Фрагмент для ознакомления
2
1-2, 2-4, 3-1, 4-3. Субъектами действий являются: воспитатель, учитель, коллектив, родители.
V. Впишите пропущенные названия структурных компонентов в системе воспитательного процесса.
Овладение знаниями норм и ценностных ориентаций. Развитие психических процессов и качеств личности Воспитание личности
VI. Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса.
1. целенаправленность 5. воспитание чувств 9. экономичность 13. непрерывность
2. многофакторность 6. комплексность 10. опора на положительное 14. вариативность
3. уважение к личности 7. двусторонний характер 11. отдаленность результатов 15. сложность диагностики
4. длительность 8. массовость 12. сложность 16. неоднозначность
Ответ: 1, 2, 4, 6, 7, 13, 16
VII. Что объединяет в одну гуманистическую концепцию следующие подходы: деятельностный подход, отношенческий подход, ценностный подход и воспитание на основе потребностей.
Все эти подходы объединены в гуманистическую концепцию, т.к. основаны на воспитании человека и взглядов у него, в соответствии с которыми, воспитуемый представляет наивысшую ценность, имеющую конкретные права и свободы, которые необходимо уважать.
Деятельностный подход – через формирование универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Отношенческий подход – он является как бы частью деятельностного, соединен с идеями корректировки, с проявляющимися в общей деятельности и общении детей связями, их гуманизацией при помощи преднамеренно создаваемых ситуаций.
Ценностный подход – формируется понятие ценностей и установок.
Воспитание на основе потребностей – удовлетворение потребностей в творчестве, здоровье, защищенности/ безопасности, уважении/ признании и социальном статусе.
VIII. В чем заключается специфика воспитывающей деятельности?
Есть условия, которые позволяют сделать деятельность воспитывающей. 1. Трехканальное воздействие на развивающуюся личность, формируются отношения: воздействие на сознание, воздействие на эмоциональную сферу, воздействие на поведенческую сферу, эмоционально-воспитательное воздействие на отрицательные события. Обязательно должно быть воздействие на три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно говорить о воспитывающем (т.е. развивающем) воздействии в процессе воспитания. Богатство и многообразие интересов (увеличивающееся с возрастом) определяет воспитательный потенциал организуемой в педагогическом процессе деятельности. Все виды деятельности тесно между собой взаимосвязаны и имеют возрастную динамику, воспитатель выступает в роли методиста.
IX. Перечислите основные принципы педагогической деонтологии (1, 2, 3,4).
Содействие гармоничному развитию воспитанника в соответствии с его природой;
Принцип справедливости – оценивать себя и учеников по реальным возможностям и заслугам;
Принцип благотворного влияния – не вредить его физическому и психическому здоровью;
Принцип автономии – право каждого человека самому решать все проблемы.
X. Соедините лучами понятия в правом столбце с понятиями в левом и допишите недостающие.
I. методы самопознания (4, 6, 8, сравнение)
II. методы самообладания (1, 2, 3, 9, самоприказ)
III.методы самостимулирования (1, 5, 7, самоопоощрение, самонаказание, самозапрещение)
1. самоубеждение
2. самоконтроль
3. самокритика
4. самонаблюдение
5. самоодобрение
6. самоанализ
7. самовнушение
8. самооценка
9. самопринуждение
XI. Дополните определение.
Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие, возникающее между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Между требованиями к ученикам и их реальным поведением, между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания.
XII. Изобразите графически соотношение понятий: правило, закономерность, принцип. И приведите конкретный пример.
Правило Принцип Закономерность
По рисунку видно, что в основу принципов обучения заложены правила и закономерности, в то время как они (правила и закономерности занимают равноправные позиции).
Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.
В основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.
Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.
Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.
В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.
Примеры закономерностей обучения: зависимость обучения от возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей обучающихся; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью обучающихся; взаимозависимость обучения и воспитания, развития личности и др.
Примеры принципов обучения: принцип наглядности в обучении, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, сознательности и активности и др.
Правило обучения – это положение, которое предусматривает типичный способ действий учителя в типичной ситуации обучения и раскрывает отдельную сторону применения того или иного принципа обучения. Правила обычно бывают выражены в форме советов, рекомендаций учителю, организующему процесс обучения.
Примеры правил обучения: 1. «Организуйте своевременно повторение материала учащимися» (принцип прочности знаний; др.). 2. «Разбивайте объяснение изучаемого материала на завершенные части» (принцип сознательности и активности; др.). 3. «Опирайтесь на личностный опыт ученика в обучении» (принцип связи теории с практикой, жизнью; др.).