Фрагмент для ознакомления
2
Характеристика базы практики
Дошкольная группа при МБОУ СОШ с. Ныш расположена в здании школы. Наполняемость детей рассчитана на 18 мест. Цель деятельности дошкольной группы – осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования. Предметом деятельности дошкольной группы является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Режим работы дошкольной группы. Рабочая неделя – пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группах – 9 часов. Режим работы группы – с 8:00 до 17:00. Образовательная деятельность в дошкольной группе организована в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Наблюдение и работа с дошкольниками
В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно –правовые документы.
Это принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как: Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03-51-46 ин/14-03; Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье; Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и оргаизации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Данные документы внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, и во многом решают вопросы, связанные с развитием игровой деятельности детей-дошкольников. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов. В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака (5-40 мин, между завтраком и занятиями (5-7 мин, на открытом воздухе (1 ч. -1 час. 30 мин, после дневного сна (20-40 мин). Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и продолжаются до начала занятий. Игры детей после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий. Так, перед занятиями по речи, математике, рисованию уместными будут игры на развитие мышления, внимания, воображения. Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними, если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться. Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры. Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми, безвредными для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления. Анализ результатов работы
Нами была проведена оценка качества предметно-пространственной развивающей среды, созданной в каждой группе детского сада для общего развития детей. Эта оценка проводилась методами наблюдения за деятельностью детей двух возрастных групп в течение пребывания их в детском саду. Во время данного наблюдения, оценка качества предметно-пространственной развивающей среды детского сада для общего развития детей, проводилась по 5-ти показателям, предложенным авторами программы «Детство»: 1) включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность;
2) возможность для каждого ребенка заняться любимой, интересной для него деятельностью; 3) уровень конфликтности между детьми; 4) продуктивность самостоятельной деятельности детей; 5) положительный эмоциональный настрой детей. Шкала оценивания: – высокий уровень – качество проявляется ярко у более половины детей, проявляется практически во всех видах детской деятельности и режимных моментах; – средний уровень – качество проявляется не очень ярко, оно свойственно менее половине детей, проявляется не очень часто и лишь в некоторых видах детской деятельности и режимных моментах; – низкий уровень – качество почти не проявляется, оно наблюдается лишь у отдельных детей, в 1–2 видах детской деятельности и режимных моментах. Примечание: для показателя «уровень конфликтности между детьми» использовалась следующая шкала: – высокий уровень конфликтности – дети постоянно ссорятся из–за игр, игрового пространства или материалов, не находят выхода из конфликта, только воспитатель может разрешить их конфликт; – средний уровень – дети ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов и для погашения конфликта им нужна помощь взрослого; – низкий уровень конфликтности – дети никогда не ссорятся из–за игр, игрового пространства или материалов или делают это очень редко, они сами находят выход из конфликтных ситуаций. Проблемы недостаточно высокого качества предметно-пространственной развивающей среды в общем развитии воспитанников детского сада обнаружены по 2 показателям: • по показателю «возможность для каждого ребенка заняться любимой, интересной для него деятельностью; • по показателю «положительный эмоциональный настрой детей» Исходя из этих данных, можно сделать вывод: предметно-пространственная развивающая среда в детском саду недостаточно эффективна в ситуациях предоставления возможности для каждого ребенка заниматься любимой, интересной для него деятельностью, она не вполне обеспечивает положительный эмоциональный настрой, жизнерадостность, открытость. Проведенное наблюдение с целью выявления имеющихся зон в каждой группе детского сада (Центры и Уголки) на соответствие принципа вариативности среды, показало, что во всех группах детского сада воспитателями созданы различные центры, зоны и уголки. По результатам исследования и выявленным проблемам были разработаны рекомендации для воспитателей и руководства детского сада по созданию и организации эффективной для общего развития детей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями и принципами ФГОС ДО. По первой проблеме – соответствие принципу трансформируемости предметнопространственной развивающей среды: • в помещениях групп необходимо задействовать верхнее, среднее и нижнее пространство; • мебель в группах лучше всего расставлять не по периметру, а иметь отдельно стоящие предметы мебели, не закрывающие пространство группы; • приобрести (изготовить) подиум для строительно-конструктивной деятельности (настольный, напольный, легко переносимый); • иметь в группе несколько (3–4 штуки) легких ширм, перегородок для отделения разных зон.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание – 2018 – № 12. – 120 с. 2. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. - № 8. – 2017. - с.192 – 195. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2. // под ред. Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2019. – 398 c. 4. Винокурова М. А. Формирование саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - № 5. – 2017. - с. 483 - 486 5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // под ред. Л.С. Выготского. – М.: Просвещение 2017. – 91 с. 6. Выготский Л. С. Лекции по психологии. - СПб.: «СОЮЗ», 2018. – 431 с. 7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2017. – 507 с. 8. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Молодой ученый – 2018 – № 20 – с. 568- 572. 9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 2018. – 391 с. 10. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 2019. – 94 с. 11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника // под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 2018. – 326 с. 12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – М. – Педагогика. – 2017. – № 6. – с. 126-131. 13. Зак А.З. Методы развития способностей у детей: учебник [Текст] // под ред. А.З. Зака. – М.: Просвещение, 2018. – 350 с. 14. Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции – Чебоксары: Интерактив плюс, 2019 – с. 136-140. 15. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. – М.: Изд-во Знание, 2017. – 240 с. 16. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] // под ред. Е.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2019. – 564 с. 17. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Е.А. Климова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2018. – 256 с. 18. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2018. – 340 с. 19. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. [Текст] // под ред. С.Г.Королёвой. – М.: Учитель, 2019. – 289 с. 20. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 124 с. 21. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 2018. – 218 с. 22. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология. – М.: Форум, 2019. – 384с. с. 23. Лебеденко О. А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - № 29. – 2017. - с. 27 - 32 24. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова – М.: Знание, 2018. – 340 с.