Фрагмент для ознакомления
2
овременного образования - в том, что большинство из них реализуются без учета возможных рисков, что может иметь негативные последствия. В связи с этим особое внимание необходимо уделить вопросу управления рисками.
Система управления образовательным проектом включает в себя такие структурно-деятельностные элементы системы управления образовательным проектом, как принципы управления рисками образовательного проекта; сбор информации о состоянии проекта; сопоставление его реального состояния с требуемым; выработка управленческих воздействий; принятие решения о реализации проекта с учетом анализа его рисков.
В качестве базового компонента разработанная структурно-функциональная модель управления рисками образовательного проекта включает подсистему управления рисками, состоящую из следующих блоков: координация управления; алгоритм идентификации и анализа рисков; банк методической информации (архив проектов, закономерности образовательных проектов, каталог рисков, методы идентификации рисков, методы анализа рисков, методы управления рисками, каталог их факторов и
прогнозная информация), оценка приемлемости рисков, выбор методов и вариантов их минимизации. В рамках подсистемы управления рисками образовательного проекта разработан алгоритм их идентификации и анализа, включающий в себя следующие компоненты: анализ оснований для выявления рисков; сбор и анализ фактического материала о проекте; выявление и анализ внешних и внутренних факторов рисков; классифицирование проекта (его идентификация) и определение его типовых рисков; выявление и анализ нетиповых рисков; оценка выявленных рисков образовательного проекта.
6. Управление человеческими ресурсами в образовательном проекте
Управление человеческими ресурсами проекта - это процесс обеспечения эффективного использования человеческих ресурсов проекта, к которым относятся все участники проекта.
Для успешного достижения целей проекта критически важным является следующее:
• идентифицировать состав участников проекта;
• определить роли участников проекта и порядок их взаимодействия;
• сформировать команду проекта и команду управления проектом;
• построить необходимую и достаточную для управления проектом организационную структуру.
Роль в проекте (проектная роль) - определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между членами команды проекта. Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации (компании).
Команда проекта - временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение. Команда проекта состоит из команды управления, участников проекта, выполняющих работы в рамках проекта, исполнителей проекта.
Команда управления проектом (КУП) - члены команды проекта, уполномоченные принимать управленческие решения по управлению проектом.
По мере выполнения проекта профессиональный и численный состав команды проекта может часто меняться.
Привлечение членов команды к участию на ранних стадиях проекта позволяет использовать имеющийся у них опыт при планировании проекта и укрепляет нацеленность команды на достижение результатов проекта.
Разработка плана управления человеческими ресурсами - процесс определения и документирования ролей, ответственности, требуемых навыков и подотчетности, а также создания плана управления обеспечением проекта персоналом.
Набор команды проекта - процесс подтверждения доступности человеческих ресурсов и набора команды, необходимой для выполнения задач по проекту.
Развитие команды проекта - процесс повышения квалификации членов команды проекта, улучшение взаимодействия между ними и общих условий работы команды с целью повышения эффективности выполнения проекта.
Управление командой проекта - процесс контроля эффективности деятельности членов команды, обеспечения обратной связи, решения проблем и управления изменениями, направленный на оптимизацию выполнения проекта.
Команда управления проектом - это часть команды проекта, которая отвечает за выполнение действий по управлению и руководству проектом, таких как инициация, планирование, исполнение, мониторинг, контроль и завершение различных фаз проекта.
Эта группа также может называться «ядром», «административной группой» или «лидерской группой». В небольших проектах обязанности по управлению проектом могут быть распределены между всеми членами команды или поручены непосредственно менеджеру проекта.
Спонсор проекта работает в контакте с командой управления проектом и обычно принимает участие в решении таких вопросов, как финансирование проекта, уточнение содержания проекта, мониторинг текущего состояния и оказание влияния на других лиц в интересах проекта.
Управление и руководство командой проекта также включает в себя, среди прочего:
• Влияние на команду проекта. Осведомленность о тех факторах человеческих ресурсов, которые могут воздействовать на проект, и, по возможности, оказание влияния на них. К факторам человеческих ресурсов относятся: окружающая среда команды, географическое местоположение членов команды, коммуникации между заинтересованными сторонами проекта, внутренние и внешние правила, культурные различия, особенности организации и прочие подобные человеческие факторы, которые могут изменить выполнение проекта.
• Профессиональное и этическое поведение. Команда управления проектом должна быть осведомлена о нормах этичного поведения, следовать им и обеспечивать соблюдение этих норм всеми членами команды.
В качестве примеров взаимосвязи, подлежащей дополнительному планированию, можно привести следующие ситуации:
После того, как первоначальная команда проекта создала иерархическую структуру работ, может возникнуть необходимость расширения команды.
После расширения состава команды проекта уровень подготовки членов команды может увеличить или уменьшить риски проекта, что вызывает необходимость в дополнительных обновлениях планов по рискам.
7. Управление коммуникациями в образовательном проекте
За любой проект отвечает человек, на которого ложиться вся ответственность по ведению его до конечной цели - это менеджер по проекту. Он должен следить за такими понятиями как - управление коммуникациями проекта, комбинирование всех действий сотрудников, задействованных в проекте, осуществление заинтересованности в проекте, а также точное совпадение по срокам.
Управление коммуникациями проекта - это осуществление всей деятельности по организации связи и общения как между продавцом и покупателем, так и между сотрудниками фирмы. Общение и отношения между сотрудниками фирмы - это основная задача, которая ставится в управлении коммуникациями проекта, так как работа сотрудников совместно напрямую зависит от психологического состояния людей. Умение осуществлять правильное управление коммуникациями проекта есть одно из главных требований к руководителю образовательного проекта.
Организационные коммуникации делятся на две большие группы: внешние и внутренние.
К внешним относятся коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой. Сюда относятся средства массовой информации, органы государственного регулирования и т.п.
К внутренним относятся вертикальные и горизонтальные коммуникации.
К горизонтальным относятся коммуникации между подразделениями одного уровня управления (отделы, службы, подразделения). Между ними устанавливаются равноправные отношения, отношения координации действий.
Коммуникации по вертикали (между уровнями управления) подразделяются на коммуникации по нисходящей (от руководителя к исполнителю) и восходящей линии.
По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до исполнителей. По восходящей передается информация о выполнении задач, мероприятиях в подразделениях, различные сведения и т.д.
Иногда возникает ситуация, когда решение вопроса на низовом уровне требует вмешательства руководителей высшего звена (происшествия, преступления и др.). И тогда информация по ступеням управления снизу передается на самый высокий уровень.
Организационные барьеры в проектной коммуникации - коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления.
В рамках проекта существует потребность в осуществлении различных видов коммуникаций: