Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Местом прохождения учебной практики является Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России №17 по Московской области, юридический адрес г. Люберцы ул. Котельническая 6. Межрайонная ИФНС России №17 по Московской области является территориальным органом ФНС и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Федеральная налоговая служба России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который представляет интересы РФ по осуществлению полномочий по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, и иных обязательных платежей.
Реализация государством своих функций напрямую зависит от эффективности деятельности налоговых органов и осуществляемой налоговой политики. В условиях рецессии, снижения уровня жизни населения и влияния санкций вопросы наполняемости бюджета приобретают особую актуальность, что требует реализации налоговой политики в полной мере. Помимо этого от того, как государство реализует налоговую политику, во многом зависит доверие населения к властным структурам.
Анализ управления налоговой системой не теряет актуальность на протяжении последних десятилетий, что связано с регулярно вносимыми в Налоговый Кодекс РФ изменениями, проводимыми экономическими реформами и тем кругом проблем, решение которых имеет большое значение для дальнейшего развития российской экономики: необходимость сокращения теневого сектора экономики, обеспечение гарантий занятому населению на достойный уровень оплаты труда и пенсионных отчислений, снижение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения и на предприятия, деятельность которых осуществляется в приоритетных для российской экономики отраслях.
Цель практики - ознакомиться с работой межрайонной инспекции ФНС и рассмотреть основы управления налоговой системой в России. В рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) проанализировать современную налоговую систему государства;
2) определить критерии эффективности налоговой политики;
3) рассмотреть полномочия налоговой инспекции при реализации налоговой политики.
Раздел 1. Общие сведения о межрайонной ИФНС №17 по Московской области
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Московской области находится по адресу: г. Люберцы, ул. Котельническая д.6. Обслуживает налогоплательщиков г. Люберцы, г. Дзержинский, г. Лыткарино, г. Котельники.
В соответствии со ст. 31 НК РФ к правам налоговых органов относятся:
• требование от налогоплательщиков документов по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
• проведение налоговых проверок в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
• приостанавление операций по счетам налогоплательщиков в банках и наложение ареста на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
• произведение выемки документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
• осмотр (обследование) любых используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, проведение инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
• определение суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
• взыскание в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
• требование от банков документов, подтверждающх исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
• привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
• вызов в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
• заявление ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
• предъявление в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).
В соответствии со ст. 32 НКРФ к обязанностям налоговых органов относятся:
• соблюдение законодательства о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
• осуществление контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
• ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков, включающего в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
• проведение разъяснительной работы по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представление формы установленной отчетности и разъяснение порядка их заполнения, разъяснение о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
• осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
• соблюдение налоговой тайны (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).
Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления ФНС по Московской области.
Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.
Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Управления по представлению руководителя Инспекции.
Руководитель Инспекции:
- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание;
- утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее работников;
- издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;
- назначает на должность и освобождает от должности в установленном
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агамирзоева Н.М. Критерии эффективности налоговой политики. Налоговая политика РФ // World science: problems and innovations: материалы XVII МНПК. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 98-100.
2. Астапов К. Л. О реформе налоговой политики // Финансы. - 2002. - № 10. С. 29-31.
3. Ахмедова Э.С., Рамазанова Б.К. Налоговая политика: сущность и элементы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №3. - С. 191-193.
4. Беспалов М.В. Структура и анализ налоговых платежей и налоговой нагрузки на примере ООО "Интехстрой" // Налоги и финансы. - 2017. - №2.- С. 10-12.
5. Бобров В. Н. Налоговое планирование и его роль в развитии предприятий малого предпринимательства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». - 2015. - №5-6. С. 4-7.
6. Гаджиева М.А. основные цели и принципы налоговой политики государства // European Research: сборник статей XVII МНПК. Пенза: Наука и Просвещение. - 2018. - С. 64-65.
7. Демченко Н. Госдума приняла закон о налоговом маневре для нефтяного сектора // РБК: https://www.rbc.ru/politics/24/07/2018/5b56fa409a79478a1c9dd2b9 (дата обращения: 21.08.2019 г.)
8. Доля нефтегазовых доходов бюджета России в первом полугодии составила 45,6% // Рамблер. URL: https://finance.rambler.ru/realty/40552551-dolya-neftegazovyh-dohodov-byudzheta-rossii-v-pervom-polugodii-sostavila-45-6/?updated (дата обращения: 12.08.2019 г.)
9. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России упала до семилетнего уровня // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/24/03/2016/56f32a639a794756a61f301e (дата обращения: 12.08.2019 г.)
10. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности // Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/envd/ (дата обращения 21.08.2019 г.)
11. Единый сельскохозяйственный налог // Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ip/ip_pay_taxes/esn/ (Дата обращения 21.08.2019 г.)
12. Едронова В.Н., Мамыкина Н.Н. Сущность и элементы налоговой политики // Финансы и кредит. - 2005. - №5. - С. 37-40.
13. Заяц Н.Е. Налоги и налогообложение / Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е., Алешкевич И.Н. - Мн.: Вышейшая школа, 2008. - 322 с.
14. Зима Ю.С., Черских Б.В. Основные проблемные аспекты проводимой налоговой политики РФ // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы XIV МНПК. - М. - 2018. - С. 92-94.
15. Иванова Ю.Н., Казаков В.В. Налоговая нагрузка как показатель эффективности налоговой политики государства // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - №399. С. 199.
16. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
17. Корниенко Е. Л. Бюджетно-налоговый механизм в государственной политике антициклического регулирования экономики в Российской Федерации //Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - №44-2. - С. 64–77.
18. Магомадов Ш. А., Кадыров Х-М. Ш. Налоговая политика России на 2019-2020 годы // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №5-2. - С.133-134.
19. Макроэкономика / Алексеенко Т.С., Дмитриева Н.Ю., Зенькова Л.П. и др.; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2013. - 244с.
20. Макроэкономика / Кураков Л.П., Игнатьев М.В., Тимирясова А.В. и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. - М.: Изд-во ИАЭП, 2017. - 336 с.
21. Метелев С.Е., Гражданцев С.И., Шарипова Н.А. Российская "Нефтяная игла" // СТЭЖ. - 2016. - №2. - 10-12.
22. Мустафаева С. Р. Влияние системы налогообложения на финансовый результат деятельности предприятий // Форум молодых ученых. - 2017. - № 1 (5). - С. 248–253.
23. Налоговая политика 2019 // Центр управления финансами URL: https://centeryf.ru/data/nalog/nalogovaya-politika-2019.php (дата обращения: 16.08.2019 г.)
24. Налоговая политика государства на 2018-2020 годы // Налог-налог.ру: сообщество профессионалов. URL: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_politika_gosudarstva/ (дата обращения: 16.08.2019 г.)
25. Налоговая политика. Теория и практика / И.А. Майбуров [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 518 c.
26. Налоговый Кодекс РФ. Часть 1 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/10900200/b6e02e45ca70d110df0019b9fe339c70/ (дата обращения: 12.08.2019 г.)
27. Налоговый Кодекс РФ. Часть 2 // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/f07c38898fd7af4a54b1c6d33e01f23cc2dae757/ (дата обращения: 21.08.2019 г.)
28. Нестеренко Юлия Николаевна Налоговые льготы: новые подходы к установлению // Экономический журнал. 2017. №46. С. 36-49.
29. Николаева Д. Рост налогов профинансирует майские указы // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3681585
30. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/ (дата обращения: 13.08.2019 г.)
31. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Проект // Министерство финансов. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/105427045/ (дата обращения: 13.08.2019 г.)
32. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // Министерство финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695 (дата обращения: 14.08.2019 г.)
33. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. // Министерство финансов. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/ (дата обращения: 18.08.2019 г.)
34. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ / Пансков В.Г. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 496 с.
35. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 г. N213-ФЗ // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12168560/ (дата обращения: 14.08.2019 г.)
36. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ // Правительство РФ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808030106 (дата обращения: 14.08.2019 г.)
37. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/1842794ca0d339f38e0b5218db22df3092d57a98/ (дата обращения: 21.08.2019 г.)