Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика организации – базы прохождения практики. ДОО детский сад № *** расположен в __________________________. Район имеет развитую инфраструктуру и хорошую транспортную доступность. Данное образовательное учреждение существует с 1966 года. Детский сад имеет государственную аккредитацию на осуществление образовательной деятельности. В настоящее время в ДОО детском саду № _______ воспитывается 133 ребенка. Воспитанники нашего детского сада - это дети рабочих и служащих, проживающих в районе. Дошкольное учреждение работает в режиме двенадцатичасового пребывания для оздоровительных групп и десятичасового пребывания для компенсирующих групп. Проектная мощность - 12 групп. Функционирует – 8 оздоровительных групп. Для детей от 2 до 3 лет - 2 группы. Для детей от 3 до 7 лет - 6 групп. Ясельная группа «Утята» - 15 детей Ясельная группа «Цыплята» - 12 детей Младшая группа «Ласточка» - 23 ребенка Средняя группа «Березка» - 22 ребенка Подготовительная к школе группа «Ёлочка»-23 ребенка Группа для детей с ЗПР «Зайчик» (средне-старшая) -10 детей Группа «Особый ребенок» «Звездочка» -9 детей Цель учреждения: Целостное развитие личности ребёнка с учётом его особенностей физического, психологического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению к школе, развитие и совершенствование образовательного процесса.
2. Характеристика детского коллектива. В ходе прохождения практики я работала с детьми старшего дошкольного возраста, поэтому необходимо рассмотреть особенности старшего дошкольного возраста. В современной педагогике и психологии старшим дошкольным возрастом принято считать период развития ребенка от 5 до 7 лет. В старшем дошкольном возрасте, как правило, завершается сложный и долгий процесс овладения речью, когда язык для ребенка становится средством мышления и общения, предметом сознательного изучения, потому как при подготовке к школе ребенок начинает обучаться чтению и письму, завершается процесс фонематического развития. В этот период интенсивно увеличивается словарный запас речи. В дошкольном возрасте восприятие теряет свой изначальный аффективный характер: эмоциональные и перцептивные процессы дифференцируются, становится анализирующим, целенаправленным, осмысленным восприятие. У ребенка появляются произвольные действия – поиск, рассматривание, наблюдение, при помощи речи появляется способность активно использовать названия состояний, признаков и качеств разнообразных предметов и отношений между ними.
В развитии мышления происходит переход от наглядно-действенного к нагляднообразному, позже к словесному мышлению. В этом возрасте у детей память становится доминирующей функцией, поэтому у них с легкостью происходит запоминание самого разнообразного материала, повышается эффективность непроизвольного запоминания. Параллельно с механической памятью развивается смысловая память. Также начинается процесс становления произвольной памяти. Целенаправленное, сознательное припоминание и запоминание появляется лишь эпизодически.
3. Сценарий мероприятия с психолого-педагогическим анализом. Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательноисследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».) - дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. - позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); - способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе. Психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия Тема воспитательного дела. Конструирование из лего-конструктора Цели и задачи воспитательного дела. Учить детей индивидуальному и совместному конструированию. Учить строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий; сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать; развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику); развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве; закреплять математические знания о форме, пропорции, симметрии; воспитывать бережное отношение к животным, уважение к своему и чужому труду.
Анализ воспитательного мероприятия
1. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям детей). Конструирование предметов из лего-деталей - является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
4. Информационная карта проекта. Название проекта «От кубика к lego - конструированию» Обоснование актуальности проекта Проект «От кубика к lego - конструированию» полезен для педагогов дополнительного образования по введению кружковой работы, также начинающим воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, включает содержание образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной к школе групп. Его цель - развитие пространственных представлений через LEGO-конструирование как важнейший инструмент для познания окружающего мира. Проект поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе. Цель и задачи проекта: Цель проекта: развитие пространственных представлений через LEGO-конструирование как важнейший инструмент для познания окружающего мира
Проектирование I этап Подготовительный Вхождение в проблему Сбор и накопление информации о конструкторе LEGO Планирование совместной деятельности Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию Приобретение методической литературы, конструкторов LEGO, Игровое LEGO оборудование Вживание в игровую ситуацию
Создание картотек схем по лего- конструированию Разработка диагностического инструментария II этап Деятельностный Практическое внедрение LEGO – конструирования и робототехники в образовательный процесс; Проведение ОД, бесед, рассматривание иллюстраций, выставок, создание интерактивных игр, видеопрезентаций, видеофильмов и др.; Реализация мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности дошкольников. Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего: 1. Создание проблемной ситуации 2. Наблюдение натуральных объектов 3. Демонстрация вариативных соединений 4. Объяснение последовательности выполнения 5. Демонстрация и рассматривание картин 6. Сенсорное обследование деталей 7. Изучение при необходимости схем и чертежей 8. Анализ и оценка Интеграция с образовательными областями Образовательная область «Художественное творчество» Образовательная деятельность: Конструирование из лего-конструктора «Лесной домик», «Слон». Образовательная деятельность: лепка, раскрашивание, конструирование героев LEGO. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Герои LEGO, Полиция, LEGO- город. 5. 5-10 проблемных педагогических ситуаций из опыта работы практиканта с их решением. 1. Вначале дети не включались в работе с лего. Решение проблемы: от простого к сложному, учет возрастных и индивидуальных особенностей; комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности. 2. Мы работали как с детьми младшей группы, так и со старшими дошкольниками. Чтобы не возникло проблем руководствовались следующими особенностями: С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям. В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Легоконструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.