Фрагмент для ознакомления
2
Это физическая, эмоционально-волевая, психологическая, умственная и мотивационная готовность. Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах.
Первое. Физическая готовность к школе заключается в достижении ребенком физической зрелости, развитии выносливости и силы. Одним из показателей физической готовности служит начало смены временных зубов вашего малыша на постоянные. И логично, в частности, принять этот момент к сведению при решении вопроса, в каком возрасте отдавать ребенка в школу — в 6 или 7 лет. Будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым.
Второе. А эти навыки уже сфера эмоционально-волевой готовности к школе. Ребенок к 6-ти годам должен владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию.
Часто камнем преткновения в первые годы учебы в школе становится несамостоятельность детей в быту. Поэтому, воспитание самостоятельности дошкольника очень важный фактор его подготовки к школьному обучению. Это навыки одевания, раздевания, самостоятельной еды в 2-3 года, шнуровки ботинок, завязывания шапок, застегивание пуговиц на верхней одежде в 4-5 лет, культурно-гигиенические навыки на всем протяжении дошкольного детства.
Часто в семьях возникают проблемы с приучением ребенка к убиранию своих игрушек. Это, возможно, первая обязанность малыша примерно с 3-4-летнего возраста.
Третье. К эмоционально-волевой готовности к школе можно отнести и навыки общения ребенка с окружающими людьми. Взрослыми — знакомыми и незнакомыми. И со сверстниками.
Исследованию по формированию интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе.
Исследование проводилось в ДОУ № 1.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста подготовительной группы в количестве 10 человек.
Диагностика кратковременной памяти по методике Джекобсона. Данная методика взята из книги «Основы психодиагностики, под общей редакцией А.Г.Шмелева [35].
Методика Джекобсона направлена на выявление уровня кратковременной памяти. Она проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляется последовательно 5 рядов цифр, содержащих от 3 до 7 элементов. Цифры расположены в случайном порядке. Для этой методики необходимы два столбца с цифрами. Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении строки, задание по данной строке повторяется из другого столбца.
1. Методика Джекобсона (уровень кратковременной памяти)
Инструкция: необходимо прочитать по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, ребенок по команде, должен воспроизвести все элементы в том же порядке, как их читал экспериментатор.
Оценка результатов: 7 знаков оценивается в 10 баллов; 6 знаков - 9 баллов; 5 знаков -7 баллов; 4 знака - 4 балла; 3 знака - 1 балл.
Уровни развития кратковременной памяти.
Высокий уровень: запоминание 6-7 знаков.
Средний уровень: запоминание 5 знаков.
Низкий уровень: запоминание 4-3 знаков.
Результаты по данной методике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели развития кратковременной памяти по методике «Диагностика кратковременной памяти» Джекобсона у испытуемых, (п =10)
Кол-во детей Уровни развития кратковременной памяти
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
10 детей 16% (2чел) 80% (7чел) 4% (1чел)
Полученные результаты свидетельствую о том, что у большей части детей 80% сформирован средний уровень кратковременной памяти (Андрей В, Юра Б. и др.). Высокий уровень кратковременной памяти продемонстрировала Юля З.
Низкий уровень развития кратковременной памяти выявлен у 16% детей (Денис К, Маша Я).
Анализ плана работы педагога-психолога
Цели психологического сопровождения образовательного процесса ДОУ:
Своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования коррекционно-развивающих средств.
Поддержание благоприятного микроклимата в ДОУ, для обеспечения психоэмоционального комфорта всех участников педагогического процесса.
Сотрудничество с семьями воспитанников, при использовании разнообразных инновационных форм работы с целью создания единого пространства для гармоничного и всестороннего развития ребенка.
Годовые задачи МКДОО и их реализация в системе психологического сопровождения:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями профессионального стандарта
Тренинг «Как воспитывать детей, чтобы они были счастливыми? »
Игровой семинар «Этика профессионального поведения в ДОО»
Диагностика самооценки педагогической позиции
Тест «Определение эффективности работы педагога-стажиста»
2. Систематизация знаний педагогов по организации образовательной работы с детьми в образовательной области художественно-эстетическое развитие в части продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, конструирование)
Консультация с практической частью «Эмоциональное и художественно-эстетическое развитие детей средствами изотерапии»
Консультация «Развитие мелкой моторики, как основы продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»
№
п/п Вид деятельности Содержание Форма проведения С кем проводится/ответственные Сроки выполнения
1 Диагностическая деятельность Оценка уровня адаптации детей к условиям ДОО Индивидуальное наблюдение Вновь поступившие дети/
Педагог-психолог, воспитатели младших групп Сентябрь
Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста Индивидуально Дети 1-3х лет/
Педагог-психолог, воспитатели младших групп Ежемесячно по графику эпикризных сроков
Определение уровня тревожности Индивидуально Дети 5-7 лет/
Педагог-психолог, воспитатели старших, подготовительных групп
Октябрь, март
Диагностика развития познавательных процессов Индивидуально Ноябрь, апрель
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе Индивидуально, подгруппы Дети 6-7 лет/
Педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп Сентябрь, май
Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе Индивидуально Декабрь, май
Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Индивидуально Дети группы с ЗПР Сентябрь, май
Диагностика зрительно-моторной координации детей дошкольного возраста Подгрупповая Дети подготовительных групп Январь
Диагностика самооценки педагогической позиции
Тест «Определение эффективности работы педагога-стажиста» Групповое Педагоги Ноябрь
2 Коррекционная деятельность Коррекционная работа с детьми, имеющими низкие диагностические показатели уровня нервно-психического развития