Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Прохождение производственной практики осуществлялось в рамках детского сада №. Детский сад является дошкольным учреждением.
Производственная практика проводится для овладения первоначальным профессиональным опытом, для проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и для сбора материалов к выпускной квалификационной работе.
Специалист имеющий «Дошкольное образование» должен уметь решать задачи, соответствую-щие его степени и квалификации:
- участвовать в практической прикладной деятельности. Владеть основными педагогическими методами и приемами;
- грамотно ставить и решать педагогические задачи;
- вести педагогическую деятельность в дошкольных учебных заведениях.
В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист дошкольного обра-зования может осуществлять профессиональную деятельность.
Данный вид практики предусматривает обобщение и анализ опыта, приобретенного в процессе подготовки и написания курсовых работ, предшествующих практик, реализацию приобретенных знаний и умений в период учебы, а также подготовку к написанию выпускной квалификацион-ной работы.
Производственная практика, как этап основной образовательной программы обучения направ-ления подготовки «Дошкольное образование» имеет свои цели и задачи.
Целями практики являются:
- формирование индивидуального стиля в педагогической деятельности воспитателя групп до-школьного возраста;
- закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков, определенных ком-плексным планом практической подготовки.
Задачами практики являются:
- совершенствование умений отбирать и использовать наиболее эффективные формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом вариативных программ и технологий;
- формирование умений рационально использовать методическую и материальную базу до-школьного учреждения;
- совершенствование умений осуществлять работу с родителями;
- применение творческого подхода к выбору разных форм работы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми;
- использование психолого-педагогических знаний при изучении отдельных детей и коллектива в целом.
- разработка сценариев театрализованных спектаклей направленных на эстетическое вос-питание детей дошкольного возраста.
Основная часть
Я, проходила практику на базе детского сада «Солнышко».
В детском саду 10 групп, которые посещают дети от 2 до 7 лет. Имеются условия для оказания дополнительных образовательных услуг – ИЗО студия, шашечный кружок, бассейн. Детский сад является подразделением СОШ и осуществляет тесное сотрудничество со школой, реализуя принцип преемственности, при организации праздников и других совместных мероприятий.
В помещении детского сада удобно расположены групповые комнаты, большие окна, помеще-ния светлые с высокими потолками, группы оборудованы детской мебелью мягкой и корпусной, оформление их соответствует возрасту детей находящихся в данной группе.
Методический кабинет оснащен удобными шкафами, имеется в коробках раздаточный матери-ал, картины, литература (книги, журналы, периодические издания) и др. пособия.
Физкультурный зал оснащен шведскими стенками, канатом, висами, кольцами, батутами, тре-нажерами, лавочками, подставкой для обручей разных размеров, инвентаря достаточно для за-нятий со всеми детьми группы одновременно, мячи разного размера, кегли, палки, мешочки, кубики имеются в достаточном количестве для всех детей.
Музыкальный зал просторный и светлый в нем имеется ширма, в которой есть куклы, костюмы и др. приспособления для театрализованных представлений и проведения праздников, пианино, магнитофон, воспроизводящий диски и кассеты. На полу ковры, стены украшаются в соответ-ствии с сезоном и тематикой праздников. Предметно-развивающая среда в ДОУ построена в со-ответствии с принципами построения предметно-развивающей среды.
Детский сад работает по Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, одна из основных задач которой – способствовать развитию позна-вательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размыш-лению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких но-вообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, само-контроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематическо-го обучения.
Количество детей в группе №1 «Василек» - 16. Учебно-воспитательная работа осуществляется на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
В группе имеется мальчик с трудным поведением, некоторыми отклонениями в психическом развитии, что существенно осложняет работу в группе в целом, особенно при обучении на заня-тиях. В группе существует традиция отмечать дни рождения, делать подарки своими руками. Стиль отношения воспитателя с детьми можно охарактеризовать как авторитарно-демократический, с родителями осуществляет тесное взаимодействие, привлекает к жизни группы детского сада. Развитие детей идет в соответствии с психолого-педагогическими особен-ностями раннего дошкольного возраста.
Возрастные и индивидуальные особенности детей старшей группы
Психолого-педагогические особенности возраста Примеры практического наблюдения
Развитие психических процессов. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи, как средства постановки и решения интеллектуальных задач. На занятиях понимают смыс-ловую, логическую связь рассказа, отвечают полными ответами, пользуются приемами рассуж-дения и анализа. В беседе на свободные темы показывают широкий кругозор, знание современ-ных технологий.
Развитие речи. В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появ-ляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контексной речью, т. е. самостоятельно создавать текстовое сообщение К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать кон-тексной речью, т. е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Старшие дошкольники пе-ресказывают текст без помощи вопросов, более сложные по сюжету, привлекаются к оценке рассказа других детей. Последовательно, с использованием фраз приближенных к тексту – пересказывают прочитанное им произведение. При составлении рассказа по картине "Зима", используют красочные эпитеты, отрывки из стихотворений. могут объяснить значение мало упо-требляемых слов, предполагают значение незнакомых слов. При оценке рассказа другого ре-бенка, дают обоснование.
Развитие коммуникативной сферы. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, нахо-дит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных от-ношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самооблада-ния, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Дети в группе общительные, доброжела-тельные. При самостоятельной организации сюжетно – ролевых игр могут самостоятельно рас-пределить роли и уладить конфликты.
Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с измене-нием мотивов поведения, соподчинения им. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. При необходимости выполнения деятельности, которую не очень хочется выполнять (например, дежурство), подчиняются требованиям взрослых.
Развитие продуктивной деятельности Занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, труда. формирование у ребёнка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков худо-жественной деятельности Умеют пользоваться средствами рисования, лепки и аппликации, вырезать сложные фигуры, аккуратно наклеивать, располагать рисунок на листе, проявляют творчество при самостоятельной продуктивной деятельности.
Развитие игровой деятельности. В сензитивные периоды развития дошкольник постигает разно-образие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В играх происхо-дит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. При самостоятельной организации сюжетно – ролевых игр могут самостоятельно распределить роли и уладить конфликты. Понимают и принимают прави-ла игры, следят за их выполнением. Знают много различных игр.