Фрагмент для ознакомления
2
Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 351 с. В учебном пособии дается характеристика психолингвистики как области научного знания, даны основы теории речевой деятельности, рассмотрен язык как основное средство осуществления речевой деятельности и функции знаков языка. Автором дан психолингвистический анализ процессов порождения и восприятия речи, способы реализации речевой деятельности, обозначены закономерности овладения языком. Также освещены экспериментальные исследования в психолингвистике.
Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие. – М.: Секачев, 2014. – 114с. В учебном пособии представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Представлены коррекционные и обучающие технологии, апробированные автором в экспериментальном исследовании и в практике логопедии для речевой тренировки и формирования навыков связной речи у детей с ОНР. Приведен методический материал для проведения логопедических и коррекционных курсов по формированию связной речи. Представлена методика обучения детей с ОНР рассказыванию, пересказу, рассказыванию по картинам, рассказу-описанию предметов, рассказыванию с элементами творчества.
Гончарова В.А. Специфика овладения антонимией и синонимией детьми с нарушенным речевым развитием // Школьный логопед. - 2006. - № 1 (10). - С. 18-22. В исследовании показано, что место синонимов дети с ОНР называют: слова, семантически близкие, ситуативно сходные, близкие по звучанию, противоположные по значению, формы исходного слова или родственные слова, слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими. При проведении логопедической работы автор советует учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у детей с нарушенной речевой функцией.
Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Логопсихология. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2016. – 55с. В пособии авторы рассматривают активно разрабатываемую современной наукой модель психосоматических отношений, характеризующуюся признанием взаимного влияния психики и тела. В случае расстройства речи это влияние выражается воздействием дефекта на психику ребенка. Пособие содержит сведения специальной литературе, и результаты собственных исследований и практической работы авторов.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие / Н.С. Жукова. – М.: Союз, 2008. – 142с. В учебники изложены новые подходы в изучении общего недоразвития речи у детей. Раскрыта специфика процесса усвоения родного языка при нарушенном развитии детской речи. Представлено обследование, анализ и оценка речи детей, выявление понимания грамматических форм слов. А также особенности обследования детской речи второго и третьего уровня развития и системное развитие нормальной детской речи.
Кондрашова Т. М. Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. трудов по материалам XXIII международной науч.-практ. конф. – М., 2017. – С. 29-31. В исследовании автор указывает на мнемотехнику, обеспечивающую эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, для развития связной речи у детей с ОНР. Показано эффективное использование мнемотехники для развития cвязной речи, слуховой, зрительной, двигательной, тактильной памяти, а также мышления, внимания и воображения. Мнемодорожки, пиктограммы, опорные схемы используются при пересказе и при составлении коротких рассказов.
Кравчук А.Б. Уровень развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - №1. - С. 121-124. В статье излагаются результаты, полученные в ходе диагностики уровня развития словаря синонимов у детей с ОНР. У детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, неадекватное использование синонимических средств языка. В парадигматических ассоциациях у детей с ОНР преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой. В результате этого у детей наблюдаются трудности усвоения антонимии и синонимии.