Фрагмент для ознакомления
2
1. Проблемы рациональной подготовки спортсменов в разных видах спорта, их обусловленность процессом адаптации различных функциональных систем организма юных спортсменов
Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные соревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.
Проблематика подготовки спортсменов включает ряд вопросов- проблемы менеджмента в спортивной сфере и организации тренировок, проблемы психологической подготовки, проблемы правильного питания, проблемы мотивации, проблемы нехватки научных материалов по данному виду спорта и т.д. Готовность к соревнованию формируется в процессе непосредственной подготовки к конкретному соревнованию. Цель предсоревновательной подготовки состоит в обеспечении соответствующих условий для успешной реализации наличных потенциальных возможностей спортсменов в конкретном соревновании.
Для этого у спортсмена в процессе предсоревновательной подготовки формируется соревновательная установка как готовность к определенной реализации (актуализации) самого себя, своих возможностей в данном соревновании. Формирование готовности к деятельности должно быть направлено на решение следующих частных задач: ориентацию на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена (например, стремление к значимой победе и признанию общества); формирование психических "внутренних опор" (уверенность в способности добиться успеха, надежда на высокий уровень собственного мастерства, даже на благоприятное стечение обстоятельств - везение); преодоление психических барьеров, различных фобий, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретными обстоятельствами, с конкретными соперниками; психологическое моделирование условий предстоящей борьбы; создание программы управления процессами релаксации и мобилизации.
Соревновательная установка спортсмена выражает целенаправленность его личности к определенному своему участию в данном соревновании и формируется в сфере его самосознания на основе процесса самооценки себя, своих возможностей и их соотнесения с конкретными условиями предстоящего соревновательного действия.
Некоторые проблемы рациональной подготовки спортсменов в разных видах спорта и их обусловленность процессом адаптации функциональных систем организма юных спортсменов:
Неэффективные кислородные режимы организма. У юных спортсменов они ещё не столь эффективны, как у взрослых. Детский организм при мышечной работе не до конца использует свои аэробные возможности.
Значительная физическая и психоэмоциональная нагрузка во время игры приводит к возникновению травматизма и жизнеугрожающих состояний. Для предупреждения травм важно контролировать спортивную подготовку и функциональное состояние спортсменов.
При оценке состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей, выборе средств и методов подготовки, определении объёма и интенсивности работы необходимо учитывать биологический возраст спортсмена.
Форсированная подготовка юных спортсменов. Она приводит к быстрой адаптации к мощным тренирующим стимулам и исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. В результате спортсмен утрачивает перспективы для дальнейшего спортивного совершенствования и покидает спорт.
2. Взаимосвязь мышечной деятельности и реакции адаптации при реализации тренировочных воздействий.
Понятие адаптация тесно связано с понятием стресс, который рассматривают как состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии исключительно сильного раздражителя. Термин стресс был впервые введен канадским ученым Г. Селье в 1936 г. Им было показано, что при воздействии на организм стрессового раздражителя возможны реакции двух видов:
-если возбудитель слишком силен или действует долго, наступает заключительная фаза стресс-синдрома - истощение;
-если раздражитель не превышает приспособительных резервов организма, активизируются процессы специфической адаптации.
В спортивной тренировке и соревновательной деятельности развитие реакции первого вида отмечается при планировании чрезмерных тренировочных нагрузок, не соответствующих возможностям спортсмена, выступлении в напряженных соревнованиях, отличающихся большой продолжительностью и исключительно острой конкуренцией.
Долговременная адаптация возникает постепенно в результате длительного или многократного действия на организм определенных раздражителей. По сути, долговременная адаптация развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постепенного количественного накопления определенных изменений организм приобретает новое качество - из неадаптированного превращается в адаптированный.
Взаимосвязь мышечной деятельности и реакции адаптации при реализации тренировочных воздействий заключается в том, что выполнение тренировочной нагрузки связано с вовлечением и реализацией всех ресурсов жизнедеятельности организма. Каждый моторный акт сопровождается включением соответствующих физиологических механизмов и биохимических процессов, происходящих в мышцах, что обусловливает выход на новый уровень функционирования.
Рассматривая взаимодействие срочной и долговременной адаптации, следует указать на то, что переход от срочного, во многом несовершенного этапа адаптации к долговременному - узловой момент адаптационного процесса, так как является свидетельством эффективного приспособления к соответствующим факторам внешней среды. Для перехода срочной адаптации в гарантированную долговременную внутри возникшей функциональной системы должен произойти важный процесс, связанный с комплексом структурных и функциональных изменений в организме, обеспечивающий развитие системы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Функциональная система, сформированная у спортсменов в результате долговременной адаптации, представляет собой относительно новое образование (взаимоотношение нервных центров, гормональных, вегетативных и исполнительных органов и др.), необходимое для решения задач приспособления организма к физическим нагрузкам на значительно более высоком уровне функционирования.
В основе формирования морфофункциональной адаптации организма спортсмена к специфическим тренировочным воздействиям лежат два взаимосвязанных процесса:
Развитие в требуемом направлении функциональных возможностей нервно-мышечной системы и систем вегетативного обеспечения мышечной деятельности на базе структурных и биохимических изменений.
Формирование и совершенствование взаимодействия между всеми физиологическими системами, обеспечивающими высокий уровень специальной работоспособности организма спортсмена, посредством совершенствования координационной деятельности ЦНС.
Характер приспособительных перестроек, происходящих в организме спортсмена в процессе систематической спортивной тренировки, определяется интенсивностью и продолжительностью выполняемых физических нагрузок, особенностями энергетического и структурного обеспечения мышечной деятельности.
3. Воспитание двигательных качеств юных спортсменов, обусловленное развитием опорно-двигательного аппарата и мышечной системы человека, в частности, на этапах спортивной подготовки
Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Весь процесс многолетних занятий избранным видам спорта включает практически необозримое множество переменных. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути.
Воспитание двигательных качеств юных спортсменов, обусловленное развитием опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, происходит на разных этапах спортивной подготовки.
На этапе начальной подготовки основная цель — утверждение в выборе спортивной специализации и овладение основами техники. Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков, постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта, повышение уровня физической подготовки. Для этого используют подвижные игры и игровые упражнения, общеразвивающие упражнения, элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.), всевозможные прыжки и прыжковые упражнения, метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мечей и др.), скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов), гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки.
На тренировочном этапе основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков, улучшение скоростно-силовой подготовки спортсменов с учётом формирования основных навыков, присущих избранному виду спорта, воспитание быстроты движений в упражнениях, не требующих проявления большой силы, обучение и совершенствование техники, постепенное подведение спортсмена к более высокому уровню тренировочных нагрузок.
На этапе углублённой спортивной подготовки физическая подготовка становится более целенаправленной. Перед специалистами встаёт задача правильного подбора соответствующих тренировочных средств с учётом избранного вида спорта. 5 На этом этапе наступает период наиболее выраженного прироста силы, развития нервно-мышечного аппарата и выносливости. Для воспитания скоростных качеств используют скоростные и скоростно-силовые упражнения, специальные беговые и прыжковые упражнения, упражнения с набивными мячами и мешками, наполненными песком, упражнения со штангой, гирей, гантелями, спринтерский бег во всех разновидностях и др..
Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать функциональным способностям растущего организма. Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо юным спортсменам овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях.
4. Тренировочные воздействия разной направленности и формирование срочной адаптации в них
Тренировочные воздействия разной направленности могут быть избирательного (преимущественного) и комплексного характера.
Нагрузки избирательного характера связаны с преимущественным воздействием обычно на одну функциональную систему, обеспечивающую уровень проявления того или иного качества или способностей. Например, скоростных или силовых.
Нагрузки комплексного характера воздействуют на две или несколько функциональных систем. Они оказывают более широкое, но менее глубокое воздействие на организм
Выделяют два типа адаптации — срочную (не стабильную) и долговременную (относительно стабильную). Примером срочной адаптации может служить реакция организма нетренированного и тренированного человека на выполнение однократной физической нагрузки. Сразу после начала работы наблюдаются резкие сдвиги в деятельности функциональных систем и механизмов, достигающие к концу работы высоких величин. У нетренированного человека эти сдвиги ниже, чем у квалифицированного бегуна при выполнении аналогичной работы, однако также могут достигать существенных величин.
Примером срочной адаптации может служить также перераспределение кровотока при физических нагрузках
Понятие адаптации тесно связано с представлением о функциональных резервах. Для количественного выражения их определяют разность между максимально возможным уровнем активности отдельных органов и систем и уровнем, характерным для состояния относительного покоя.
Срочные адаптационные реакции обусловлены величиной раздражителя, степенью тренированности спортсмена, способностью его функциональных систем к эффективному восстановлению и в целом достаточно преходящи. Например, после кратковременных упражнений функциональные показатели могут нормализоваться за несколько десятков секунд, а после бега на марафонскую дистанцию —за 9—12 дней. Срочная адаптация на непривычные раздражители, как правило, является неспецифической и предполагает экстренную реакцию различных органов и функциональных механизмов с целью компенсации влияния факторов окружающей среды. Систематическое повторение таких раздражений вызывает формирование связей, которые обусловливают адекватную и специфическую срочную адаптацию, обеспечивающую компенсацию влияния наиболее целесообразным и эффективным путем.
Следует учесть, что формирование срочной адаптации применительно к определенным двигательным действиям, выраженное в целесообразных по величине и характеру взаимодействия сдвигах различных показателей функциональных систем, вовсе не означает, что она устойчива. Действительно, первоначальный эффект любой напряженной нагрузки состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации деятельности скелетных мышц, органов кровообращения, дыхания и т. д., которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за эффективное выполнение конкретной мышечной работы. Однако возможности этой системы находятся в строгом соответствии с ее функциональным ресурсом в данный момент, ограничивающим интенсивность и продолжительность выполняемой работы. Увеличение этого ресурса требует ого проявления максимальных или близких к ним возможностей функциональной системы, в результате чего формируется долговременная адаптация.
Срочная адаптация к тренировочным воздействиям разной направленности имеет свои особенности.
Тренировки силового характера приводят к наибольшему увеличению мышечной массы за счёт усиленного синтеза сократительных белков. При занятиях на выносливость возрастают аэробные возможности организма.
Особенности срочных адаптационных реакций зависят и от степени освоения применяемых упражнений. Адаптация к стандартным нагрузкам, связанным с решением известных двигательных задач, сопровождается меньшими сдвигами в деятельности обеспечивающей системы по сравнению с той деятельностью, где двигательная задача носит вероятностный характер.
Для достижения необходимого тренировочного эффекта важным является также выбор оптимальной продолжительности тренировочных нагрузок и частоты их применения. Например, для формирования периферической адаптации, обеспечивающей повышение уровня аэробной выносливости у тренированных лиц, наиболее эффективными являются нагрузки предельной продолжительности шесть раз в неделю.
Срочная адаптация происходит только во время выполнения упражнений. В мышцах увеличивается интенсивность энергетического обмена, также значительно увеличивается вентиляция лёгких, возрастает скорость кровообращения.
Механизм долговременной адаптации сводится к тому, что при повышенных нагрузках необходимая для выполнения работы гиперфункция органа осуществляется, когда он еще не гипертрофирован, и увеличение функциональной нагрузки на единицу массы его клеточных структур вызывает активацию синтеза нуклеиновых кислот и белков.
5. Явления деадаптации, реадаптации и переадаптации у спортсменов в различных условиях процесса подготовки спортивного резерва
В начале целенаправленной тренировки процесс адаптации протекает интенсивно. В дальнейшем, по мере повышения уровня развития двигательных качеств и возможностей различных органов и систем, темпы формирования долговременных адаптационных реакций существенно замедляются. Эта закономерность проявляется как на отдельных этапах подготовки в пределах тренировочного макроцикла, так и в течение многолетней подготовки. Так, при применении стандартных тренировочных программ наивысшие темпы прироста силовых качеств и гибкости наблюдаются в течение первых недель тренировки, затем они замедляются и, наконец, прекращаются вовсе; повышение максимального потребления кислорода и максимальной вентиляции легких наблюдается лишь в течение первых мезоциклов тренировочного макроцикла, в дальнейшем уровень аэробных способностей стабилизируется.
Рационально построенная тренировка приводит к резкому возрастанию функциональных возможностей органов и систем организма за счет совершенствования всего комплекса механизмов, ответственных за адаптацию. Применение чрезмерных нагрузок, превышающих индивидуальные адаптационные возможности человека, требующих чрезмерной мобилизации структурных и функциональных ресурсов органов и систем организма, в результате приводит к переадаптации, проявляющейся в истощении и изнашивании функциональных систем, несущих основную нагрузку.
В основе истощения и изнашивания функциональных систем, несущих основную нагрузку в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, - нарушение баланса между тренировочными и соревновательными нагрузками, с одной стороны, и восстановлением и эффективным протеканием адаптационных реакций - с другой. Состояние переадаптации формируется под влиянием избыточного и нерационального планирования нагрузок, усугубленного недостатками в питании, пренебрежением к эффективному восстановительному периоду, использованию средств стимуляции восстановительных и адаптационных реакций.