Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность темы исследования. Внедрение цифровых технологий на предприятиях позволяет более эффективно использовать имеющиеся в крае ресурсы, а также значительно увеличить производительность самих предприятий. Цифровая трансформация предприятия – это не только установка и использование современного программного обеспечения, автоматизация всех процессов, но и увеличение скорости принятия решений, а также работа над повышением конкурентоспособности предприятия на международном рынке. В итоге, цифровая трансформация международных предприятий позволит вывести экономику на новый более качественный уровень развития. Перед каждой компанией ставится выбор в подборе наиболее подходящего источника финансирования. Каждый их этих источников имеет свои отличительные особенности. К финансовым методам управления
2
деятельностью корпорации, относятся способы, с помощью которых финансовые отношения оказывают воздействия на хозяйственный процесс. Воздействие финансового метода проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовые методы – варианты воздействия финансовых отношений на хозяйственную деятельность предприятия, с помощью управления финансовыми ресурсами и соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Эффективная производственная деятельность любого предприятия в целом зависит от способности самого предприятия приносить необходимую прибыль.
1. Управление финансированием деятельности международной компании Плодотворная деятельность предприятия не может быть без успешного управления финансовыми результатами [39, с.342]. Финансовый результат – это выраженный в стоимостном выражении экономический итог деятельности любого предприятия как полностью, так и его отдельных подразделений и служб. Поэтому полученный финансовый результат в основном оценивает эффективность деятельности предприятия или организации, которая связана с получением и использованием прибыли. А, следовательно, управление финансовыми результатами предприятия направлено на получение источников финансирования всей деятельности предприятия и способности расширять свою деятельность на рынке. Под управлением финансовыми результатами предприятия, как указывается в большинстве экономических энциклопедий, понимают комплекс мер и планов по управлению кредитно–денежными (финансовыми) отношениями этого предприятия, осуществляемых в определенном порядке структурой, которая несет ответственность и принимает решения по реализации взаимоувязанных задач получения, стабилизации, а затем и увеличения финансовых ресурсов [41, с.352]. Управление финансовыми результатами является самой первостепенной задачей каждой части подсистем в общей системе управления предприятием. В ее параметрах решаются следующие вопросы, на которые необходимо ответить:
3
Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов и пассивов предприятия, позволяющие достичь поставленных перед предприятием целей и задач по увеличению финансовых результатов? Где и каким образом найти источники роста собственного капитала и каковым должен быть их состав, оптимальный по структуре? Как организовать оперативное и проектируемое на будущее управление финансовыми результатами, которое обеспечит финансовую независимость и платежеспособность предприятия? [6, с.263]. Следует представить более укрупнено основные объекты управления элементами финансовых результатов, ими являются: регулирование оптимальности состава финансовых результатов деятельности предприятия; управление активами, являющимися имуществом предприятия – деятельность, связанная с их формированием; управление пассивами как источниками финансовых ресурсов – управление собственным и заемным капиталом. Для получения положительных финансовых результатов производственной деятельности предприятия необходимо прежде всего определение оптимальности фаз формирования каждого из отдельных элементов себестоимости продаж, распределения этих расходов, ценообразования на их основе, налогообложения и т.д. Направления управления активами таковы: это процессы, которые прежде всего связаны с инвестициями, направленными предприятием на реконструкцию, обновление техники и оборудования, освоение производства новых видов продукции, строительство и ремонт производственного комплекса; управление финансовыми инвестициями на приобретение ценных бумаг, создание дочерних предприятий или филиалов; финансирование оперативной деятельности, управление временно свободными денежными (наличными) средствами, а также управление обратными процессами – ликвидацией или продажей по остаточной стоимости объектов производственного комплекса и т.п.
2. Типология видов финансирования внедрения цифровых технологий в деятельность международной компании Как отмечает Габибова М.Ш., выбирая источник финансирования, корпорация в первую очередь должна решить использовать краткосрочные
4
или долгосрочные схемы финансирования. Долгосрочное финансирование имеет значимость с позиции стратегии развития предприятия. Что же касается повседневной деятельности, её успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными пассивами. [1, с. 214] Далее рассмотрим примеры внутренних источников финансирования: 1. чистая прибыль – вложение большей части средств в дальнейшее развитие позволяет обеспечить успешное существование и снизить риск разорения; 2. амортизационные отчисления – денежный актив, который мог быть потрачен на ремонт и обслуживание оборудования; 3. кредиторская задолженность предполагает отсрочку банковских платежей с увеличением их размера в будущем; 4. резервный фонд – средства, предназначенные для непредвиденных финансовых расходов; 5. оптимизация процесса – распределение финансирования на наиболее прибыльное производство или создание нового дополнительного источника дохода. Возможности внешнего краткосрочного финансирования для международных компаний включают: торговый кредит; толлинг; банковское краткосрочное финансирование; взаиморасчеты/бартер; коммерческие бумаги/векселя; факторинг; краткосрочный операционный лизинг. Дополнительная эмиссия акций, увеличение уставного капитала осуществляется компанией для реализации капиталоемких проектов. Эмиссия акций подразумевает большие издержки для компании, но они покрываются значительными объемами привлечения инвестиций. Основными задачами при выпуске новых акций для акционерного общества можно выделить: выбрать подходящую стратегию для повышения ликвидности и стоимости акции; эффективное расширение своей деятельности; рост капитализации компании; улучшение финансового состояния и имиджа компании. Для компаний, имеющих иные организационно–правовые формы, привлечение инвестиций может осуществляться, за счет вкладов и взносов в уставный капитал. Такой способ привлечения средств экономит деньги компании, но имеет ограничения по объему финансирования.
5
Краткосрочное финансирование означает, то что ресурсы станут возвращены не позднее чем через один год. Обычно краткосрочное финансирование применяется в бизнесе с целью возмещения сезонных и временных колебаний состояния фондов. Кроме того, оно может применяться с целью оплаты долгосрочных потребностей бизнеса или процентов по средствам, привлеченным на долгосрочной основе. К примеру, краткосрочное финансирование может гарантировать дополнительный оборотный капитал либо промежуточное финансирование долгосрочного проекта.
3. Доходность вложения финансовых ресурсов в развитие международной компании Первоначально следует сформулировать цели предприятия на международной рынке, которые нужно достигнуть в результате рационального управления результатами от запланированной цифровизации: обязательное сохранить предприятие в условиях жесткой конкуренции; избежать банкротства и крупных финансовых провалов; стать литером в конкурентной борьбе; довести до максимума рыночную стоимость предприятия; создать необходимые темпы роста потенциала предприятия; обеспечить рост объемов производства и продаж; довести до максимума получаемую прибыль; довести до минимума производимые расходы; обеспечить высокую рентабельность всей деятельности и т.д. Важность каждой из этих целей может определяться предприятием в зависимости от вида деятельности, положения на занимаемом сегменте рынка и от многих других факторов, но эффективное движение к выбранной цели зависит от совершенства управления активами предприятия [7, с.224]. В общем плане цели управления финансовыми результатами должны быть определены непосредственно видом хозяйственной деятельности предприятия, что зафиксировано в уставе каждого – повышение финансовых результатов или достижение максимальной прибыли. К действующим в данное время задачам по управлению финансовыми результатами относятся такие, как:
6
осуществление оптимизации затрат, куда входит оценка размеров и их структуры, выявление резервов по снижению и др.); обеспечение оптимизации получаемых доходов, куда входит соотношение прибыли и налогов, распределение прибыли и др.; осуществление реструктуризации наличных активов, что означает выбор и обеспечение оптимального соотношения этих активов; обеспечение непрямых доходов предприятия, которые могут быть получены от непрофильной деятельности, осуществление реструктуризации имущества, т.е. избавление лишних видов имущества, основных средств, неиспользуемых материалов, долгосрочных финансовых вложений; достижение оптимальности расчетов с контрагентами, за счет чего происходит повышение денежной части в объеме продаж продуктов; достижение оптимальности финансовых отношений с дочерними обществами и филиалами; определение установленных задач путем построения «дерева целей» и выделения главных, что будет определяться по результатам финансовой политики предприятия [3, с.25]. С целью принятия внутрифирменных решений по управлению финансовыми результатами управленцу прежде необходимо знать: существующую классификацию доходов и расходов, классификацию прибылей и убытков (учитывая, что к расходам относятся все соответствующие статьи убытков, уменьшающие эти же статьи доходов, кроме статей распределения чистой прибыли среди собственников и статей реинвестирования получаемой прибыли); что нужно уметь своевременно проводить оценку влияния внутренних факторов результативности деятельности предприятия в целом и влияние налоговых факторов; об оперативности получения подробной информации в удобной аналитической форме. Для полноценного управления финансовыми результатами необходимо определить все их составляющие и элементы. В первую очередь финансовые результаты предприятия характеризуются суммой полученной за определенный период прибыли и определяются показателями рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем результативные и плодотворнее работает
7
предприятие, тем устойчивее финансовое состояние его. Поэтому определение резервов роста прибыли и показателей рентабельности является одной из множества важных задач в сфере бизнеса любого предприятия.
4. Методы анализа эффективности финансирования цифровизации деятельности международной компании Цифровая трансформация характеризуется созданием единого информационного пространства на всем жизненном цикле создания стоимости, сочетающего различны методы и инструменты управления данными на предприятии. В современном понимание единое информационное пространство на предприятии характеризуется связкой программных продуктов, а именно: PLM (Product Life–cycle Management), MES (Manufacturing Execution System), ERP (Enterprise Resource Planning), MDM (Master Data Management), CRM (Customer Relationship Management), ERM (Enterprise Risk Management). Данный набор программных продуктов позволяет осуществлять централизованный контроль на всех стадиях жизненного цикла производственного проекта: цифровое конструирование и моделирование, цифровое производство, цифровая цепочка поставок, логистика и цифровая адаптация под потребителя продукта при продажах и сервисном обслуживании. В результате компания должна будет перейти на более высокий уровень организации деятельности, который определяется следующими характеристиками: а) формирование «цифрового двойника» технологических и бизнес процессов, а также «цифрового двойника» продукта как результата их осуществления; б) переход от описательной (descriptive) к предсказательной (predictive), а затем и к предписывающей аналитике (prescriptive analytics); в) формирование интегрированной модели управления активами на предприятии (цифровые активы); г) переход от ревизионной к постоянной оптимизации бизнес –процессов, в том числе, через обновление программного обеспечения; д) обеспечение агрегации данных и алгоритмов (используемого программного обеспечения) в цифровых платформах;
8
е) управление процессами в режиме реального времени, дистанционное управление операциями; ж) использование технологий машинного обучения в целях перехода к самооптимизации операционных и управленческих процессов на предприятии; з) качественное расширение масштабов использования сервисной модели – рост доли выручки компании от предоставления услуг, связанных с использованием выпускаемой продукции, по сравнению с выручкой от прямой продажи продукции) (концепция everything–as–a–service); и) создание цифровой экосистемы – единой информационной среды участников цепочки создания ценности компании (платформы), в которой взаимодействие между участниками происходит с использованием стандартизированных сервисов, а управление модулями цепочки создания ценности происходит на основе оценки рентабельности; к) реализация эффективных и безопасных механизмов дополнения используемых внутренних (операционных, организационных, производственных и прочих) данных организации данными, полученными из внешних источников, в том числе сети Интернет. л) использование единых машиночитаемых форматов обмена данными (XBRL, SDMX, ISO 20022 и другие); м) создание и использование экспертных систем поддержки принятия решений Показатель прибыли как важнейшая категория рынка выполняет три основных функции. Первая означает, что прибыль является тем критерием и показателем плодотворной или нет деятельности предприятия. Потому как сам факт прибыльности уже свидетельствует о положительной результативности деятельности производства. Но это также не может быть свидетельством необходимости и достаточности для собственника или кредитора. Поэтому организации нужна не просто положительная прибыль, а именно конкретная необходимая величина для удовлетворения нужд всех заинтересованных лиц. Ранее отмечалось, что величина прибыли определяется множеством факторами, которые зависят от усилий организаций, а другие не зависят. Вторая означает, что прибыль имеет функциею стимулирования. Как итоговый финансово–экономический результат организации, прибыль завоевала роль успешности предприятия в рыночном пространстве. Она закрепила статус цели, которая определяет экономическое поведение любого хозяйствующего субъекта, финансовое благополучие которых зависит как от
9
величины полученной суммы прибыли, так и от принятого в нашей экономике процесса ее распределения, включая налоги. Третья означает, что прибыль будет тем источником получения доходов бюджета государства различных уровней. Прибыль поступает в госбюджет в виде налога на прибыль, а также экономических санкций при его неуплате, потом используется на цели, определенные расходной сметой бюджета и утвержденной ежегодно в законодательном порядке [30, с.125]. Заключение Цифровизация международной компании – это не только новые вызовы для бизнеса, но и новые возможности:развитие бизнеса, выход на новые рынки; запуск новых продуктов, услуг, сервисов; усиление конкурентного преимущества; реализация цифровых сервисов и решений. В современном понимание единое информационное пространство на предприятии характеризуется связкой программных продуктов, а именно: PLM (Product Life–cycle Management), MES (Manufacturing Execution System), ERP (Enterprise Resource Planning), MDM (Master Data Management), CRM (Customer Relationship Management), ERM (Enterprise Risk Management). Данный набор программных продуктов позволяет осуществлять централизованный контроль на всех стадиях жизненного цикла производственного проекта: цифровое конструирование и моделирование, цифровое производство, цифровая цепочка поставок, логистика и цифровая адаптация под потребителя продукта при продажах и сервисном обслуживании. На выбор способа финансирования влияет степень обремененности активов компании долгами. При обеспеченных ссудах кредиторы получают в залог активы компании. Необходимость предоставлять обеспечение сдерживает компанию при будущем финансировании. При банковском кредите в форме кредитной линии компания может легко увеличить объем кредитования, если, конечно, не достигнут его предел. При других формах краткосрочного финансирования компания менее свободна.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы 1. Антонов, Г.Д. Стратегическое управление организацией: учеб. пособие / Г.Д. Антонов. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 239 с.
10
2. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, М.В. Мельник, А.Д. Шеремет; под ред. М.И. Баканова. – 8–е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 536 с. 3. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 240 с. 4. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 222 с. 5. Бланк, И.А. Управление денежными потоками / И.А. Бланк. – М.: Ника–Центр, 2015. – 752 с. 6. Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Ника–Центр, 2015. – 768 с. 7. Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами / И.А. Бланк. – М.: Омега–Л, 2012. – 768 с. 8. Бороненкова, С.А. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. – М.: Форум: ИНФРА–М, 2017. – 352 с. 9. Быкова, Е.В. Показатели денежного потока в оценке финансовой устойчивости предприятия / Е.В. Быкова: ежемесячный теоретический и научно–практический журнал «Финансы» – 2017. – № 2. – С. 56–59. 10. Бочаров, В.В. Комплексный экономический анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с. 11. Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / Л.М. Бурмистрова. – 2–е изд. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 224 с. 12. Вахрушина, М.А. Анализ финансовой отчетности: учебник / М.А. Вахрушина. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 432 с. 13. Володин, А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник / А.А. Володин, Н.Ф. Самсонов и др.; Под ред. А.А. Володина. – 3–е изд. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 364 с. 14. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Омега–Л, 2011. – 464 с. 15. Гарнов, А.П. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.П. Гарнов. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 365 с.
11
16. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – 6–е изд., перераб. и доп. – М.: КУРС: ИНФРА–М, 2016. – 448 с. 17. Губина, О.В. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Практикум: учеб. пособие / О.В. Губина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2013. – 192 с. 18. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015. – 368 с. 19. Донцова, Л.В. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности. Практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2016. – 170 с. 20. Ендовицкий, Д.А. Диалектика теоретико–методологических основ экономического анализа / Д.А. Ендовицкий, Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – №20. – С.2–16. 21. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О.В. Ефимова. – М.: Омега–Л, 2013. – 349 с. 22. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник / А.Н. Жилкина. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 332 с. 23. Зуб, А.Т. Управление стратегическими изменениями в организациях: учебник/ А.Т. Зуб. – М.: Форум: ИНФРА–М, 2016. – 384 с. 24. Иванов, И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник / И.Н. Иванов. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 348 с. 25. Казакова, Н.А. Управленческий анализ в различных отраслях: учебное пособие / Н.А. Казакова. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 288 с. 26. Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: учебное пособие / Н.В. Киреева. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 293 с. 27. Кнышова Е.Н. Экономика организации: учебник / Н.Е. Кнышова, Е.Е. Панфилова. – М.: Форум: ИНФРА–М, 2013. – 336 с. 28. Любушин, Н.П. Экономический анализ: учебник / Н.П. Любушин. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 575 с. 29. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Смакай, В.С. Гроссу. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 528 с.
12
30. Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2011. – 288 с. 31. Мельник, М.В. Комплексный экономический анализ: учебное пособие / М.В. Мельник, А.И. Кривцов, О.В. Горлова. – М.: Форум: ИНФРА–М, 2015. – 368 с. 32. Овчинников, В.В. Финансовый анализ с использованием ЭВМ / В.В. Овчинников. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. 33. Пласкова, Н.С. Финансовый анализ деятельности организации: учебник / Н.С. Пласкова. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 368 с. 34. Пожидаева, Т.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т.А. Пожидаева. – 4–е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2017. – 320 с. 35. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 735 с. 36. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Г.В. Савицкая. – 6–е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2017. – 284 с. 37. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 15–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 649 с. 38. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 7–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 608 с. 39. Самылин, А.И. Финансовый менеджмент: учебник / А.И.Самылин. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 413 с. 40. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник / Н.А. Сафронов. – 2–е изд., с изм. – М.: Магистр: ИНФРА–М, 2017. – 256 с. 41. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 736 с. 42. Усенко, Л.Н. Бизнес–анализ деятельности организации: учебник / Л.Н. Усенко, Ю.Г. Чернышева, Л.В. Гончарова; Под ред. Л.Н. Усенко. – М.: Альфа–М: ИНФРА–М, 2013. – 560 с. 43. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / Н.В. Колчина и др.; под ред. Н.В. Колчиной. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 407 с.
13
44. Финансы: учебник / В.П. Литовченко. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 724 с. 45. Чараева, М.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.В. Чараева. – 2–е изд. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 240 с. 46. Черникова, Ю.В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика / Ю.В. Черникова, В.В. Григорьев. – М.: Дело, 2011. – 616 с. 47. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристский бизнес: учеб. пособие / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканова. – 2– е изд,, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 639 с. 48. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 208 с. 49. Шадрина, Г.В. Экономический анализ. Теория и практика: учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. – М.: Изд–во Юрайт, 2017. – 516 с. 50. Шадрина, Г.В. Управленческий и финансовый анализ: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Шадрина. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 317 с. 51. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2–е изд. – М.: Инфра–М, 2017. – 208 с. 52. Экономика организации (предприятия): учебно–методический комплекс / А.М. Лопарева. – М.: Форум: ИНФРА–М, 2013. – 400 с. 53. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 608 с. 54. Экономический анализ: учебное пособие / Под ред. Н.Б. Акуленко и В.Ю. Гарновой. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 167 с.