Фрагмент для ознакомления
2
1 Коррекция недостатков предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Тема исследования - Коррекция недостатков предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Проблема исследования: каковы особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и возможно ли повышение эффективности коррекционнологопедической работы в этом плане. Решение обозначенной проблемы составило цель исследования. Список литературы по теме: 1. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие. — Челябинск : Цицеро, 2015. — 139 с.
3
2. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития . Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с 3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М.: Национальный книжный центр, 2016. 4. Жукова Н. С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у детей. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. - Екатеринбург.: КнигоМир, 2011 г.-320 с. 5. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с. Актуальность. В процессе коммуникации дети используют различные по значению слова, но включение их в речь подчинено конкретным условиям коммуникации. Первым ребенок усваивает денотативный компонент значения слова. Устойчивая предметная соотнесенность формируется у детей уже к 3 годам. Но на начальных этапах овладения речью слова, отражая особенности денотата, не связаны друг с другом в речевом мышлении или мало связаны друг с другом как единицы языка. Лишь постепенно ребенок овладевает понятийным, обобщенным значением слова, не зависящим от частных, контекстных ситуаций употребления слова. Оно уясняется, с одной стороны, благодаря уточнению предметной отнесенности слова в результате его употребления в различных ситуациях, а с другой, благодаря непосредственному раскрытию обобщенного значения слова, которое ребенок усваивает в процессе обучения. В процессе развития важность слова изменяется, развивается. В наше время, когда инклюзия и интеграция приходят на смену системе специального образования, проблема адаптации выпускников логопедических групп к условиям общеобразовательной школы имеет важное значение. Решение данной проблемы должно иметь комплексный междисциплинарный подход, на дошкольном этапе необходимо целенаправленное коррекционно-логопедическое воздействие, учитывающее
4
неоднородность речевых нарушений у детей. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Особенности овладения грамматическим строем речи выражаются у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка и в искажении общей картины речевого развития (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.). Нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), как правило, являются стойкими и могут сохраняться у школьников с общим недоразвитием речи даже в средних и старших классах [4] (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова). Это обусловлено не только нарушениями речи детей, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова). Менее изученной является проблема усвоения детьми с ОНР отдельных разделов грамматики. В работах Н. С. Жуковой, В. А Ковшикова, Р. Е. Левиной, С. Н. Шаховской и др. среди морфологических аграмматизмов при ОНР выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций в речи дошкольников. Также у большинства детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности нередко зависит от тяжести двигательных и речевых нарушений. Часто эти дети не только испытывают трудности в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, но также не могут определить правую и левую стороны тела или предмета, испытывают сложности при ориентировке в окружающем пространстве. Данные нарушения более
5
выражены при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостатками моторной координации [5]. Цель исследования – изучить и проанализировать коррекцию недостатков предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Объект исследования - дети с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - коррекция недостатков предложно-падежных конструкций с помощью логокуба. Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального нейрологопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д. ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии [1]. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии, ринолалии, алалии. С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
6
- 1 уровень речевого развития – «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует. - 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. - 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. - 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетикофонематической и лексико-грамматической сторон речи. В анамнезе детей с ОНР часто выявляются: – внутриутробная гипоксия, – резус-конфликт, – родовые травмы, – асфиксия. А в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, игнорирование нарушений у ребенка, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития. Общее недоразвитие речи (ОНР)– это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте» [2]. У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности: - позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам; - речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
7
- экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли; - речь детей с ОНР малопонятна Нужно отметить, что ОНР может быть и вторичным дефектом вследствие нарушения слуха или интеллекта. Поэтому для диагностирования необходимо комплексное обследование специалистов различного профиля: логопеда-дефектолога, нейропсихолога, невролога, а возможно и отоларинголога, психоневролога, хирурга. При общем недоразвитии речи наблюдаются нарушения одновременно звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики и грамматического строя речи у детей с нормальным слухом и интеллектом [3]. ОНР может присутствовать при других формах речевых расстройств, например, моторной, сенсорной или сенсомоторной алалии, детской афазии, дизартрии. Общее недоразвитие речи может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия до незначительных отклонений в развитии речи. Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Но самое опасное в этом нарушение то, что вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Дети начинают отставать от сверстников по общему, интеллектуальному развитию. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики. Чаще всего ОНР возникает вследствие воздействия сразу нескольких факторов: например, родовых травм, наследственной предрасположенности, неблагоприятной социальной среды. В случае поражений у ребенка центральной нервной системы, возникших в период беременности мамы, во
8
время родов и первый год жизни ребенка, ОНР будет выражено в достаточно сложной и стойкой форме. Для коррекции общего недоразвития речи требуется комплексный подход, основной целью которого будет реализация наиболее эффективного и правильного преодоления данного нарушения. В рамках этого подхода предусматривается комплексная коррекционная работа нескольких специалистов: логопеда, нейропсихолога, в некоторых случаях нейролингвиста и психотерапевта. [1] Наблюдения за дошкольниками с ОНР в многочисленных исследованиях показали следующее. Дети путаются в определении пространственных отношений относительно себя и напротив сидящего. Дошкольники с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий, нарушали последовательность действий, пропускали его составные части.