Фрагмент для ознакомления
2
десятки тысяч активистов «Ан-Нахды». Сам Х.Джебали провел в заключении 17 лет, 10 из которых он находился в одиночной камере. Сложилась ситуация, при которой «исламист в соответствии с принятыми здесь представлениями – это не злобный бородач, а герой сопротивления тирану». Свою роль сыграл и роспуск новыми властями правившего при З.А.бен Али и насчитывавшего в своих рядах 2 млн. человек Демократического конституционного объединения (ДКО), что привело к образованию политического вакуума. Одновременно разочарование тунисцев в социал-демократической модели развития, которую реализовывало ДКО, повлек за собою возникновение идеологического вакуума. И это также сыграло на руку исламистам. В пользу Движения сработало также то, что в глазах уставшего от потрясений населения оно смотрелось как сила, способная обеспечить стабильность. Располагавшее значительными финансовыми средствами ДН тактически умело провело избирательную кампанию. Росту ее авторитета способствовало, в частности, то, что оно оказывало помощь малоимущим слоям, оплачивало свадьбы, торжества по случаю рождения детей, похороны и т.п. Ими было организовано несколько взрывов в тунисских туристических отелях.
3) Какие положения первой послереволюционной Конституции Египта, принятой в декабре 2012 г. могут считаться результатом компромисса между требованиями исламистов с одной стороны и светских политических сил с другой стороны?
Среди принципов внешней политики египетская конституция провозглашает арабское единство «историческим вызовом и требованием будущего», которое может быть реализовано арабской нацией, «способной противостоять любой угрозе, независимо от ее источника». Единство арабской нации – исторический тезис, присутствовавший в конституциях арабских республик со времен Насера, однако новая египетская конституция вкладывает в него несколько иной смысл, подчеркивая, что такое единство усиливается путем «интеграции и братства со странами Персидского залива и исламским миром». Статья 4 конституции закрепляет право толкования всех вопросов, связанных с шариатом, за мечетью и старинным центром исламской юриспруденции в Каире, который провозглашается «независимым исламским институтом, автономным в своих действиях». Должность шейха Аль-Азхара является независимой и «не может быть ликвидирована», однако конституция умалчивает о механизме его избрания, равно как и о способе назначения других исламских старейшин и делает отсылку к текущему законодательству. Очень значительное место в новой конституции отведено экономическим принципам (17 статей). Среди политических прав обращает внимание право граждан создавать ассоциации и гражданские институты в «заявительном порядке», что является одним из наиболее демократических способов формирования общественных объединений, принятым в западных странах. Эти ассоциации действуют свободно и могут быть запрещены только на основании закона и по решению суда.
4) В чем заключались попытки администрации Б.Обамы обновить и адаптировать концептуальный подход США к Египту как к стратегическому союзнику в регионе после революции 2011 г.?
Несмотря на то, что под влиянием арабской весны и подъема ИГ на Ближнем Востоке в 2011-2014 гг. произошла эскалация насилия в регионе, в целом основные очаги исламистского терроризма к концу 2016 г. удалось купировать. В Сомали, Нигерии и Ливии США опирались на заинтересованные местные силы, ограничив участие координацией действий партнеров, предоставлением разведданных и нанесением отдельных ударов. Французская интервенция в Мали в 2013 г. позволила переложить на европейцев основное бремя борьбы с местными исламистами. Кроме того, Египет, получающий обильную военную помощь от США, не допустил разрастания зоны действий ИГ на Синайском полуострове, однако в полной мере справиться с малочисленным местным отделением не удалось ввиду нестабильности отношений с местными племенами, остающимися неподконтрольными центральному правительству.
Усиление военного присутствия свидетельствует о повышении значения африканского направления в стратегии национальной безопасности США, которые стремятся играть роль «силового брокера» в регионе. Однако это далеко не всегда означает прямой вовлеченности: проводимая политика, особенно в период администрации Б. Обамы, может послужить прекрасной иллюстрацией принципа leading from behind. Ввиду мирового финансового кризиса, кризисных тенденций на Ближнем Востоке и необходимости сокращать расходы на национальную безопасность американцы делали ставку на местных партнеров, оказывая платное содействие в виде поставок вооружения и подготовки войск. Более того, проводимая стратегия, которая неоднократно критиковалась за непоследовательность, балансирует между двумя подходами, которые активно обсуждаются в самих США: военный (акцент на силовые решения) и мирный (стимулирование развития).
5) На каком направлении экономической политики сконцентрировал свои усилия А.Ф. ас-Сиси для разгона египетской экономики в период своего первого полноценного президентского срока с 2014 по 2018 гг.? На какие источники финансирования он при этом опирался?
Главной целью политики президента ас-Сиси стал выход из тяжелой кризисной ситуации, проведение ряда реформ по модернизации экономики страны. Их основные задачи заключались в значительном уменьшении безработицы или хотя бы темпов ее роста, индустриализации страны с учетом ограниченных возможностей трансформации сельского хозяйства, привлечении инвестиций. Стабилизировав внутриполитическую ситуацию, ас-Сиси получил шанс вывести страну из глубокого экономического кризиса. Для реализации всех замыслов ас-Сиси понадобятся значительные финансовые ресурсы. После контрреволюции в 2013 г. в стране наблюдается рост прямых иностранных инвестиций. Кроме того, важным источником стали многочисленные займы и безвозмездная финансовая помощь некоторых арабских государств. Всего с 2011 г. Египет получил от стран Персидского залива около 92 млрд долл., причем основная помощь была предоставлена в первые два года после свержения Мухаммеда Мурси. В эту сумму, помимо обычных кредитов, входят беспроцентные займы, поставки топлива и безвозмездные субсидии. Главными донорами египетской экономики были Саудовская Аравия и ОАЭ, для которых укрепление власти ас-Сиси в первые годы его правления было стратегически важной задачей. В 2016 г. МВФ согласился выдать Египту кредит на 12 млрд долл. при условии, что Каир предпримет ряд существенных мер по стабилизации экономической ситуации. В числе реформ, которые обязалось осуществить руководство арабской республики, обеспечение свободного формирования курса египетского фунта. Предпринятый шаг привел к росту инфляции. До 2017 г. наблюдался ее рост, а на 2017 г. пришелся инфляционный пик – годовое значение показателя превысило 30% в год, что стало рекордом с 1986 г. Результатом этого стал рост цен на большую часть товаров и услуг и снижение покупательной способности египтян. Сейчас темпы обесценивания денег стабилизировались, с 2017 г. наблюдается тенденция уменьшения инфляции.
Вопросы:
1) Какие факторы, связанные как со структурными условиями, так и с мотивацией ключевых субъектов, позволили Израилю и Египту при посредничестве США перейти в 1970-е гг. к нормализации, а затем урегулированию конфликта на сепаратной основе? Какое значение имели эти договоренности для трансформации арабо-израильского конфликта в целом?
Принципиальная основа всеобщего решения ближневосточного конфликта была найдена и отражена в следующей формуле: территории, оккупированные в ходе войны 1967 года, в обмен на мир арабских стран с Израилем, включая не только признание этого государства, но и установление полноправных дипломатических и иных отношений с ним. Фиксация такого подхода в качестве основы на Мадридской мирной конференции (1991) означала признание всеми той с самого начала бесспорной истины, что освобождение Израилем арабских территорий, с одной стороны, и гарантии безопасности Израиля – с другой, являются единственным путем. Согласие всех арабских государств и Организации освобождения Палестины (ООП) с «мадридской формулой» означает их полный отказ от требования восстановить границы, в которых по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Израиль.
Еще в советский период контрастно проявились два подхода: СССР выступал за всеобщее урегулирование, США вели линию на сепаратные договоренности Израиля с отдельными арабскими странами. В результате мирные договоры с Израилем были подписаны Египтом и Иорданией. Что касается политики США, то определяющим фактором в ней стал отказ президента Л. Джонсона от прямого давления на Израиль с целью произвести вывод его войск с захваченных территорий. Тогдашний президент не пошел по стопам своего предшественника, вместо этого решил использовать дипломатию в ООН для умиротворения конфликта.
2) В чем заключалась принципиальная разница между миротворческим подходом, принятым в рамках т.н. «процесса Осло», и подходом, который олицетворял собой второй Кэмп-Дэвидский саммит 2000 г.? Почему обе инициативы завершились неудачей?
Значение итогов «Соглашения Осло-1», как представляется, недооценено в настоящее время. Эти соглашения давали широкую базу для переговоров между сторонами по всем направлениям: безопасности, экономики, выработки правил дальнейшего сосуществования и т.д. Особое значение они имели для палестинской стороны. Сам факт, что ООП стала партнером по переговорам с Государством Израиль в Осло, разрешил вопрос, который даже не рассматривался на вашингтонском треке палестино-израильских переговоров, – закрепил роль ООП как представителя палестинского народа. Но самое главное – впервые был достигнут исторический компромисс между израильским и палестинским национализмом, была доказана сама возможность продвижения мирного процесса посредством переговоров между всеми участниками конфликта. Террористические акции, последовавшие за событиями в Осло, все новые и новые человеческие жертвы в Израиле подтачивали доверие к израильско-палестинским соглашениям и ООП. Особенно болезненными в этом смысле стали для израильского общества 1994-1995 гг. Со всей ясностью проявился политический кризис, обусловивший раскол израильского общества по вопросам войны и мира, мирного процесса и дальнейших путей урегулирования. Тяжело дававшийся минимальный прогресс на переговорах на фоне усиливавшегося террора воспринимался значительной частью общества как односторонние уступки арабам, как сдача позиций, за которые заплачено жизнями израильтян.
Отказ Палестинской администрации принять американский план фактически означал продолжение интифады. «Процесс Осло» был окончательно остановлен. Через четыре месяца после начала «интифады Аль-Акса» Шарон – новый глава Ликуда – был избран премьер-министром Израиля. Новым президентом США стал Дж. Буш-младший.
3) Каким образом переплетены между собой вопросы территории/границ гипотетического палестинского государства и проблема еврейских поселений на территориях Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима?
С 1922 по 1948 год территория Израиля и Палестины существовала под влиянием Британского мандата. Позже в связи с обострением на этой территории арабо-еврейского конфликта земли решили поделить на два самостоятельных государства: 1) Израиль для евреев и 2) Палестину для арабов. ООН приняла План по разделу Палестины, о формировании Израиля было провозглашено в день окончания мандата. Однако этим решением остались недовольны соседи Израиля – арабские государства, которые рассматривали возникновение этой страны как очередное проявление европейской колониальной политики. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили войну Израилю. Она продолжалась до 1949 года, и за это время израильские войска сумели занять больше территорий, чем предусматривалось изначальным планом ООН. Во время мирных переговоров между Израилем и Палестиной была проведена линия прекращения огня. В последующие десятилетия все больше ветвей государственной власти в Израиле начали поддерживать заселение Западного берега,