Фрагмент для ознакомления
2
Источник: составлено автором на основании данных Министерства финансов Российской Федерации [23]
Следует отметить существенное сокращение затрат на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: отрицательная динамика характеризуется уровнем -125,2 млрд. руб. или -5,8%.
Указанное соотношение динамики доходной и расходной части консолидированного бюджета России за 2014-2018 гг. сказалось на наращивании объемов дефицита бюджета (рис. 1). За анализируемый период дефицит консолидированного бюджета РФ возрос на 500,9 млрд. руб. или 59,1%. Данный показатель требует контроля на уровне соотношения с наращиванием объемов ВВП страны.
Далее следует проанализировать структуру доходов и расходов бюджета РФ. За весь анализируемый период основной группой показателей в составе доходов являются ненефтегазовые доходы, удельный вес которых в среднем за 2014-2018 гг. составлял 77,4% без существенных изменений. Наибольший удельный вес в составе доходов имеют следующие статьи: НДС – 15,6%, прочие – 14,7%, НДФЛ – 10,4%, налог на прибыль – 9,5%. Остальные статьи занимают небольшой удельный вес в структуре доходов.
В расходной части бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на социальную политику – 34,6%, национальную экономику – 13,6%, образование – 10,5%, национальную оборону – 9,8%, здравоохранение – 9,4%, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 7,2%. Остальные статьи несущественны в структуре расходов бюджета.
Подводя итог основным направлениям бюджетной политики России за последние 5 лет, следует отметить ее социальную направленность. Данная статья в бюджете в динамике наращивается, имеет максимальный удельный вес в структуре расходов. Правильным является поддержание основных обеспечивающих отраслей и направлений: национальная оборона и национальная безопасность, национальная экономика, образование, здравоохранение. Положительная динамика в части налоговых поступлений бюджета подтверждает факт улучшения микроклимата в экономике страны, свидетельствует о повышении ее прозрачности и эффективности.
Анализ реализации основных принципов бюджетной системы России на современном этапе позволяет сделать ряд выводов. В целом эффективность их реализации остается на высоком уровне: бюджетный процесс можно охарактеризовать как прозрачный, достоверный, соблюдены принципы единства бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, равенства бюджетных прав, адресности и целевого характера бюджетных средств, единства кассы.
Наиболее сложно в системе бюджетного управления удается реализовать принципы сбалансированности и эффективности использования бюджетных средств. В отношении сбалансированности бюджетов на стадии реализации бюджета в условиях существования кризисных явлений в экономике достаточно сложно урегулировать соотношение расходной части бюджета по отношению к доходной.
Для минимизации дефицита бюджета в 2019 году Министерство финансов Российской Федерации приняло решение о новом выпуске облигаций федерального займа для физических лиц. Данный вид облигации предполагает собой альтернативу банковских депозитов с пониженной рисковой составляющей. В 2019 году уже частично были размещены два выпуска облигаций.
Данные облигации являются государственными ценными бумагами. Их выпуск осуществляется сроком на три года. Облигации являются купонными, по которым гарантирован купонный доход в размере 6-8,6% в зависимости от даты выплаты купонного дохода. Таким образом средняя доходность данных ценных бумаг без учета комиссии составит около 7,25%. Комиссия варьирует в пределах 0,5-1,5% в зависимости от суммы сделки. Для сравнения процентные ставки в рублях в настоящее время варьируют в среднем от 7 до 8% в рублях [2].
Минимальная цена облигации третьего выпуска – одна тысяча рублей. Причем приобрести возможно пакет на сумму от 30 тысяч рублей до 15 миллионов в одном выпуске. Цена на облигации меняется в зависимости от ситуации на рынке. Приобретение облигаций возможно только в Сбербанке и ВТБ. Есть определенные ограничения на их использование: запрещено дарение облигаций, взносы в капитал, отсутствует возможность использования облигаций в качестве залога для получения кредита. Выпуск облигационного займа позволит частично решить проблему сбалансированности бюджета России в ближайшие годы.
2.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
2.1 Обоснование практической актуальности темы для деятельности ГБУСО МО "Наро-Фоминский КЦ СОН" как получателя средств бюджета на осуществление социальных обязательств перед населением
ГБУСО МО "Наро-Фоминский КЦ СОН" действует с 24 марта 1998 г., ОГРН присвоен 24 сентября 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Московской области. Руководитель организации: директор Павлова Елена Владиславовна. Юридический адрес ГБУСО МО "Наро-Фоминский КЦ СОН" - 143306, Московская область, город Наро-Фоминск, улица Карла Маркса, 18. Организации присвоены ИНН 5030034045, ОГРН 1025003750474, ОКПО 48778921.
У ГБУСО МО "Наро-Фоминский КЦ СОН" 2 филиала в 1 регионе России.
Основным видом деятельности является «предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам», зарегистрирован 1 дополнительный вид деятельности. В приложении 1 представлен подробный перечень услуг Центра.
За 2019 г. год Центр оказал:
344 182 услуги — объем предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации.
13 813 услуг услуги — объем предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Тема исследования для Центра актуальна в настоящее время, так как Центр финансируется за счет бюджетных средств и от размера финансирования зависит масштаб социальных услуг, которые он сможет оказать нуждающемуся населению по утверждаемому госзаданию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2019)
3. Акашева В. В., Горсткина Н. Н., Кудряшова М. Ю. Реформирование бюджетного учета // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. - Серия: Экономика. - 2016. - № 2 (40). - С. 16-19
4. Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий / В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-1. С. 158-163.
5. Бареев В. И. К вопросу о финансировании бюджетных учреждений / В. И. Бареев // Экономика и предпринимательство. – 2017. – №4. – С. 50 – 60.
6. Бюджетная система РФ : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
7. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд., перераб. и доп. — м. : юнити-дана,2017. — 703 с.
8. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Ю.С. Долганова, Н.А., Истомина, О.А. Бойтуш, Т.Д. Одинокова, А.К. Измоденов; под общ. ред. Ю.С. Долгановой, Н.А. Истоминой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 356 с.
9. Валиев А. А. Новая система финансирования бюджетных учреждений в России / А. А. Валиев // Экономика и управление. – 2018. - №1. – С. 60 – 83.
10. Имажап Б. Ю., Иванова Ю. А. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 19-22. — URL https://moluch.ru/archive/201/49276/
11. Ковтун О.О., Хозяинова К.О. Механизм обеспечения финансовой безопасности России: бюджетная политика, денежно-кредитно политика, налоговая политика государства // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(83). URL: https://sibac.info/archive/economy/11(83).pdf
12. Моисеев И. В. Государственные и муниципальные задания: эффективный инструмент стимулирования бюджетных организаций / И. В. Моисеев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. - №3.- С. 70 – 90.
13. Подъяблонская Л.М. Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит»/ Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П.—Электрон.текстовые данные.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.—303 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34446.—ЭБС «IPRbooks»
14. Поляк Г.Б., Андросова Л.Д., Карчевский В.В., Базилевич О.И. и др. Финансы бюджетных организаций // ЮНИТИ-ДАНА. 2017, учебник - http: //www.iprbookshop.ru/74949.html
15. Строкова А. А. Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10654/
16. Самойлов В. Р. Современная финансовая реформа в Российской Федерации / В. Р. Самойлов // Финансы и кредит. – 2017. – №8. – С. 100 – 123.
17. Старовойтов А. С. Бюджетный дисбаланс: причины возникновения и способы преодоления // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 585-587. — URL https://moluch.ru/archive/104/24124/
18. Тимошенко Т.И. Пути совершенствования финансового планирования органов государственного управления на основе риск-ориентированного подхода // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136064
19. Тукач В. С. Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 136-139. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1588/
20. Цыганов А.В., Куликов А.В., Буданов Б.В. Оценка состояния и развития межбюджетных отношений // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 6(50). URL: https://sibac.info/journal/student/50/132792
21. Шарыпина Е.С. Понятие и принципы межбюджетных отношений // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 31(75). URL: https://sibac.info/journal/student/75/153964
22. Янчев И. И. Особенности финансирования бюджетных учреждений / И. И. Янчев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. - №1.- С. 70 – 102.
23. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/
24. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (ресурсы открытого доступа) https: // elibrary.ru
25. Российская Государственная Библиотека (ресурсы открытого доступа) https: //www.rsl.ru
26. Статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ. http://gks.ru/