Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Выбор темы учебной практики «Информационные системы» обусловлен следующими соображениями: Внедрение компьютерной техники и интернет технологии в экономические предметные области привело к повышению эффективности всех направлений как производственной сферы, сферы услуг так и иных сфер народного хозяйства. В развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется, прежде всего, в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении, а также постоянной диверсификации информационного сектора. Это проявление отражается в конкретных социально-экономических показателях, а именно увеличении численности занятых в информационном секторе, модификации профессионально-квалификационной занятости в национальной экономике и тому подобное. Информационная система предприятия занимается вопросами информационного обеспечения и управления бизнес- процессами предприятия.
3
Проблеме формирования высокоэффективной системы информационного обеспечения управления предприятий и организаций научными кругами уделено недостаточно внимания. Именно поэтому актуальной является проблема определения сущности информационного обеспечения и его особенностей в управлении предприятий и организаций. Информационное обеспечение реализуется через внедрение в соответствующие процессы компьютерных технологий. 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 1.1. Основные понятия и компоненты ИС Информационная система - совокупность организационных и технических средств для хранения и обработки информации с целью обеспечения информационных потребностей пользователей. По ГОСТ 34.321-96: Информационная система (information system): Система, которая организует хранение и манипулирование информацией о предметной области. [1]. Информационная система - система, предназначенная для получения, обработки, хранения, отображения и / или регистрации данных о техническом состоянии конструкций, систем, элементов, их свойства и / или функционирования Информационная (автоматизированная) систему как организационнотехническую систему, в которой реализуется технология обработки информации с использованием технических и программных средств. [2] (рисунок 1). 1.1.1. Информационное обеспечение ИС Информационное обеспечение - это совокупность форм документов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, которая используется в информационной системе. Информационное обеспечение должно отвечать следующим требованиям:
4
- целостность; - вариативность; - контроль; - защита от несанкционированного доступа - гибкость; - стандартизация и унификация; - адаптивность; - минимизация ввода и вывода информации. Информационное обеспечение (ИО) предназначено для: - организации и реализации единых подходов к информационным процессам и информации, которая необходима для решения задач; - общих подходов к организации данных через единые информационные массивы для комплекса задач информационных систем; - однократности ввода информации для последующего ее многоцелевого использования; - организации единой системы методов доступа к данным; - оптимизации вопросов стоимости расходов на информационные процессы (создание, хранение, обработку, защиту информации), а также на внесение изменений. Информационное обеспечение состоит из следующих частей: - инструктивных и методических материалов; - системы классификации и кодирования; - информационной базы. 1.1.2. Программное обеспечение Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ, систем обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ (ГОСТ 19781-90). Различают системное программное обеспечение (в частности, операционная система, трансляторы, редакторы, графический интерфейс пользователя) прикладное программное обеспечение, используемое для выполнения
5
конкретных задач, например, статистическое программное обеспечение; инструментальное программное обеспечение (компьютерные программы, предназначенные для проектирования, разработки, администрирования и сопровождения системного и прикладного программного обеспечения) [2]. Выполнение программного обеспечения компьютером заключается в манипулировании информацией и управлении аппаратными компонентами компьютера. Например, типичным для персональных компьютеров является воспроизведение информации на экран и получения ее с клавиатуры. Программное обеспечение (software) и аппаратное обеспечение (hardware) - это два комплементарных компонента компьютера, причем граница между ними нечеткая: некоторые фрагменты программного обеспечения на практике реализуются сугубо аппаратурой микросхем компьютера, а программное обеспечение, в свою очередь, способно выполнять (эмулировать) функции электронной аппаратуры. По сути, назначение программного обеспечения заключается в управлении как самим компьютером, так и другими программами, и обработчиками информации. 1.1.3. Математическое обеспечение Математическое обеспечение (mathematical support) - совокупность методов, правил, математических моделей и алгоритмов решения задач; Существует общее и специальное математическое обеспечение. Степень развития математического обеспечения определяет эффективность использования определенной ИТ. Построение математической модели задач управления возлагается на специалистов по организационно-технологическим решениям. 1.1.4. Техническое обеспечение Техническое обеспечение информационных систем - это комплекс взаимосвязанных технических средств, в который входят средства вычислительной техники, оборудования для организации локальных сетей и подключения к глобальным сетям, устройства регистрации, накопления и
6
отображения информации, предназначенные для автоматизированного сбора, накопления, обработки, передачи, обмена и отображения информации. 1.1.5. Организационное обеспечение Организационное обеспечение (ОП) является комплексом документов, которые регламентируют деятельность персонала информационного подразделения (отдела или службы) в условиях функционирования ИС. 1.1.6. Правовое обеспечение Правовое обеспечение (ПрО) является совокупностью правовых норм, регламентирующих правовые отношения на этапах создания и внедрения ИС. На этапе разработки ИС правовое обеспечение включает нормативные акты, договорные отношения между разработчиком и заказчиком, с правовым регулированием всех возможных рисков, сбоев и отказов с каждой из сторон, а также обеспечение процесса разработки различными видами ресурсов. - 1.2. Основные технологии проектирования ИС На данный момент в технологии разработки информационных систем существуют два основных подхода к разработке информационных систем, отличающиеся критериями декомпозиции: функционально-модульный (структурный) и объектно-ориентированный. 1.2.1. Функционально-модульный или структурный подход Функционально-модульный или структурный подход основан на принципе алгоритмической декомпозиции с выделением функциональных элементов и установлением строгого порядка выполняемых действии. Сущность структурного подхода к разработке ИС заключается в ее декомпозиции (разбиении) на функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, которые подразделяются на задачи и так далее. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизированная система сохраняет целостное представление, в котором все компоненты взаимосвязаны. При разработке системы 'снизу-вверх' от отдельных задач ко
7
всей системе целостность теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов. 1.2.2. Объектно-ориентированный подход Объектно-ориентированный подход основан на объектной декомпозиции с описанием поведения системы в терминах в действия объектов и использует следующие базовые понятия: объект, класс, состояние, событие, сообщение, свойства объекта, метод обработки. В процессе объектно-ориентированного анализа основное внимание уделяется определению и описанию объектов в терминах предметной области. Основная идея объектно-ориентированного анализа и проектирования заключается в рассмотрении предметной области и логического решения задачи с точки зрения объектов. В процессе проектирования определяются логические программные объекты, которые будут реализованы средствами объектно-ориентированного языка программирования. Процесс разработки системы является итеративным. Итеративный процесс отличается от традиционного однопроходного, когда перед переходом к следующему этапу должна быть завершена работа над предыдущим (реально разработка систем никогда не выполнялась в процессе однопроходной жизненного цикла). Для построения ИС используются САSЕ – технологии, которые представляют собой комплекс программных средств, поддерживающих процессы создания и сопровождения программного обеспечения, включая анализ и формулировку требований, проектирование, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом. 1.3. Основные этапы проектирования ИС Правовое обеспечение (ПЖД) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при разработке. Этапы и стадии разработки информационных технологий:
8
I стадия -проектные обследования: 1-й этап-сбор материалов; 2-й этап-анализ материалов и формирование документации. II стадия -проектирование: 1-й этап-техническое проектирование, 2-й этап-рабочее проектирования, Технический и рабочий проекты могут объединяться в единый документ -техноробочий проект.
2. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «CCSOFT» 2.1. Основные направления деятельности и организационная структура управления организацией Предметной областью данной работы выступает ООО «CCSOFT». Основная цель - Разработка, интеграция, консалтинг, управление предприятием, управление производством, организационная структура которой представлена на рисунке 2.1. Для достижения основной цели ООО CCSOFT осуществляет задачи по обслуживанию и внедрению компьютерного оборудования, программных продуктов, информационных систем и оргтехники, быстрому устранению неисправностей: внедрение передовых и новых информационных технологий; обеспечение информационной безопасности; мониторинг состояния информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; установка и настройка программного обеспечения, обучение пользователей работы с ним; устранение возникших сбоев и их негативных последствий; обслуживание оборудования; поддержка сетевого и телекоммуникационного оборудования;
9
обеспечение работоспособности офисного и прикладного программного обеспечения; обслуживание серверных приложений и базы данных; квалифицированное консультирование по вопросам информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; поддержка удалённых органов администрации, в том числе объединение и обслуживание компьютерных сетей; антивирусная профилактика; резервное копирование данных; восстановление утерянных данных из резервных копий; устранение вирусных атак; восстановление данных после заражения вирусами; сопровождение презентационных мероприятий к докладам техническими средствами с выездом на место проведения мероприятия; работы по настройке и установке электронно-цифровых подписей (настройка рабочих мест, установка специализированного программного обеспечения); организация работы информационных систем, различных портальных и облачных системам, передача отчётности, формирование запросов для изготовления электронных-цифровых подписей для различных систем. 2.2. Организация работы департамента информационных технологий, его цели и задачи Главной задачей департамента информационных технологий ООО «CCSOFT» является программное и техническое обеспечение деятельности основных и вспомогательных подразделений компании. Область деятельности департамента информационных технологий включает: - программное и техническое обеспечение работы серверов (файловые хранилища, СУБД, почтовые системы, контроллеры домена, информационные и справочные ресурсы, системы контроля и ограничения доступа) и рабочих станций пользователей;
10
- обеспечение доступа компании к глобальной сети Интернет; - организация и обеспечение работы информационно-технологических Интернет-ресурсов (сайты, порталы, системы электронного документооборота, система приема заявок Service Desk); - обеспечение информационной безопасности (в том числе, персональных данных); - техническое обслуживание и организация ремонта вычислительной и орг. техники; - обеспечение компьютерной и оргтехникой ООО «CCSOFT» и департаментов; - организация функциональных рабочих мест сотрудников; - контроль за лицензированием используемого программного обеспечения; 2.3. Аппаратное и программное обеспечение ООО «CCSOFT», перспективы внедрения новых информационных систем Архитектура аппаратного и программного обеспечения ООО «CCSOFT» имеет четырех уровневую архитектуру [4]. На первом уровне выполнена организация рабочих мест сотрудников, где установлено локальное программное и аппаратное обеспечение для организации рабочих мест и используется клиент-серверная архитектура. На втором уровне выполняется поддержка Центров обработки данных представленных серверами СХД, San и Colocation, а также облачные технологии (DRAAS, BASS, IAAS). Для обеспечения потоков данных по различным бизнес процессов, планирования деятельности в ООО «CCSOFT» применяются ERP-системы, СУБД (системы управления базами данных), система электронного документооборота, веб-портал и бизнес приложения. Третий уровень включает в свой состав программное и аппаратное обеспечение для обеспечения интеграционных решений, IP-телефонии, беспроводный Интернет Wi-fi, средства для обеспечения видеоконференцсвязи и бесперебойной работы локальной сети LAN. Последний уровень представляет собой систему защиты данных организованный на уровнях обеспечения физической безопасности,
11
диспетчеризации, инженерной инфраструктуры, пожарной системы и поддержки обеспечивающих систем. 2.3.1. Техническая архитектура локальной сети В локальной компьютерной сети ООО «CCSOFT» используется клиентсерверная архитектура. В отдельной комнате находится сервер типа ML 110 G5, доступ к которому имеет только администратор сети. Сервер обеспечен системой защиты Cisco 1605. Через маршрутизаторы Cisco 2500 информация поступает на сервер отдела информационных технологий и автоматизации типа ML 110 G5 и рабочие станции, установленные у сотрудников ООО «CCSOFT» Dell Precision TM T3500. Для выхода в сеть Интернет и поддержки связи с удаленными сотрудниками или другими организациями используются модем-роутер D-Link DSL2500U/BRU/D. 2.3.2. Перспективы внедрения новых информационных технологий В процессе прохождения учебной практики в департаменте ООО «CCSOFT» на должности системного интегратора было выполнено знакомство с новыми технологиями [7], которые планируется внедрить в основных бизнес процессах. Для корпоративных клиентов в прогнозной перспективе планируется внедрить ERP-платформу модульных приложений. Среди преимуществ данной интегрированной системы необходимо отметить: - открыть исходного кода, позволяющего расширить функциональные возможности по требованию заказчика; - оптимальные затраты на внедрение в основные бизнес процессы предприятия и техническое сопровождение; - возможность удаленной настройки и управления системой, что особенно важно для производственных предприятий; - персонификация данных, защита данных, полнофункциональный интерфейс. ERP - платформа модульных приложений будет использоваться для интеграции планирования ресурсов и управления взаимоотношениями с клиентами [9].
12
3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ И МОДЕЛИ ОСНОВНЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ООО «CCSOFT» Информационная структура предприятия
Рисунок 7 – Информационная структура ООО CCSOFT Сервер баз данных (БД, СУБД, SQL) обслуживает базу данных и отвечает за целостность и сохранность данных, а также обеспечивает операции вводавывода при доступе клиента к информации. Архитектура клиент-сервер состоит из клиентов и серверов. Основная идея состоит в том, чтобы размещать серверы на мощных машинах, а приложениям, использующим языковые компоненты СУБД, обеспечить доступ к ним с менее мощных машин-клиентов посредством внешних интерфейсов. Файл-сервер — это выделенный сервер, предназначенный для выполнения файловых операций ввода-вывода и хранящий файлы любого типа. Как правило, обладает большим объемом дискового пространства, реализованном в форме RAID-массива для обеспечения бесперебойной работы и повышенной скорости записи и чтения данных. Задача разработать (спроектировать систему учета и обработки заявок поступающим на фирму от клиентов и сотрудников на предоставление ИТ услуг. Весь процесс учета заявок пользователей представляет собой систему с входной и выходной информацией. Входная информация – информация, которую система воспринимает от окружающей среды. Такого рода информация называется входной информацией по отношению к системе. Входная информация необходима для решения поставленной задачи и может быть расположена на различных традиционных и машинных носителях и представлена в виде документов, сообщений, данных, сигналов, необходимых для выполнения функций системы. Для решения нашей задачи определим состав видов входной оперативной информации и ее реквизитов.
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе прохождения учебной практики было выполнено ознакомление с деятельностью предприятия ООО CCSOFT, образованного в 2005 году, специализирующегося в области информационных технологий, а именно внедрению и сопровождению промышленных информационных систем разного типа. Каждая КИС прежде всего направлена на повышение эффективности и достижение показателей по соответствующим направлениям деятельности: продажам, производству, логистике и прочее, а также на повышение эффективности предприятия в целом. Все направления деятельности предприятия связаны между собой, и изменение работы одного направления непременно скажется на результатах работы других направлений и на деятельности всего предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. ГОСТ 34.321-96 Информационные технологии (ИТ). Система стандартов по базам данных. Эталонная модель управления данными 2. А. Г. Ивашко, М. В. Григорьев, И. И. Коломиец. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007 – 328 с. 3. А.Г. Ивашко, Ю.Е. Карякин ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ: Учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. - 352 с. 4. Архитектура и проектирование программных систем: Монография / С.В. Назаров. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 351 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=353187 5. Архитектурные модели экономических систем: Монография / К.С. Дрогобыцкая, И.Н. Драгобыцкий. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 301 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=421385 6. Бек, К. Экстремальное программирование / К. Бек. — СПб: "Питер”, 2002.
14
7. Васильев Д. А. Анализ и проектирование системы обработки заявок клиентов ИТ-отдела сервисного центра // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 18-20. 8. Вендров, А. М. Методы и средства моделирования бизнес-процессов (обзор) / Вендров А. М. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jetinfo.ru/2004/10/1/article1.10.2004.html 9. Вендров, А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем / А. М. Вендров. — М: “Финансы и статистика”, 2000. 10. Г.Б. Барская. WEB-ТБХНОЛОГИИ И WEB-ДИЗАЙН. Учебное пособие.Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 330 с. 11. Гаврилова, И. В. Разработка приложений [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. В. Гаврилова. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2012. — 242 c. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=455037 12. Гамма, Э. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования / Э.Гамма, Р. Хелм. Р. Джонсон, Дж. Влиссидес. — СПб: "Питер”, 2007. 13. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения 14. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем 15. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания 16. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы 17. ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем
15
18. Грекул, В.И. Проектирование информационных систем / В.И. Грекул. Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. — Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру. 2005. 19. Данилин, А. Архитектура и стратегия. “Инь” и “янь” информационных технологий / А. Данилин, А. Слюсаренко. — Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005. 20. И. Н. Глухих. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2009. 204 с. 21. Козленко, Л. Проектирование информационных систем / Л. Козленко // КомпьютерПресс. — 2001- Т. 9. 22. Крылова, Н. А. Практикум по информационным системам : учеб. пособие / Н. А. Крылова, В. А. Коршикова. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012.-98 с. 23. Кудрявцев КЯ. Создание баз данных. Учебное пособие. М.: НИЯУ МИФИ. 2010 - 155 с. 24. Лабораторный практикум по дисциплине «Проектирование информационных систем» / сост. А. А. Попов. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2012. – 108 с 25. Ларман, Крэг, Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е издание. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом “Вильямс”, 2004. — 624 с. : ил. — Парал. тит. англ. 26. П. К. Моор, А. П. Моор. БАЗЫ ДАННЫХ: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010 – 288 с. 27. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: Учебное пособие / Л.Г. Гагарина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=368454 28. РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
16
29. Функционально-структурный анализ и методологии проектирования сложных систем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itstan.ru/content/view/2073/1856/ 30. Швецов В. И., Визгунов А. Н., Мееров И. Б. Базы данных. Учебное пособие – ННГУ, 2004 – 217