Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа представляет собой аналитический отчет о прохождении практики.
Основное назначение практики – закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия.
Цель практики студентов заключается в практическом применении теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин в формировании навыков самостоятельного поиска, систематизации и обработки организационно-технологической информации с целью разработки и обоснования мероприятий по совершенствованию организации труда, производства и управления.
Цель настоящего отчета – проведение диагностики выполненной работы в процессе прохождения практики, анализ практических заданий, поставленных во время прохождения практики и их решения.
Настоящий отчет содержит введение, 2 главы и заключения.
Дети всегда нуждались и будут нуждаться в постоянной опеке взрослых в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психологического развития и жизненного опыта. Сегодня в России насчитывается около 27 млн. детей, и практически все они нуждаются в социальной защите. Обусловлено это многими факторами. Ежегодно численность населения России сокращается на 500-600 тысяч человек, в значительной степени – за счет превышения смертности над рождаемостью населения. Растет детская заболеваемость, в том числе хроническая, около 600 тысяч детей – инвалиды, большинство из которых нуждаются и в материальной и в психологической поддержке. Особую озабоченность вызывают дети-сироты, которых в России примерно 55 тысяч. Из них 84 % – это социальные сироты, то есть дети, родители которых лишены родительских прав.
В последнее время в нашем государстве принято достаточно много социально-экономических мер, направленных на предотвращение сиротства. Регулярно Правительство РФ принимает нормативные правовые акты в части развития мер по предотвращению сиротства, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Развиваются новые формы помощи семьям и детям, открываются новые центры поддержки семьи, психолого-медико-социальной помощи детям, «телефоны доверия» и т. п. Сформирована достаточная нормативно-правовая база защиты детей-сирот.
1 Организация деятельности КГКУ «Центр содействия семейному устройству» г. Артем
Полное наименование: краевое государственное казенное учреждение «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Артема»
Краткое наименование: КГКУ «Центр содействия семейному устройству г. Артема»
Гос. Услуга - содержание детей.
Основной вид (по коду ОКВЭД ред.2): 87.90 - Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД 2:
85.13 Образование основное общее
85.14 Образование среднее общее
Основными задачами Центра являются:
1. Развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика утраты детьми родительского попечения.
2. Организация комплексного сопровождения замещающих семей.
3. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан, формах.
4. Оказание комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Создание технологий социально-психологической, образовательной и реабилитационной работы с кровными детьми, а также детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Законодательные акты, на основе которых организована деятельность центра:
1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
2. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации
5. Трудовой Кодекс Российской Федерации
6. Уголовный Кодекс Российской Федерации
7. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях
8. Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
9. Федеральный закон об актах гражданского состояния
10. Федеральный Закон о Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей
11. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
12. Федеральный закон Российской Федерации № 315-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
13. Федеральный Закон о Гражданстве Российской Федерации
14. Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
15. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 169-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»
16. Федеральный закон Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 386-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации"
17. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации""
Указы Президента Российской Федерации:
1. Указ Призента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
2. Указ президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 271 о вопросах Министерства образования и науки Российской Федерации"
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 "Oб Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"
4. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 761 "О проведении Года семьи"
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 775 "Oб учреждении ордена "Родительская слава"
6. Указ Президента Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 31.12.2003 N 1545, от 03.11.2006 N 1226, от 27.07.2007 N 993) "Об Утверждении Положения о Порядке Рассмотрения Вопросов Гражданства Российской Федерации"
7. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Нормативные акты:
1. Указы Президента Российской Федерации
2. Постановления Правительства Российской Федерации
3. Приказы Министерства образования РФ (название вецентрства до 2004 года)
4. Приказы Министерства образования и науки РФ (название вецентрства после 2004 года)
5. Номативные акты других федеральных органов исполнительной власти
6. Письма Министерства образования РФ (название вецентрства до 2004 года)
7. Письма Министерства образования и науки РФ (название вецентрства после 2004 года)
Деятельность КГКУ «Центр содействия семейному устройству» г. Артем строится на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера воспитания.
Содержание воспитания определяется программами, разрабатываемыми учреждением самостоятельно на основе установленных государственных требований и рекомендаций. Необходимость разработки данной Программы связана с реализацией государственных требований к организации деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, призванных обеспечить развитие системы их функционирования в условиях изменяющихся запросов личности, ожиданий общества и требований государства. Главной целью жизнедеятельности учреждений интернатного типа становится не передача набора знаний и социального опыта, а развитие личности и социальных компетенций воспитанников.
Программа соответствует Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" и направлена на формирование социальных компетенций и жизнестойкости воспитанников, необходимых для успешной адаптации выпускника в обществе и его жизненного самоопределения, духовно-нравственное становление личности, развитие способностей ребенка, его познавательного интереса. Актуальность предлагаемой деятельности заключается в том, что социальные компетенции, составляющие важную часть личностного развития воспитанника, предполагают наличие умения познавать мир, ставить проблемы, искать и находить варианты решений; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия; приобрести потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя в личностном, социальном, профессиональном, жизненном плане, обучаться жизненно-важным умениям и навыкам в области самореализации.
Данная деятельность направлена на удовлетворение потребностей:
- воспитанников – в программах воспитания и дополнительного образования, стимулирующих развитие познавательных, творческих способностей личности, обеспечивающих социализацию воспитанников и выпускников детского центра;
- общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование человека и гражданина, формирование здорового и безопасного образа жизни воспитанников, формирование у них способностей к продуктивной самостоятельной и профессиональной деятельности;
- муниципального района – в воспитании чувства сопричастности к историческому и культурному наследию г. Артема.
В образовательном учреждении созданы все условия для обеспечения доступности образования всем категориям детей, обучающимся и проживающим в детском доме. Для обеспечения прав учащихся на получение качественного образования были сформированы учебные планы школы и индивидуальные учебные планы для обучающихся , имеющих несоответствие образовательного ценза и возраста., а также учащихся , нуждающихся в индивидуальном подходе по физиологическим особенностям. Учебный план школы для 2- 4 классов был составлен на основе базисного учебного плана Свердловской области, для 1 класса на основе примерного учебного плана ФГОС второго поколения. При формировании учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на учащегося не превышает предельно допустимой. Для формирования учебного плана, его вариативной части, были учтены интересы и склонности учащихся. ФК компонент учебного плана на протяжении всех учебных лет был полностью выполнен. Учебный план 1 класса, обучающегося по новому образовательному стандарту, включает программу внеурочной деятельности, программу коррекционно - развивающей работы.
Одной из основных задач нашего образовательного учреждения является оказание педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательного стандарта. Проблема стойкой неуспеваемости и трудностей в обучении очень актуальна в современной педагогике. Особенно остро встает этот вопрос, когда речь идет о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей. Поэтому коррекционно-развивающее обучение в сиротском учреждении является приоритетным направлением, позволяющим создать оптимальные педагогические условия для детей, испытывающих трудности в обучении.
Система коррекционной работы в нашей начальной школе направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, активизации познавательной деятельности.
По итогам устройства выпускников за 3 последних года можно отметить, что увеличилось количество выпускников, выбравших для продолжения образования средние специальные учебные учреждения. Но вместе с тем возникает проблема окончания выбранного учебного заведения по выбранной программе. Зачастую выпускники не заканчивают учебное за-ведение или переводятся на программу более низкого уровня.
В школе работает 3 методических объединения: учителей предметников , классных руководителей и учителей начальных классов. Основная направленность методических объединений - изучение , обобщение и рас-пространение передового педагогического опыта
2 Организация и осуществление приема детей КГКУ «Центр содействия семейному устройству» г. Артем
2.1 Изучение практики порядка оформления детей в центр
Необходимые документы для определения ребенка в детский цент
1. Заявление родителей о приеме ребенка в центр-интернат с указанием формы пребывания (постоянная, пятидневная, дневная).
2. Заключение о нуждаемости ребенка в помещении в детский центр- интернат для умственно отсталых детей (оформляется РУСЗН)
3. Копия свидетельства о рождении (копия паспорта)
4. Заключение ГМПК для детей с психическими заболеваниями. Выписки из истории болезни ребенка от психиатра и педиатра.
При соматических заболеваниях необходимо заключение МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) которые проводятся по месту регистрации ребенка. Для проведения МСЭК необходима характеристика с обязательным включением вопросов обучения, овладевания социальными навыками, игровой деятельностью.
5. Медицинские документы:
- Индивидуальная карта развития ребенка форма 26 (оформляется в поликлинике по месту жительства)
- Медицинская форма 63 (прививки)
- Подробная выписка из истории болезни с указанием диагноза (для детей с психическими заболеваниями - подробная выписка от психиатра с указанием диагноза)
- Медицинская справка о контактах с инфекционными заболеваниями (выдается СЭС) за 3 дня до определения в центр- интернат
- Анализы: кровь - общий (10 дней), ВИЧ, RW (6 мес.), австрал. Антиген (6 мес.). Кал - я/г, дизентерия, стронгилоидоз, энтеробиоз (10 дней), Мазок на дифтерию (10 дней), прививка от дифтерии (5 лет), R манту (1 раз в год), флюорография (6 мес., старше 15 лет).
6. Распоряжение органов опеки и попечительства Муниципалитета о направлении ребенка в государственное учреждение системы социальной защиты и о закреплении за ним жилой площади (распоряжение оформляется на основании Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.09.1992 г. ст. 41. Основанием для помещения несовершеннолетнего в психоневрологический интернат является решение органов опеки и попечительства, принятое на основании заключения ГМПК. Заключение должно содержать сведения о наличии у ребенка выраженной или глубокой степени умственной отсталости, лишающей его возможности находиться в учреждении образования)
7. Справка о ближайших родственниках.
8. Копия страхового полиса.
9. Копия справки об инвалидности.
10. Копия исполнительного листа (если назначены алименты).
11. Копия пенсионного удостоверения.
12. Копия сберегательной книжки.
13. Копия страхового свидетельства ПФР.
14. Копия выписки из центровой книги и копия финансово-лицевого счета за текущий год с обязательной отметкой жилищных органов о всех сделках, произведенных с квартирой, в которой зарегистрирован несовершеннолетний, поступающий в центр-интернат.
15. Копия социальной карты москвича.
16. Документы, подтверждающие юридический статус несовершеннолетнего:
- заявление об отказе от ребенка в 3-х экземплярах (если ребенок отказной);
- «Акт о подкидывании», «Акт об оставлении ребенка» (если ребенок-подкидыш);
- свидетельства о смерти родителей, решение суда о признании родителей безвестно отсутствующими или умершими;
(если ребенок сирота);
- решение суда о лишении родительских прав с отметкой суда о вступлении решения в законную силу; решение суда об ограничении родительских прав (в случае когда родители лишены родительских прав - назначение алиментов на ребенка);
- решение суда о признании родителей недееспособными;
- решение суда об отмене усыновления;
- справка из ЗАГСа о том, что сведения об отце внесены в свидетельство о рождении по заявлению матери;
- в случае если юридический статус несовершеннолетнего не определен - решение суда о признании несовершеннолетнего оставшимся без попечения родителей (в соответствии со ст. 264 п. 10 ГПК РФ).
17. Полный пакет документов личного дела воспитанника образовательного учреждения.
2.2 Изучение ведения и использования банка данных о детях, находящихся в центре
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей":
1. Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), определяет правила учета органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей, формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, перечни сведений, содержащихся в нем, перечень и формы документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, порядок осуществления контроля за формированием, ведением и использованием государственного банка данных о детях, порядок хранения документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях.
2. Государственный банк данных о детях - совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации1.
3. Формирование, ведение и использование регионального банка данных о детях осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации2, который в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 11; 2006, N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 21; N 30, ст. 3808; 2008, N 17, ст. 1756; N 27, ст. 3124; 2010, N 52, ст. 7001; 2011, N 19, ст. 2715; N 49, ст. 7029, ст. 7041; 2013, N 27, ст. 3459), организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи (далее - региональный оператор).
Формирование, ведение и использование федерального банка данных о детях осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации2.
4. Учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства с использованием информационных технологий или на бумажных носителях.
Формирование, ведение и использование государственного банка данных о детях региональными операторами и федеральным оператором осуществляется с использованием информационных технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018г.) //СПС ГАРАНТ
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 680н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних”
3. Абдулаева Э. С. Роль этнокультурных традиций в профилактике девиантного поведения в обществе / Кавказ-наш общий центр. Материалы международной научно-практической конференции [Текст] /Э. С. Абдулаева. –Баку, 2011. –С.85–90.
4. Арчакова Т. О. Профилактика отказов от новорожденных: современные тенденции // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. М.: Изд-во МГПУ, 2013.
5. Баганданова Г. Х., Ахметпашаева К. А. Проблема социального сиротства в России // Символ науки. 2016. № 6. С. 240242.
6. Беляева М. А. Девиантное родительство в контексте репродуктивной культуры современной семьи // Социология и жизнь. 2012. № 3. С. 207212.
7. Балеева К. И. Отказы от новорожденных: динамика проблемы и актуальность ее в современной России // Научный журнал КубГАУ. 2015. №111(07). 18 с
8. Виниченко Е. А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли [Текст] / Е. А. Виниченко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.– 2012.– № 18.– С.183–188.
9. Денисов А. П., Кур О. А., Денисова О. А., Филиппова Е. Д. Медико-социальная характеристика матерей отказных детей // Омский научный вестник. 2015. № 1. С. 6265.
10. Жмуров В.А. Депривация социальная. М.: Джангар, 2012. 864 с.
11. Иванова О.М., Билалова Л.М., Латыпова Р.Р., Черникова Т.А., Федулина И.Р. Проблема социализации детей-сирот в учреждениях, оказывающих социальные услуги / О.М. Иванова, Л.М. Билалова, Р.Р. Латыпова, Т.А. Черникова, И.Р. Федулина // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – 5 с.
12. Кочеткова В.Г. Актуализация психолого-педагогических проблем социального развития детей-сирот / В. Г. Кочеткова // Молодой ученый. – 2016. – №13.3. – С. 43 – 46.
13. Крамчанинова Н. В. Социальное сиротство в современном российском обществе: факторы распространения, риски, пути сокращения масштабов: монография [Текст] / Н. М. Крамчанинова. — М., 2013. — 162с
14. Меркулова Н.А. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях / Н.А. Меркулова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 1 – 5.
15. Нормативно-правовое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сборник / Мин-во образования, науки и молодеж. политики Респ. Коми. ‒ Электрон. текстовые дан. (11,6 Мб). ‒ Сыктывкар: ГОУДПО «КРИРО», 2017.
16. Петинова Т. М. Девиантное материнство: социологический анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2 ч. Ч. 2. Тамбов: Грамота, 2013. № 10 (36). C. 150154.
17. Пономарева Е. В. Девиантное материнство как фактор формирования образа матерей у детей // Закономерности и традиции развития науки в современном обществе: сборник статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. Ч. 2. С. 241252.
18. Рахыпбеков Б. К., Елисинова Н. М., Семенова Е. М., Елисинова А. М., Кодашева А. Ж. Социально-демографическая характеристика женщин, отказавшихся от своего ребенка, и причины отказа // Наука и здравоохранение. 2014. № 1. С. 47.
19. Ходырева Е. Б. Социальное сиротство: анализ причин и пути решения // Вестник Нижегородского университета. Серия. Социальные науки. 2015. № 3. С. 132137.
20. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот [Текст] / Л. М. Шипицина.– СПб: СПБГУ, 2005. — 628 с.
21. Ярычев Н. У. Социальное сиротство в России [Текст] / Н. У. Ярычев // Вестник современных исследований. –2018. –№ 6 (21). –С. 352–353
22. Байер Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского центра [Электронный ресурс]://dissertCat-электронная библиотека диссертаций. 2013. URL: http: www.dissertcat.com
23. Захарова Н.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 233 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75254.html.
24. Мазур Д. Н. Причины возникновения социального сиротства // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 226-227. — URL https://moluch.ru/archive/245/56591/
25. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». URL: http://base.garant.ru/71684480/#friends