Фрагмент для ознакомления
2
1. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НА ПРЕДМЕТ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ ПРОЦЕССА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ 1.1. Обзор НПА федерального уровня
2
Современные условия развития экономики характеризуются возрастанием интереса к промышленности нашего государства, как со стороны государственных и муниципальных органов власти, так и со стороны простого населения. Это связано с политическими и экономическими событиями, которые произошли за последние несколько лет. В первую очередь, это введённые санкции со стороны США, стран Евросоюза и их сторонников, во-вторых, это последовавшее за данными санкциями снижение курса отечественной валюты по отношению к доллару и евро. Эти события стали фактором начала нового витка процесса импортозамещения, что в свою очередь предоставило возможность для экономического развития отечественного производства. В связи с этим, современному промышленному сектору понадобились существенные преобразования законодательной базы промышленной политики: были приняты Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Эти нормативно-правовые акты были направлены на формирование фундамента новой промышленной политики в государстве, оптимизацию и совершенствования ее законодательной базы, а также содействовать дальнейшему развитию промышленного сектора отечественной экономики.
1.2. Обзор НПА отраслевого уровня
С 2014 года Минэнерго России в сотрудничестве с Минпромторгом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и компаниями ТЭК ведет работу по снижению зависимости российского ТЭК от импортного оборудования, технологий и материалов. Между тем в последние годы одним из главных документов, который определял основные треки развития промышленной политики в России, был план содействия импортозамещению, выпущенный правительством в 2014 году. Тогда же мы взяли на себя обязательства по достижению определенных показателей в горизонте с 2014 по 2020 год, и на данный момент успешно закрываем их. Впоследствии план содействия импортозамещению был разделен на несколько самостоятельных
3
отраслевых планов, которые утверждены приказами Министерства промышленности.
1.3. Перечень наиболее значимых корпоративных стратегических программ
В течение 2018 года Минэнерго России была продолжена работа по снижению зависимости ТЭК от иностранных технологий, материалов и комплектующих. Осваивались производства новых видов импортозамещающего оборудования для отраслей ТЭК, развивалось производство необходимых катализаторов для российских нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. В рамках реализации плана по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности Российской Федерации, утвержденному Минэнерго России, в 2018 году доля отечественных катализаторов нефтепереработки составила 64,0% (31,8% в 2014 году), катализаторов нефтехимии – 72,6% (34,2% в 2014 году), крупнотоннажных полимеров – 95,1% (83,2% в 2014 году). В 2018 году ПАО «НК «Роснефть» на Новокуйбышевском заводе катализаторов введена в эксплуатацию установка регенерации катализаторов мощностью 4 тыс. тонн в год. Также компанией произведена замена закупаемых катализаторов для установок производства водорода на Куйбышевском НПЗ и Рязанской НПК на катализаторы производства Ангарского завода катализаторов и органического синтеза. ООО «НПП «Нефтехим» разработан и опробован катализатор риформинга в движущемся слое.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТЭК 2.1. Перечень основных субъектов, участвующих в процессе импортозамещения в ТЭК
В процессе импортозамещения принимаютт участие такие субъекты ТЭК как Минтранс России, Ростехнадзор, Департаменты ТЭК, а также 124 юридических лица, в число которых входят Газпром, Роснефть, Новатэк, Транснефть, Распадская, РусГидро, ИНТЕР РАО ЕЭС, Россети, Т Плюс. Всего с июня 2015 года реализованы более 1343 проектов импортозамещения в них вошли такие предприятия как
4
1. ОАО «Пензтяжпромарматура» разработало, изготовило и поставило для первого российского подводного кустового манифольда (подводного газового добычного комплекса, представляющего собой систему трубопроводов с запорной регулирующей и обратной арматурой и предназначеного для сбора пластовой продукции из скважин и распределения нагнетаемых флюидов), разрабатываемого с 2017 года Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». 2. В индустриальном парке «Богородский» начали производить заменитель грудного молока, состоялся запуск новой линии компании «Фармалакт». Инвестиции в новое производство в целях импортозамещения составили около 262 млн рублей. 3. АО «Экран-оптические системы» (г. Новосибирск, актив РАТМ Холдинга, якорный резидент индустриального парка «ЭКРАН»), опираясь на фундаментальные и прикладные разработки Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова (ИФП) СО РАН, ввело в эксплуатацию установку молекулярно-лучевой эпитаксии (МЛЭ), в рамках организации первого в России промышленного производства наногетероструктур на основе арсенида галлия. В настоящее время «ЭОС» — единственное предприятие в стране, которое уже готово поставлять заказчикам пластины GaAs для пассивных и активных устройств электронно-компонентной базы (ЭКБ) — сейчас их, в основном, импортируют из Тайваня, Китая и Южной Кореи.
2.2. Аналитическое заключение
Значительная зависимость от импорта иностранных технологий, оборудования, ноухау, материалов наблюдалась в различных отраслях ТЭК России (нефтегазодобыча, нефтепереработка, отраслевое машиностроение, инжиниринг, генерация электроэнергии и т.д.) еще до 2014 года, но с введением санкций со стороны США, Евросоюза и некоторых других стран ее актуальность приобрела стратегический характер. Санкции были нацелены на блокирование сотрудничества в проектах по добыче трудноизвлекаемой нефти и разработкам месторождений на глубоководном шельфе, в Арктике, на сланцевых месторождениях, в проектах СПГ (пока только заграницей). Запрет на предоставление технологий и поставки оборудования (в том числе и турбин для электростанций и др.), а также санкции в области финансирования наряду с ограничением кредитования российских банков
5
были призваны негативно повлиять на развитие нефтяных и газовых компаний в долгосрочной перспективе, замедлить или даже подорвать развитие не только энергетического комплекса России, но и всей экономики страны. Как показали итоги прошедших пяти лет, введение санкционных ограничений стимулировало разработку стратегических планов и программ развития механизмов импортозамещения в энергетическом секторе России, в укрепление технологического суверенитета страны. Их реализация даже на краткосрочном периоде позволила оптимизировать процесс инновационного развития отрасли и показать результаты, свидетельствующим о постепенном снижении технологической зависимости нефтегазового сектора от закупок технологий, оборудования, материалов и комплектующих иностранного производства. Однако необходимо отметить, что импортозамещение должно не рассматриваться как вынужденная политика замены импортного оборудования, технологий и пр. на отечественные аналоги, а широкомасштабная политика инновационного развития стратегических отраслей экономики России, направленная не только на модернизацию современного производства, но и разработку и внедрение конкурентного технологичного продукта/технологий с высокой добавленной стоимостью и перспективой создания новых рабочих мест.
2.3. Характеристика основных субъектов процесса импортозамещения в ТЭК
«Ростех» и «Газпром» бросят все силы на создание инновационного газотурбинного и газоперекачивающего оборудования. Об этом сообщили в «Ростехе» по итогам подписания соглашения о сотрудничестве на ПМФ-2019. Как отмечается, среди первоочередных задач также и выпуск оборудования для хранения и транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) и производство многофункциональных вертолетов специально для работы на морских нефтегазовых месторождениях. Среди планов компаний – активное применение цифровых технологий, а также решение задач технологического развития и импортозамещения. Соответствующий документ подписали глава «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. В нем указывается, что среди первоочередных задач – запуск производства высокотехнологичного
6
оборудования на предприятиях российской «оборонки» и создание новых СП для реализации стартапов. «Научно-технический потенциал предприятий ОПК дает нам возможность предложить партнерам конкурентоспособные решения по широкому технологическому спектру. Это сотрудничество позволит значительно ослабить, а в ряде случаев ликвидировать зависимость газовой отрасли от импортной продукции, а также создаст новые возможности для диверсификации и ускоренного развития машиностроительного комплекса», — отметил Сергей Чемезов.
3. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ТЭК 3.1. Перечень основных мер
Минпромторгом России подготовлен еще один межотраслевой инструмент поддержки, который планируется реализовать и в нефтегазовом машиностроении. Это субсидирование пилотных партий промышленной продукции в отраслях, изготавливающих средства производства. Подробно о данном механизме рассказал на заседании МРГ замглавы Минпромторга России На сочинском форуме был заключен первый в нефтегазовом машиностроении специнвестконтракт (СПИК) с АО «ГМС Ливгидромаш» и Орловской областью. Был подписан СПИК с компанией «Томские технологии машиностроения» и Томской областью. Эти инвестпроекты обеспечат выпуск наиболее востребованных комплектующих и агрегатов с высокой долей локализации для компаний группы «Газпром» и других предприятий. Глава Минпромторга поблагодарил руководство нефтегазовых и машиностроительных компаний за активное участие в проработке этих важнейших для технологической независимости отрасли проектов. Говоря о шельфовом направлении, глава Минпромторга отметил, что в рамках госпрограммы «Развитие судостроения» на 2018–2019 годы уже выделено 1,3 млрд рублей на приоритетные проекты по созданию принципиально нового российского сейсморазведочного оборудования. Конкурсы проведены, дальнейшую работу по созданию и испытанию опытных образцов исполнители будут осуществлять в тесном взаимодействии с потенциальными заказчиками и сервисными компаниями.
7
3.2. Потенциал развития государственной поддержки процесса импортозамещения в РФ: на основе анализа мирового опыта (сравнительный анализ)
Новая индустриализация предполагает формирование адекватной новой промышленной политики, которая должна учитывать ряд мировых тенденций, вызванных трансформацией современной экономики. Национальные проекты индустриализации представляют значительный научный и практический интерес как объекты государственной поддержки в связи с возросшей актуальностью осуществления новой индустриализации в мировом масштабе, в первую очередь в развивающихся в странах и странах с развивающейся рыночной экономикой, к которым можно отнести и Россию. В зарубежной практике примерами таких проектов являются проекты новых развитых стран Японии, Республики Корея, Сингапура, пятилетние проекты Китая, десятилетние планы Малайзии, отраслевые программы США на перспективу 30-40 лет.