Фрагмент для ознакомления
2
1. Обзор литературы
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития современном обществе.
Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.
В настоящее время участие школьников в учебно-исследовательской деятельности рассматривают в качестве перехода от репродуктивного способа обучения к творческому. Организация данной деятельности особенно актуальна в свете введения ФГОС, основной акцент в котором сделан на системно-деятельностный подход к организации процесса обучения.
Учебно-исследовательскую деятельность мы определяем как творческую самостоятельную деятельность школьников, направленную на решение исследовательских задач, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.
Организация учебно-исследовательской деятельности в рамках научного объединения учащихся - педагогически целесообразное и эффективное явление.
Возрастные особенности учащихся основной и полной школы (вербально-логическое мышление, развитие когнитивной, эмоциональной, регуляторной сторон, личностная рефлексия, интерес к учению, самоопределение) предопределяют их активную субъектную позицию в учебно-исследовательской деятельности.
Методологической основой проектирования стандартов стал компетентностный подход, психолого-педагогическую основу которого в отечественной науке составляют работы Б.Г. Ананьева, В.И. Байденко, В.А. Болотова, А.А.Вербицкого, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др.
Проблема реализации компетентностного подхода нашла должное отражение в научных разработках исследователей как в России, так и рубежом (Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Л.Ф. Львов, А.К. Маркова, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, Г.К. Щедровицкий, Н.О. Яковлева, W.D. Hunter, K. Curran, W. Brustein и др.).
А. М. Митяева, Е. В. Феськова и др. рассматривают исследовательскую компетентность как компетентность, в основе которой находятся знания, умения, навыки, способы деятельности, образованность в целом, С. А. Курушкина, С. Н. Лукашенко и др. в ее основе видят способности учащихся, С. А. Курушкина, А. М. Митяева, Е. В. Феськова, С. Н. Лукашенко и др. рассматривают исследовательскую компетенцию, как приобретенную в процессе исследовательской и познавательной деятельности учащихся, которая позволяет усвоить и получить систему новых знаний, расширить его объем, найти свое место в мире.
Исследовательскую компетентность учащихся стоит рассматривать в их способности добывать и осваивать новые знания, а также применять базовые знания, умения, навыки и способы деятельности в нестандартных для них ситуациях, проявляя при этом самостоятельность.
Результаты образования и компетенции при компетентностном подходе находятся в центре деятельности по реформированию образования. Основные требования к результатам образования: ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, которые описывают, что должен будет состоянии делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы.
Как правильно отмечает Г. А. Асмолов, методологическая основа нового федерального образовательного стандарта базируется на системно-деятельностном подходе, позволяющем выделить основные результаты обучения и создать оптимальные универсальные учебные действия (УУД).
Вопросам формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения посвящены работы В. А. Гусева, Н. М. Мочаловой, Л. А. Михеевой, О. В. Охтеменко, Е. В. Поздняковой, А. Ю. Фадеева, C, Н. Чернышевой и др.
В современных исследованиях обосновываются и раскрываются положения о том, что культурологический и компетентностный подходы являются приоритетными в развитии современного образования. В работах И.И. Бариновой, H.H. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой, В.В. Николиной, В.А. Щенева раскрываются сущность культурологической парадигмы, особенности формирования языковой культуры, а также подчеркивается значимость компетентностного подхода в русле идей модернизации образования в школьном обучении в целом. Модернизация отечественной школы, предполагающая введение профильного обучения, создает реальные возможности усиления филологического образования за счет включения элективных курсов в учебные занятия и внеклассную работу.
В федеральном государственном образовательном стандарте выделяются такие универсальные учебные действия, которые проявляются в способности учащегося осознавать, исследовать и принимать жизненные ценности и смыслы - личностные УУД; в способности учащихся управлять своей учебно-познавательной деятельностью - регулятивные УУД; в системе способов познания окружающего мира и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщении и использовании полученной информации - познавательные УУД и способности учащегося осуществлять коммуникативную деятельность — коммуникативные УУД.
2. Методы исследования
Система исследовательской деятельности представлена урочной и внеурочной деятельностью, организуемой через различные формы изучения русского языка. Развитие исследовательской компетентности начинается с процесса формирования исследовательских умений, как составных слагающих данной компетентности и осуществляется путем организации групповой и индивидуальной деятельности учащихся.
Методы формирования исследовательских компетенций
Методы организации
индивидуальной работы Методы организации
групповой работы
- задания на сравнение и сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий; - моделирование – погружение в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни;
- задания на выделение из общего частных элементов и, наоборот, на основе частных признаков выделение общего; - деловые игры - позволяют глубоко вжиться в проблему, понять ее изнутри, предложить свои пути решения глубоко вжиться в проблему, понять ее изнутри, предложить свои пути решения;
- наблюдение;
- анализ текстов; - работа над групповыми исследовательскими проектами;
- задания на отработку навыков - составление презентаций по текущим темам, исследовательским проектам
- конспектирования, составления тезисов;
- подготовка разовых докладов, сообщений, рефератов, подбор и составление списка литературы;
- анкетирование, опрос, составление графиков, таблиц, схем, кластеров, использование статистических методов;
- задания на развитие умений по раскрытию темы устного сообщения, логичному построению письменного и устного сообщения, приобретение навыков публичного выступления, расширение эрудиции, использование специальной терминологии