Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Конфликты и методы их преодоления
Цель занятия: привить участникам практические навыки преодоления конфликтов применительно к профессиональной среде.
Часть первая. Знакомство.
Количество участников составило 12 человек, если количество участников превышает 16, требуется работа двух докладчиков.
Теоретическая информация
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов противников или субъектов взаимодействия.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор между сторонами, как противоречие в их интересах и целях является естественным и, следовательно, неизбежным. Более того, по словам известного эксперта в области переговоров Р. Фишера, чем разнообразнее становится мир, тем больше противоречий в интересах. Психологи также отмечают, что конфликт помогает предотвратить стагнацию общества и стимулирует поиск решений проблем. Кроме того, конфликт низкой интенсивности, разрешенный мирным путем, может предотвратить более серьезный конфликт. Было замечено, что в тех социальных группах, где небольшие конфликты довольно часты, редко встречаются серьезные противоречия. Вопрос не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликт.
Вступительная речь ведущего о целях группы, обсуждение и принятие правил группы, постановка правил.
Представление участников группы.
Процедура знакомства выбирается в зависимости от степени знакомства участников друг с другом. В ситуации, когда участники не знают друг друга, по кругу они по очереди называют свое имя и отмечают свои ожидания и опасения, связанные с тренингом. Затем упражнение выполняется.
Упражнение «Интервью».
Цель: снять первоначальное напряжение, развить сплоченность, доверие и установить дружеские взаимоотношения для максимального усвоения материала на тренинге.
Участники в паре в течение 10 минут (5 минут каждый) и интервьюируют друг друга. Задача интервьюеров - представить собеседника как уникального человека. Интервью вопросы формулируются случайным образом участниками. Затем представитель встает позади собеседника и говорит от его имени в течение одной минуты, положив руки ему на плечи (например, «меня зовут Ольга, я работаю ...»). По истечении установленного срока члены группы могут задавать вопросы, которые в большей степени ориентированы на жизнь, профессиональные взгляды. Вопросы могут также иметь фотографический характер. Представитель по-прежнему отвечает от имени своего собеседника. Если у него нет информации, чтобы отвечать на вопросы членов группы, он отвечает так, как считает его партнер.
Если члены группы знакомы друг с другом, и группа достаточно близка, вы можете попросить участников кружка снова напомнить им об их имени для обучения и назвать их личные качества, которые помогают им в разрешении конфликтов.
Лидер должен потратить некоторое время на создание рабочей группы, выполняя для этого несколько упражнений. Например, следующие упражнения могут служить этой цели.
Упражнение «Скауты».
Вводная инструкция: «Теперь мы все будем разведчиками. Чтобы сделать это в кругу, вам нужно связаться с кем-то своими глазами без слов, кивков или каких-либо жестов». По сигналу ведущего «Обратись к скауту!» Участники ищут помощника в течение 10 секунд. Не со всеми связываются с первого раза. Ведущий просит тех, кто остался без пары, встать и в течение 5 секунд найти пару из оставшихся участников; и так до тех пор, пока вся группа не разделится на пары. Далее, хозяин просит установленные пары поменяться местами, пожимая друг другу руки во время обмена.
Второй этап этого упражнения повторяет предыдущий алгоритм с условием связаться с новым «разведчиком» и обменяться с ним местами. После этого лидер ходит по кругу, а человек, к которому он подходит, должен встать со своего места, и в то же время - третий разведчик. Во время обсуждения упражнения участники делятся информацией об изменениях своего состояния.
Упражнение «Веселый мозговой штурм».
Цель: интеллектуальная разминка, «активизация» творческих способностей.
Группа делится на подгруппы из 4-5 человек, которые в течение 2 минут придумывают разные варианты использования какого-то простого предмета, например вешалки для одежды. Ведущий предупреждает, что идеи могут быть чем угодно, самыми абсурдными. После завершения работы каждая группа зачитывает свою версию. Победителем становится группа, у которой было больше всего идей, которые не повторялись в других группах.
На следующем этапе группа продолжает работать в режиме «мозгового штурма». Этим же подгруппам дана задача разработать определение понятия «конфликт» в течение 5 минут.
Группы по очереди представляют свои определения. Те определения, которые рассматривают конфликт как разрушительное действие, написаны на одной стороне Правления; положительные написаны на другом. После того, как все группы завершили свои представления определений, участники анализируют все определения, выделяя общие и разрабатывают новое определение.
Кофе-брейк 30 мин.
Часть 2. Понятие конфликта.
Сюжетно-ролевая игра "Мельница".
Цель: участники тренинга будут жить в «небольших» конфликтных ситуациях и настроены на дальнейшую работу.