Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
База практики – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Оловяннинская средняя общеобразовательная школа №235.
Основные сведения:
Название организации
Дата создания 21.06.2000
Статус организации
Учредитель
2
Индекс 674500
Почтовый адрес
Междугородный код 30253
Телефон 436251 – ж/д
Количество учащихся 426
Адрес сайта
Электронная почта
Язык образования русский
Режим, график работы Пятидневная рабочая неделя. С 8-00 до 16-30
1 ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРАКТИКИ
1.1 Характеристика базы практики
Структура и органы управления: управление школой осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом. на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Организация управленческой деятельности в школе осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, демократизации процессов управления, сочетания управления и самоуправления, исходя из задач, поставленных перед администрацией и коллективом школы. Организационная структура управляющей системы школы состоит из четырех уровней управления.
Первый уровень:
- Директор, как главное административное лицо, возглавляет деятельность по управлению образовательным процессом: обеспечивает стратегическое управление, планирование, организацию, контроль и анализ деятельности по достижению положительных результатов, определенных образовательной программой; создает необходимые организационно-педагогические и материально-финансовые условия для выполнения образовательной программы.
- Педагогический совет школы – это высший педагогический коллегиальный орган управления, задача которого совершенствование качества образовательного процесса, его условий и результатов. Функции, задачи, компетенции педагогического совета обозначены в Положении о педагогическом совете.
1.2 Нормативно-правовая документация образовательного учреждения
Документы:
3
- Устав образовательной организации;
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности;
- Свидетельство о государственной аккредитации;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
- другие локальные акты;
- отчет о результатах самообследования;
- дополнительные сведения.
Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации деятельностного развития. Основной результат – развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности. Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основное средство в руках учителя – учебная ситуация и учебное задание.
2 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ, ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
2.1 Разработка программы мониторингового исследования: методика изучения уровней сформированности интереса к различным профессиям у обучающихся 4-х классов»
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось изучение уровня сформированности интереса о мире профессий у школьников 4 класса в процессе внеурочной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проведена на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 4.. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 25 обучающихся 4 «Б» класса.
Важной задачей в работе является определение критериев для определения уровня сформированности интереса о мире профессий у школьников 4 класса и диагностических средств. Исходя из целевых установок профессиональной направленности в начальной школе, выбраны следующие критерии:
1. Для измерения степени сформированности интереса к миру профессий применяем когнитивный критерий, включающий следующие показатели:
– наличие знаний о труде людей и мире профессий, понимание значения труда в жизни человека;
– наличие знаний и представлений о труде учащихся;
– понимание преобразующей роли творческой деятельности;
4
2. Для измерения степени сформированности ценностного отношения младших школьников к миру профессий применяем мотивационно-ценностный критерий, который характеризуется следующими показателями:
– наличие социально-ценностного отношение к труду людей;
– старательность;
– настойчивость в преодолении трудностей;
– стремление к совместной творческой деятельности.
3.Учитывая, что знания о мире профессий и отношение к труду проявляется в практической деятельности, нами введен деятельностный критерий, который характеризуется показателями:
- быстрота и легкость овладения практической деятельностью;
– оригинальность и успешность выполнения заданий;
- проявление трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.
Уровни сформированности интереса к различным профессиям у четвероклассников. В литературе недостаточно внимания уделяется критериально-оценочному аппарату сформированости интереса к миру профессий относительно младшего школьного возраста. Опираясь на теоретическое обоснование о том, что младший школьный возраст – пропедевтический (подготовительный) этап в профессиональном самоопределении, что основным содержанием профессиональной о направленности младших школьников является формирование интереса к миру профессий, развитие ценностного отношения к труду и становление опыта участия в трудовой деятельности, для измерения эффективности профориентационной работы определены критерии, показатели и средства измерения (Таблица 1).
Таблица 1
Структура, критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности интереса о мире профессий у школьников 4 класса
Компонент
структуры
Критерий
Показатели Средства
измерения
Интерес к профессиям
Когнитивный Знание о труде людей и мире профессий.
Понимание значение труда в жизни человека.
5
Знания о качествах, необходимых человеку в труде. Анкета «Профессия», метод индивидуальной беседы
Ценностные отношение к трудовой деятельности людей
Мотивационно-ценностный Стремление изучать мир профессий.
Желание иметь общественно-значимую профессию в будущем.
Стремление к социально-ценнностной деятельности. Методика «Кем быть», тест неоконченных предложений
Практические трудовые и учебные умения
Деятельностный Преодоление трудностей, возникших при выполнении трудовых поручений.
Участие в коллективной деятельности.
Дисциплинированность. Методика «Изучение представлений о труде взрослых». (Г.А. Урунтаева и Т.И. Гризик).
В соответствии с критериями и показателями уровнями сформированности представлений о профессиях и ценностного отношения к труду младших школьников разработаны уровни (высокий, средний, низкий) и дана их характеристика (Таблица 2).
2.2. Состояние проблемы формирования интереса к различным профессиям в современной педагогической практике
Начальная школа (1-4-е классы, 7-10 лет) – пропедевтический этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание положительного отношения к труду, ответственности, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях, в том числе с учетом потребностей регионального и местного рынков труда.
Профессиональная ориентация, также, как и обучение в целом, должна опираться на возрастные психологические особенности ребенка.
К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения.
Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственной техники».
Маленькому школьнику необходимо внимательно относиться и к тому, что ему интересно, и к тому, что особого интереса у него не вызывает. Именно по этой причине процесс формирования интереса к профессиям у младших школьников играет особую роль. Ребенок должен уметь осознанно проявлять внимание, когда это необходимо, и усваивать все, что видит и слышит.
6
Огромный потенциал, способности и возможности скрыты в каждом ребенке, в процессе воспитательной деятельности необходимо помогать детям выявить их, а также научиться пользоваться ими.
Полноценный и гармоничный процесс воспитания предполагает обязательное развитие внимания у детей. Процесс формирования интереса к профессиям во внеурочной деятельности имеет важное значение, поскольку оно формирует умение сосредотачиваться, получать нужную информацию и отсеивать лишнюю. Развитие внимания к той или иной профессии улучшает логическое мышление, ускоряет темп мозговой деятельности [2; 5].
Младший школьный возраст благоприятен для процесса формирования интереса к профессиям во внеурочной деятельности. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. В процессе воспитательной работы учитель привлекает внимание учеников к определенному материалу, пытаясь удержать его длительное время, переключает внимание детей с одного вида работы на другую. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них доминирует непроизвольное внимание, то есть они легко отвлекаются на какие-то более уязвимые стимулы (шум со стороны, события за окном и т.д.). Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом всего от 10 минут (1-2 класс) до 20 минут (в 4 классе).
За время младшего школьного возраста в процессе формирования интереса к профессиям во время внеурочной деятельности происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается ее устойчивость, развивается умение переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, которые непосредственно определяют успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, ученики, лучше учатся, имеют лучшие показатели развития внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал:
- формирование личности происходит на протяжении всей жизни.
Различными авторами толкование данного феномена обуславливается по-разному. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль, с точки зрения других на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Современное педагогическое образование предъявляет повышенное требование к самоопределению как личностным УУД у младших школьников, содержанием которого становится профессиональное, жизненное самоопределение.
ОТЧЁТ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
7
В процессе прохождения педагогической практики мною было проведено ... уроков. Кроме того, были также проведены внеклассные мероприятия.
В период прохождения практики я выполняла обязанности классного руководителя 4 класса: проводила запланированные классные часы, проверяла тетради по русскому языку и литературе, дневники и выставляла оценки.
Мои впечатления от учебного заведения, школьной администрации, учителей были положительными. На протяжении всего периода практики педагоги и методисты школы оказывали мне помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой. А также давали профессиональные советы, как лучше организовать и провести уроки, какие поручения можно доверять ребятам.
Для меня, как учителя, очень важной была помощь учителя, классного руководителя: она помогала составлять конспекты уроков, советовала какие упражнение использовать в определённых ситуациях, вносила необходимые замечания, познакомила с особенностями класса.
Первые впечатления от знакомства с классом также были позитивными: ребята показали себя весёлыми, активными, инициативными, ответственными, дисциплинированными.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академия, 2014. – 329 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. – 378 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – 2-е изд.,перераб. – М.: Смысл, 2001. – 416с.
5. Басырова Р.Р. Формирование первоначальных представлений о мире профессий у младших школьников // http://pedrazvitie.ru
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. – М.: Педагогика, 2009. – 224 с.
7. Виноградова Н.Ф. Изобразительное искусство 1-4 классы. Программа к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана- Граф, 2012. – 134 с.
8. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования : «Начальная школа XXI века». – М.:Вентана-Граф, 2017.- 64 с.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1-4 классы. Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – М.: Вентана- Граф, 2012. – 134 с.
10. Виноградова Н.Ф. Технология 3 класс. Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – М.: Вентана- Граф, 2012. – 134 с.
8
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 671с.
12. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М. Норма, 1985.- 167 с.
13. Галямова Э.М. Методика преподавания технологии: Учеб.для студентов учреждений высш. проф. образования. – М.: Норма-М, 2013. – 167 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
15. Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 479 с.
16. Дмитриев А. Е. Дидактика начальной школы: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 252 с.
17. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. – 230 с.
18. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 507 с.
19. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43
20. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 -4 классы : пособие для учителей общеобразоват.организаций- М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
21. Карпов А.В. Психология труда: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 364 с.
22. Кашекова И.Э, Кашеков А.Л. Изобразительное искусство 2 класс: учебник -М.:Академкнига, 2013. – 214 с.
23. Кларин Г.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989. – 134 с.
24. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 2001. – 158 с.
25. Ковалева Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение 2011. – 240 с.
26. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
27. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие для студентов пед. Вузов и колледжей.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007.- 296с
28. Конышева Н.М. Оценка учебных достижений учащихся по технологии как элемент оценки качества общего образования // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 54.
29. Кочетов А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. – М.: Академия, 2006. – 160 с.
9
30. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 291 с.
31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
32. Лутцева Е.А. Некоторые особенности уроков технологии (трудового обучения) в свете новых требований развивающего образования. – М.: АПКиППРО, 2004. – 10 с.
33. Лутцева Е.А. Технология. 3 класс. – М.: Просвещение, 2015. – 201 с.
34. Лутцева Е.А. Технология: ступеньки к мастерству: 1 класс: метод.пособие. – М.: Вентана Граф, 2004. – 80 с.
35. Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. – Санкт- Петербург: Питер Пресс, 2014. – 582 с.
36. Медвецкая Е.И. Диагностика «Что такое профессия»
37. Нечаев М. П. Методологические подходы к профориентации и их реализация в современной практике // Воспитание школьников. – 2017. – № 5. – С. 33-39 .
38. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. – М.: Либроком, 2013. – 208 с.
39. Обухова А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 583 с.
40. Обухова А.С., Айгумова З.И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 424 с.
41. Оловникова И. Н. Анализ учебно-методических комплектов по окружающему миру в аспекте профессионального просвещения младших школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 87-92.
42. Панина С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата. – 3¬е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 312 с.
43. Петровский А.В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Академия, 1998.- 345 с.
44. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 724 с.
45. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение , 2010. – 134 с.
46. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 207 с.
47. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 41 с. – С.4.
10
48. Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие: 3 кл. – М.: Академкнига, 2012. – 216 с.
49. Хохлова М.В. Технология: программа: 1- 4 классы / М.В. Хохлова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.
50. Циркулик Н.А. «Технология. Рабочие программы. 1-4 классы». – Самара: Учебная литература, 2012. – 64 с.
51. Циркулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Твори, выдумывай, пробуй! 3 класс. – Самара: Учебная литература, 2012. – 64 с.
52. Черкасова А. М. Профориентация младших школьников // Начальная школа. – 2016. – № 10. – С. 41-49
53. Чиркова Т. И. Методологические основы психологии: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. – 404 с.
54. Чистякова С.Н. Основы профориентации школьников. – М.: Академия, 2004. – 112 с.
55. Шипилова Н.В. «Технология. Рабочие программы. 1-4 классы». / Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
56. Шипилова Н.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителей общеобразов.организаций / Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
57. Щербаков А. И. Хрестоматия по психологии: Учеб пособие для студентов. М.: Просвещение, 1987. 447 с.