2014г.
7.«Психология Словарь-справочник» М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович «Феникс» Ростов - на – Дону 2016г.
8.«Работа педагога-психолога в ДОУ» Ю.В. Микляева «Айрис пресс» Москва 2015г.
9.Шипицина Л. М. Психолого-медико-педагогическая консультация. -2-е изд., доп. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.