Фрагмент для ознакомления
2
I.Общие сведения о групповом коллективе
1.Количество студентов: из них мальчиков, девочек.
Группа (ТОИРО 17/1) – состоит из 12 человек, все парни.
2.Возрастной состав: 15-19 лет, 17% (2) - 15 лет, 50%(6) - 16 лет, 17%(2) - 17 лет, 8%(1) - 18, 8%(1) - 19 лет.
3.Изменения состава группы, происшедшие в течение года: изменений не было.
4.Характеристика семей студентов, наличие социально-неблагополучных семей.
По сведениям, 67% учащихся, воспитываются в полных семьях, уровень дохода семей – средний, 33% студентов воспитываются в неполных семьях;
33% студентов имеют родителей-пенсионеров по инвалидности, что может рассматриваться как причина для дополнительного исследования семей на предмет оказания помощи и др.
II.Содержание и характер учебной деятельности.
1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
По успеваемости в группе представлена следующая картина(см. Рис.1):
42% (5)студентов – успевающие (не имеют задолженностей, у них преобладают положительные оценки(хорошо/отлично);
42% студентов – успевают на удовлетворительном уровне (имеют 1-2 задолженности, количество удовлетворительных и положительных оценок соотносится как 50/50);
17% студентов – имеют низкий уровень успеваемости (имеют более 2 задолженностей, количество удовлетворительных оценок преобладает, встречаются неудовлетворительные оценки (задолженности).
Рисунок 1.Успеваемость в группе ТОИРО 17/1
Относительно дисциплины, по результатам наблюдения, бесед с педагогами, куратором – в группе ровная обстановка, инцидентов срыва занятий, нарушения иерархической структуры, нарушения дисциплины на занятиях, не выполнения заданий и просьб педагогов не наблюдается. Студенты лично мотивированы на учебу, процессы саморегуляции в норме.
2. Интеллектуальный уровень, работоспособность группы.
Для объективной оценки интеллектуального уровня студентов и ряда свойств личности и характера в группе была проведена диагностика по методике Кетелла(см.Приложение 1).
В среднем, в группе студенты показали уровень интеллекта выше среднего –
8 (см.Приложение 1), что позволяет эффективно выполнять задания, удовлетворительно учиться и др.
Работоспособность группы высокая, на занятиях студенты активны, к концу учебного дня в состоянии выполнять учебные задания, малоастеничны, спортивны.
3. Необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных студентов; реакция на требования к ним классного руководителя, группы.
Вероятно, проблема успеваемости (2 студента с низкой успеваемостью, 5 студентов – с удовлетворительной успеваемостью), обусловлена не недостатком способностей или недоразвития познавательных процессов, но иными причинами(недостаток мотивации, недостатки развития волевых процессов, самоорганизации и др.). В любом случае, следует обратить внимание на успеваемость отдельных студентов, что и осуществляется со стороны куратора и педагогов. С одно стороны это относительно авторитарные методы – контроль выполнения заданий, перепроверка контрольных работ. С другой стороны – напоминания, включение занятий с обучением самоорганизации и управлением своим временем (на занятиях по гуманитарным дисциплинам(психология). Включение занимательных элементов в занятия по профессиональным дисциплинам (обучение педагогов), для формирования внутренней мотивации студентов, интереса, учет возрастных особенностей (старший подростковый/юношеский возраст предполагает наличие интереса к общению, установлению контактов, наличие авторитетов) – построение учебной мотивации на основе этих особенностей и др.
4. Взаимопомощь.
В группе развита взаимопомощь, в целом психологический климат группы благоприятный, не смотря на гендерные особенности (12 парней). Жесткого соперничания в группе нет, выделяется формальный лидер (староста) и несколько неформальных лидеров (2-3), вокруг которых объединены микрогруппы. Студенты готовы помочь друг другу при возникновении затруднений в учебе, общении с педагогами. Защитить при «несправедливости» явной или надуманной.
5. Дисциплина на учебных занятиях, нарушители, причины нарушений.
Как отмечалось выше, по результатам наблюдения, бесед с педагогами, куратором – в группе ровная обстановка, инцидентов срыва занятий, нарушения иерархической структуры, не выполнения заданий и просьб педагогов не наблюдается.
Причинами нарушения дисциплины может быть «несправедливость» педагога, по мнению студентов – в данном случае «рефери» между педагогом и студентом становятся неформальные лидеры. Кроме того, причиной нарушения может стать усталость/монотонность занятий (в таком случае студенты могут «достать смартфоны») или личные причины. На замечания студенты реагируют адекватно (замолкают, убирают телефоны, способны пойти на компромисс).
6. Отрицательные моменты в учебной работе.
Отрицательные моменты обусловлены противоречием между потребностью преподавателей выполнить учебный план (передать большой объем информации, быстро, качественно и др.) и потребностью студентов в дополнительной мотивации, т.к. материал, зачастую, достаточно сложный и удерживать себя только волевым усилием сложно. Требуется создание дополнительной мотивации, включение занимательных компонентов в занятия, смена видов и форм проведения занятий, что не всегда реализуется на практике.
7. Пропуски занятий
Пропуски занятий в группе есть, как по уважительной причине(УП), так и без УП. Для оценки объема пропусков и причин пропусков, по мнению студентов, был проведен опрос.
За последний семестр – 17% студентов – не пропускали занятия, 42% студентов в хотя бы один раз пропускали занятия, 25% пропускают занятия регулярно. С одной стороны, проблема пропусков возникает по причинам, обусловленным особенностями организации образовательного процесса (см.п.6 – предыдущий), а с другой, она связанна с неумением студентов планировать и организовывать свое время (см.Рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Как часто вы пропускаете занятия?»
В качестве причины пропусков занятий 17% опрошенных указали работу, 42% - удаленность места проживания от колледжа, 42% ответили, что «можно провести время более продуктивно».
На вопрос «Какие занятия вы пропускаете чаще всего» большинство студентов указало, что все зависит от предмета (8 человек), 4 из всех студентов пропускают только первые пары.
III. Жизнь группы вне учебных занятий.
1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям.
67% студентов посещают спортивные секции, 42% посещают концерты и экскурсии в городе.
2. Хобби студентов.
Большинство студентов (67%) активно занимается спортом, 17% увлекаются литературной и чтением, читают постоянно. Автодело, является и предметом учебной деятельности и увлечением у 50% студентов, 100% увлекаются различными музыкальными направлениями.
3. Отношение к общественным делам; участие группы в колледжной жизни; наличие пассивных студентов.
Группа не проявляет высокой активности к общественным колледжным делам, но, в целом, принимает участие в общеколледжных мероприятиях по требованию и в рамках норм требований, без особого энтузиазма, но и без протеста.
4. Работа временных творческих групп.
Осуществляется на период подготовки к определенному мероприятию. Студенты способны себя организовать, на данном этапе. Работа осуществляется совместно с куратором и руководителем Управления по воспитательной и социальной работе.
5. Проявление сознательной дисциплины; организованность группы.
Группа демонстрирует в целом развитые волевые процессы, сознательность, студенты способны к самоорганизации, принимают решения, в большинстве случаев, осознанно и мотивированно (будь то решение о пропуске или принятии участия в мероприятии и т.д.).
6. Влияние на класс родительской общественности.
В данном учебном заведении работа построена таким образом, что родители не привлекаются активно к учебно-воспитательному процессу. Тем не менее, бесспорно, влияние родителей, семей на студентов заметно, но не выдвигается на первый план.
Родительского комитета или подобной организации в группе нет. Связь с семьями осуществляется через куратора.
IV.Руководство групповым коллективом и его организация.
1. Актив группы, принципы формирования, его работа.
Формальное руководство группы реализуется через куратора и старосту группы. Существует актив группы, который организует учебно-воспитательные мероприятия внутри колледжа (сформирован по желанию, на основе активности студентов и вокруг неформальных лидеров).