Фрагмент для ознакомления
2
1. Проанализировать зарубежный опыт психологической помощи социально уязвимым группам населения (группа – на выбор)
США является одной из первых стран мира, которая приняла решение развивать и внедрять программы Раннего вмешательства на федеральном уровне.
В 1986 г. Конгресс США пришел к заключению, что необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, междисциплинарную, межведомственную программу служб Раннего вмешательства (USA Public Law 99-457, Part H) с тем чтобы уменьшить отставания в развитии.
Согласно закону о Раннем вмешательстве, как только ребенок, потенциально нуждающийся в услугах Раннего вмешательства, был выявлен, его следует как можно быстрее направить в систему служб Раннего вмешательства. Процедура направления должна быть осуществлена максимум за 7 дней. Причем родителям можно не ждать направления и они, как упоминалось ранее, сами могут обратиться за помощью.
В ходе реализации индивидуальных программ осуществляются пролонгированный анализ и гибкая коррекция задач с «фокусным» ведение ребенка на определенном этапе тем или иным специалистом, выстраивание единой линии ответственности и администрирования программы, координация деятельности различных институов помощи с привлечением всех возможных источников финансирования и созданием банка данных Основным документом, регламентирующим проведение программы, является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой специалистов службы помощи совместно с родителями. Основополагающий принцип формирования этого плана - это семейно-центрированность.
В нем содержатся данные о потребностях ребенка и возможностях семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях; подробно описываются направления работы на каждом этапе (например, психотерапевтическая помощь матери, психологические тренинги для всех членов семьи, развитие моторной сферы ребенка, довербальная логопедическая помощь и др.); перечисляются организационные формы конкретных мероприятий, необходимых для реализации запланированных направлений работы, и намечаются сотрудники, профессионально наиболее соответствующие каждой из поставленных задач. Обязательно назначается из их состава специалист, ответственный за координацию действий всех сотрудников службы и профессионалов, привлекаемых из других институтов помощи.
В индивидуальном плане указываются также форма обслуживания (домашнее визитирование или дневной центр, или группа кратковременного пребывания и т. д., устанавливаются частота и длительность специальных мероприятий, методы обучения ребенка и членов семьи, предполагаемая длительность каждого из этапов плана.
Утверждаются необходимые процедуры медицинской коррекции, критерии и периодичность оценки результатов работы по всем направлениям.
В процессе пролонгированного обслуживания план может кор- ректироваться раз в год, а по инициативе семьи или в соответствии с особыми обстоятельствами — раз в полгода или даже чаще.
При становлении и развитии западной системы ранней помощи выделились два основных направления конструирования программ «раннего вмешательства»: психотерапевтическое и социально-педагогическое.
Раннее психотерапевтическое вмешательство предусматривает создание условий для удовлетворения особых потребностей социально-эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста. Концептуальная идея этого направления заключается в том, что нарушения межличностных отношений в диаде «мать — дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе психотерапевтических сеансов, проводимых с участием одновременно и родителей, и ребенка.
Современные модели такого вмешательства объединяют традиции психотерапии с теорией интегрированного раннего развития, дифференцируются по направленности на различные элементы системы «мать —дитя», на отдельные группы матерей и младенцев, различающиеся по частоте и длительности воздействия, а также по степени использования технических средств. Наиболее известны в мировой практике следующие модели.
Модель «Тренировка взаимодействия» (Т. Field) ставит своей целью качественное изменение поведения взрослого в ходе сеансов развивающего взаимодействия в диаде «мать—дитя»; содержит набор инструкций для матери для углубления эмпатийных контактов с младенцем (увеличение периодов зрительных кон- тактов «глаза в глаза», имитация поведения младенца, игры, соответствующие возрасту ребенка, и т. д.).
Модель «Руководство взаимодействием» (W.McDonough) предусматривает позитивное изменение отношений взрослого и ребенка. С помощью видеотехники фиксируется характер взаимодействия ребенка и родителей, затем в ходе семейных встреч закрепляются положительные моменты снятого на видеопленку эпизода, что способствует повышению уровня понимания поведения ребенка значимыми взрослыми, осознанию родителями собственной роли, гармонизации внутрисемейных отношений
Модель «Психодинамическая психотерапия» (С. Fraiberg) направлена на выяснение причин конфликтных отношений матери и ребенка, на нейтрализацию отрицательных переживаний матери (сохранившихся в памяти патологических переживаний, ролевых представлений, влияющих на текущее взаимодействие с младенцем.
Психотерапевтическое воздействие на какой-то один элемент системы изменяет и трансформирует влияние по всей системе.
Во всех моделях психотерапевтического вмешательства отражены методы, способствующие нормализации семейного микро- климата, позитивному изменению отношений к ребенку, формированию социальных связей семьи при возникновении трудной жизненной ситуации, связанной с рождением особого ребенка.
Раннее социально-педагогическое вмешательство ориентировано на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации младенцев и детей раннего возраста.
Результаты научных исследований в этой сфере привели к осознанию необходимости разрабатывать программы раннего развития, ориентированные не только на детей, но и на их семьи, —семейно-центрированные программы раннего вмешательства. Именно семья как первичное социальное окружение ребенка является фактором, оказывающим решающее влияние на его развитие.
Понятие «семейная центрированность» означает, что профессиональная помощь должна оказываться и детям, и родителям одновременно в едином «семейном ключе» в процессе пролонгированного сопровождения.
Сопровождение — это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется посредством реализации разнообразных социаль- но-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ. Абилитация — комплекс мер по развитию и компенсации отсутствующих или нарушенных функций и адаптационных возможностей.
Семейно-центрированный подход предполагает анализ связей и отношений не только внутри системы (внутренний мир человека, семья, но и вне ее. Диагностическая и коррекционная работа службы сопровождения с детьми и родителями должна осуществляться уже на начальной стадии отклонения либо в развитии, либо в поведении.
Наиболее активной этой службе следует быть в отношении детей раннего возраста, а также детей из «условно благополучных» семей, из семей групп риска.
Диапазон семейно-центрированного обслуживания состоит из следующих элементов:
• информационной поддержки и помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих структур как государственной, так и него- сударственной систем образования;
• разработки и реализации индивидуальных программ поддержки ребенка и членов семьи, помощи в организации взаимодействия родителей и ребенка;
• реализации специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;
• обеспечения целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компонентами.
Не менее важным положением семейно-центрированного подхода является командный принцип работы сотрудников службы ранней помощи. Причем родители и другие члены семьи входят, в команду специалистов раннеговмешательства как полноправные, члены и становятся центральными фигурами при реализации каждого из этапов индивидуального плана обслуживания семьи.
Концепция лекотек предполагала использование игры и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, общения, налаживания социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями.
Большая часть лекотек в европейских странах интегрирована в крупные абилитационные центры, которые обеспечивают комплексное (медикосоциально-психолого-педагогическое) обслуживание семей и детей с отклонениями в развитии. Специфической особенностью лекотек является равноправное сотрудничество профессионалов и родителей.
Основными критериями эффективной деятельности лекотек являются следующие:
1. рост востребованности услуг со стороны родителей; педагогов, детей;
2. увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;
3. качественный рост показателей развития ребенка, независимо от степени ограничений жизнедеятельности;
4. нормализация внутрисемейных отношений;
5. расширение социальных контактов семьи
6. качественный рост компетентности родителей, педагогов и других специалистов в области решения проблем раннего детства. Проведение мероприятий и процедур раннего вмешательства.
Важным принципом программы является пр
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахмедова А.Т. Социальные сети в процессе обучения /А.Т. Ахметова// Материалы конференции. Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Часть 5. Труды молодых ученых // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики –М., 2013. –С.70–74.
2. Бондаренко, Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности [Электронный ресурс] Е. Бондаренко. –URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067.
3. Гуркина О.А., Мальцева Д.В. Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками // Социологические исследования. 2015. Т. 373. № 5. С. 123–130.
4. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224.
5. Золотухин С.А. Роль социальных сетей в информатизации образования//Дискуссия / Ин-т сов. тех. упр. 2013. No 5–6. С. 152–157
6. Можаева, Г.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев [Электронный ресурс] / Г.В. Можаева, А. В. Фещенко // URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_social_nyh_setei.pdf
7. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-407
8. Никишина В.Б, Клюева Н.В., Самосват О.И. Сексуальная агрессия и флирт как коммуникативные паттерны подростков в социальных сетях // Мир психологии. 2017. Т. 92. № 4. С. 245–253.
9. Поливанова К.Н., Королева Д.О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2016. Т. 82. № 1. С. 173–182.
10. Children in the digital age [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://adolescents ourfuture.com/2017/12/children-in-a-digital-age/ (дата обращения: 07.12.2019)