Фрагмент для ознакомления
2
Психология - (psyche - душа, и logos-наука) - одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, так и практическое применение получаемых знаний.
Назовите этапы развития психологии как самостоятельной науки
Развитие истории психологии — многоступенчатый процесс, направленный на получение и развитие представлений о новейших методах и идеях в области психологических исследований. Основными этапами развития истории психологии являются:
1 этап (донаучный этап - VII-VI вв. до н. э.) - Для этого этапа характерно изучение психологии как науки о душе. В ее основе лежат многочисленные легенды, мифы, сказки и ранние религиозные верования, которые, несомненно, связывают душу с определенным живым существом. В то время существование души у всех живых существ помогало объяснить все происходившие непонятные явления.
2 этап (Научный период - VII-VI вв. до н. э.) - Для этого этапа характерно изучение психологии как науки о сознании. Эта потребность возникает в процессе развития естествознания. Этот этап получил название философского периода, поскольку он рассматривался и изучался на философском уровне. На этом этапе сознанием называли способность чувствовать, думать и желать. Основным методом изучения истории развития психологии было самонаблюдение и описание полученных человеком фактов.
3 этап (экспериментальный этап - XX век) - Для этого этапа характерно изучение психологии как поведенческой науки. Основная задача психологии на данном этапе — постановка экспериментов и наблюдение за всем, что можно изучить непосредственно. Это может быть поведение, реакция или действие человека. Поэтому на данном этапе мы можем рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки и становление и развитие экспериментальной психологии.
4 этап - Этот этап характеризует становление психологии как науки, изучающей объективные законы психики, ее проявления и механизмы.
Дайте характеристику структуре психики человека
Человеческий разум сложен и разнообразен. С древних времен философы пытались проникнуть в его глубины. Люди постепенно перешли от простого к сложному. Раньше психологи считали, что у людей есть только сознание и что все поведение определяется сознанием. Сознание определяет желания, мотивы поведения человека и т. д. Так считали представители классической психологии. Но время не стояло на месте, и требовались новые открытия и новые ответы на старые вопросы.
Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему люди видят сны, допускают оговорки, опечатки и как люди автоматизируют свои движения. Всемогущее сознание не могло ответить на эти и многие другие вопросы. И тогда бессознательное возникло как своего рода копилка для всех тайных и подавленных желаний и мыслей человека. Сознание не может получить доступ к бессознательному; они сосуществуют отдельно, как если бы они были соседями. Если граница между ментальной (виртуальной) реальностью и объективной реальностью размыта, то целостность и адекватность разума будут нарушены.
Сознательные люди часто совершенно не осознают желаний и мыслей, хранящихся в бессознательном. Бессознательное подавляет сознание лишь в определенных случаях. Например, когда человек спит, находится в стрессовой ситуации, в состоянии бреда или гипноза и т. д. Бессознательное можно проанализировать только психологическим методом психоанализа. Основателем этого метода является великий венский психиатр З. Фрейд (1856-1939). Он первым в науке осознал и развил идею о том, что сознание — не единственное звено в психике человека, определяющее поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу о том, что, помимо сознания, существуют бессознательное и предсознание, которые оказывают большое влияние на жизнь и поведение человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Екимова, К. А. Теория деятельности А.Н. Леонтьева / К. А. Екимова // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : Материалы V международной научной конференции, Санкт-Петербург, 09 декабря 2022 года. Том 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2022. – С. 720-724.
Клементьева, М. В. Общая психология. Введение в общую психологию : Учебник для вузов / М. В. Клементьева. – Москва : Прометей, 2024. – 176 с.
Клементьева, М. В. Общая психология. Введение в общую психологию : Учебник для вузов / М. В. Клементьева. – Москва : Прометей, 2024. – 176 с.
Общая психология. Введение в общую психологию : Учебное пособие / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 178 с.
Общая психология. Введение в общую психологию : Учебное пособие / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 178 с.