Фрагмент для ознакомления
2
Дайте определение жанру «опера». Когда и где (в какой стране) возник этот жанр?
Опера – это жанр музыкально-драматического искусства, история, сыгранная на сцене с помощью музыки. Само слово «опера» переводится с латыни как «действие, труд». Главные герои оперного действа не говорят, а поют.
Оперный жанр зародился в Италии, на территории Флоренции, в конце XVI столетия. В 1580 году в городе по инициативе графа Джованни Барди (1534-1612) образовалась свободная от городских и церковных властей академия – знаменитая Флорентийская камерата, которая объединяла видных ученых, философов, музыкантов, поэтов, любителей искусства.
Почему опера получила широкое распространение в России?
Каким содержанием обладали русские оперы 18 века? Кто был их героями?
Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.
В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.
Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.
На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.
Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.
Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.
Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.
Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку, содействовала развитию других жанров.
В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.
Кто из композиторов 18 века обращался к данному жанру?
Первой русской оперой считается Мельник – колдун, обманщик и сват Михаила Матвеевича Соколовского на текст А.О. Аблесимова (1779) – бытовая комедия с музыкальными номерами песенного характера, положившая начало ряду популярных произведений данного жанра – ранней комической оперы. Среди них выделяются оперы Василия Алексеевича Пашкевича (ок. 1742–1797) (Скупой, 1782; Санкт петербургский гостиный двор, 1792; Несчастье от кареты, 1779) и Евстигнея Ипатовича Фомина (1761–1800) (Ямщики на подставе, 1787; Американцы, 1788). В жанре оперы-серия написаны два произведения крупнейшего композитора этого периода Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825) на французские либретто – Сокол (1786) и Сын-соперник, или Современная Стратоника (1787); интересные опыты имеются в жанрах мелодрамы и музыки к драматическому спектаклю.
4) Какое место занимала музыка в художественной культуре Древней Руси?
Музыка древней Руси не отличалась разнообразием, однако на тот момент уже существовало немало различных инструментов. Среди наиболее распространенных и вошедших в историю, как знаковый и исконный русский инструмент, были гусли. Гусляры играли для увеселения и могли под музыку рассказывать разные былины. Обрядовыми и авторами обычно были волхвы, а вот народную музыку представляли скоморохи. Как первые персональные исполнители на Руси, скоморохи часто использовали разные инструменты и кроме гуслей играли на дудках, свирелях и трубах.
Искусство колокольного звона, как уникальный и присущий только древней Руси вид музыки и искусства в целом, активно развивалось после захвата татаро-монголами. Три вида звона, существующие до сих пор, зародились именно тогда. Это равномерные удары в колокол именуемы благовест, перезвон, основанный на переборе, и непосредственно сам звон, ставший настоящей, уникальной игрой на колоколах.
Церковная музыка, появившаяся после обращения населения к христианству, развивалась постепенно и была основана на пении. Как наиболее совершенный музыкальный инструмент, человеческий голос считался самым важным, а потому песнопение стало применятся во время всех богослужений. Принято считать, что первыми учителями в этом направлении стали болгарские и греческие певчие. Произведения большей части церковного певческого искусства оставались анонимными, поэтому история сохранила только немногочисленные имена выдающихся мастеров. Доподлинно известно, что песнопения записывались, причем при помощи нотного письма. В руководствах-азбуках были списки основных знамен (символов), но способы их исполнения не отображались. Учитывая, что устная традиция была утрачена в процессе развития других музыкальных направлений, восстановить храмовые песнопения тех лет не удается. Известно, однако, что типичные песнопения были строгими, одноголосыми и всегда сдержанными. Для придания особого звучания, использовали простые мелодии и частое повторение определенных звуков. Наряду с описанными знаменными параллельно существовали кондакарные песнопения, усложненные хвалебные молитвы.
Былины, колокольный звон, лирические песни, игра на гуслях и сопелке, а также военная барабанная дробь, расширили и обогатили музыкальные направления, существовавшие до этого времени. Кстати, принято считать, что церковная славянская музыка стала прообразом современной, профессиональной академической и стала важным этапом в развитии искусства в мировом масштабе.
Учитывая количество известных и распространенных в те времена музыкальных инструментов, а также задействование музыкантов на всевозможных мероприятиях, можно сделать вывод о том, что музыка всегда сопровождала человека. Собственно, и как неотъемлемая часть культурного наследия мировой истории, музыка древней Руси очень важна.
По каким основным направлениям развивалась музыкальная культура Средневековой Руси?
Музыкальная культура развивалась в трёх взаимосвязанных между собой ареалах:
Ареал народного быта. Фольклорные традиции опирались на языческую песенность. После крещения Руси – переплетаются с христианскими обрядами. Также данный ареал включает искусство скоморохов.
Светская бытовая традиция, связанная с жизнью княжеского терема. Пиршества киевских князей обязательно сопровождались песнями, плясками и игрой на музыкальных инструментах. О музицировании можно судить на основании фресок Софийского собора, описаниях из «Жития». При дворе постоянно жили иностранные гости, каждый из которых вносил свою лепту.
Церковный быт. С появлением христианства появляется и новая система художественных координат – строительство храма, его роспись, слово и пение в храме и вовлечение в этот процесс народа. Неотъемлемыми элементами бытия прихожанина были живопись, архитектура и музыка. Основные обряды происходили в Софийском соборе. Постепенно появляется знаменный распев. По праздникам исполнялись гимнические песнопения. Музыкальная основа – «осьмогласие».
Перечислите основные этапы развития музыкальной культуры Средневековья.
В условиях раннего Средневековья вся музыкальная культура сводит¬ся к двум основным «слагаемым». На одном ее полюсе – узаконенная цер¬ковью профессиональная богослужебная музыка, в принципе единая для всех народов, принявших христианство (единство языка – латынь, един¬ство пения – григорианский хорал). На другой стороне – гонимая церковью на¬родная музыка на различных местных языках, связанная с народным бы¬том, с деятельностью бродячих музыкантов.
Несмотря на абсолютное неравенство сил (в смысле поддержки со стороны государства, материальных условий и прочее), народная музыка интенсивно развивалась и даже частично проникала в церковь в виде различных вставок в канонизированное григорианское пение. Среди них, например, тропы и секвенции, создаваемые одаренными музыкантами.
Величайшим достижением музыкальной культуры Средневековья явилось рождение профессиональной европейской полифонии. Ее начало относится к IX веку, когда унисонное исполнение григорианского хорала стало иногда заменяться двухголосным. Наиболее ранним видом двухголосия был параллельный органум, в котором григорианский напев дублировался в октаву, кварту или квинту. Затем появился и непарал-лельный органум с косвенным (когда двигался только один голос) и про-тивоположным движением. Постепенно голос, сопровождающий григорианс¬кий хорал, становился все более самостоятельным. Подобный стиль двухголосия получил название дискантового (в переводе – «пе¬ние врозь»).
Назовите и охарактеризуйте главные качества древнерусского певческого искусства.
Древнерусское певческое искусство традиционно рассматривается в системе гимнографических жанров, перешедших к нам из Византии при принятии христианства. Но под воздействием византийской жанровой системы на Руси сложился новый тип певческой культуры.
Наиболее полно вновь созданные произведения представлены в корпусе песнопений, посвященных событиям отечественной истории. Они складывались в характерной для средневековья традиции культа святых и местных празднований господских и богородичных икон. По стереотипу византийской службы в день празднования того или иного святого использовались песнопения разных жанров. Наиболее многочисленную группу песнопений составляли стихиры. По месту в службе, по структуре текста и распева стихиры подразделялись на несколько разновидностей и записывались в специальной певческой книге, дошедшей до нас в сотнях списков XI – первой половины XVII века, имеющей название «Стихирарь месячный», а во второй половине XVII века трансформируется в книгу «Трезвоны», бытование которой простирается у старообрядцев до наших дней. Преобладающая часть этих певческих книг дошла до нас в записи крюковой – знаменной, путевой, демественной – нотацией, небольшая часть – в нотолинейной записи конца XVII – первой половины XVIII века.
Стихиры составляют только один жанр древнерусского певческого искусства, но встречается большое разнообразие форм – от простейших кратких песнопений, исполнявшихся на подобен, до развитых и сложных композиций.
В терминологии стихираря песнопения подразделяются на жанровые разновидности по месту в службе дня и по структурно-интонационным соотношениям с исходным каноническим стереотипом.
Вторую жанровую подсистему составляют славники. Это – наиболее масштабные стихиры, протяженные и выразительные по напеву, мелизматического и силлабо-мелизматического стиля. Для них характерны образы славления, торжества, праздничности.
Следующий предмет исследования – жанр Блаженн. Песнопения, входящие в нотированные Октоих, Триодь и Обиход и определяемые в нем термином «Блаженны», связаны с сюжетом о «благородном разбойнике», изложенном в апокрическом «Исправлении о двою разбойнику».
В русской музыке есть удивительные творения, в которых раскрыт внутренний мир человека. Эти произведения связаны с воплощением горестных переживаний, плача, слез.
Образы плачей – в литературе, изобразительном искусстве, музыке – пронизывают русскую духовную культуру особой интонацией сострадания, сочувствия. Наименее известны плачи в древнерусской профессиональной музыке. Выделив в древнерусском певческом искусстве песнопения, литературный текст которых представляет собой плач, обнаруживается, что эти песнопения имеют различную предназначенность, относятся к разным видам служебных песнопений (стихиры, тропари, крестобогородичны) или выходят за рамки богослужения (покаянные и духовные стихи). Эту группу песнопений можно обозначить термином «песнопения-плачи».
В церковной музыке Древней Руси существовало большое количество песнопений о Плаче Богородицы. Значение Плача Богородицы в древнерусском певческом искусстве определяются тем, что песнопения на данный сюжет входили в состав богослужений почти каждого дня в течение всего церковного года. Особое значение песнопения о Плаче Богородицы приобретают во время великого поста, когда вспоминаются крестные муки Христа (и оплакивание его Богородицей).
Что такое художественный канон православного культа и как он проявлялся в различных видах художественного творчества (музыке, живописи, литературе)?
Канон - форма многоголосной музыки, основанной на строгой имитации -проведении во всех голосах одной и той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем.
Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.
Взаимодействие религиозного христианского канона и искусства происходило в процессе длительного и сложного развития средневековой европейской культуры. В процессе этого взаимодействия художественное мышление, преодолевая ограниченные возможности канона, двигалось по пути формирования и развития стилевых принципов построения художественного образа.
В христианстве формирование канона пошло двумя путями: 1) от византийского христианства к православию и 2) от раннего христианства Западной Европы к католицизму.
Что такое система осмогласия и в чём заключается её смысл?
Осмогласие – это восемь церковных гласов, лежащие в основе богослужебной певческой системы. Как система богослужебного пения оно складывалось на протяжении первых веков христианства. Наиболее ранние упоминания о принципе осмогласия относятся к 4 в. В конце 7 в. осмогласное пение активно практиковалось на Востоке, но не являлось еще обязательным для всех Церквей.
Значительная роль в утверждении принципа осмогласия принадлежит прп. Иоанну Дамаскину. Именно он превратил осмогласие в стройную и совершенную систему, последовательно изложив ее в книге Октоих. Однако не следует считать создание Октоиха плодом личного, индивидуального творчества. Ведь в него вошли не только тексты и напевы к ним, принадлежавшие прп. Иоанну Дамаскину, но и все существующие к тому времени богослужебные песнопения, которые были сведены трудами преподобного в единую систему и послужили образцами для позднейших песнотворцев.