Фрагмент для ознакомления
2
подверглась осмеянию в водевиле П.А. Каратыгина «Натуральная школа» (1847). После смерти Белинского само название «Н.ш.» было запрещено цензурой. В 50-е годы употреблялся термин «гоголевское направление» (характерно название работы Н.Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы»). Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «Н.ш.», применяя его как обозначение критического реализма.
19 Русский психологический роман. Общая характеристика и обзор творчества И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого или Ф. М. Достоевского – по выбору студента.
Психологический роман — разновидность романа, в котором автор имеет целью изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений его души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу.
Канонизация психологического романа достигла такой степени, что часто он считается синонимом романа как такового, а все прочие формы романа игнорируются или третируются как ущербные (особенно у Бахтина). С этой точки зрения психологический роман является важнейшей категорией современной нормативной поэтики.
Творчество Достоевского внесло огромный вклад в развитие литературы, как русской, так и зарубежной.
Достоевский явился основателем нового творческого метода в изображении человека. Д. впервые показал, что человеческое сознание амбивалентно (в его основе лежат противоположные начала, начала добра и зла), противоречиво.
Д. стоит у истоков нового философского сознания, сознания религиозного экзистенциализма (эта теория отвергает теорию рационального познания мира и утверждает интуитивное постижение мира). Д. отстаивал позицию, что человек прозревает свою сущность в пограничных ситуациях.
Славу Достоевскому принесли его романы – его «Пятикнижие»:
«Преступление и наказание» (1866);
«Идиот» (1868);
«Бесы» (1871);
«Подросток» (1875);
«Братья Карамазовы» (1880-188).
У Достоевского голоса автора не слышно, он находится наравне со своими персонажами. Звучат лишь голоса персонажей, им автор дает высказаться до конца. Позиция самого автора просматривается через высказывания его любимых героев (Алёша Карамазов, князь Мышкин). Никаких авторских отступлений, как у Льва Николаевича Толстого мы здесь не встретим.
Д. изображает не просто человека, а его самосознание, герой его интересует как одна из точек зрения на мир и на самого себя. У Д. герой сам все говорит о себе.
По словам Бахтина, герои Достоевского внутренне не завершены. В человеке есть что-то такое, что только сам он может открыть в свободном акте самопознания. Заметим, что излюбленной формой Достоевского была форма исповеди.
Оскар Уайльд говорил, что «главная заслуга Достоевского в том, что он никогда не объясняет своих персонажей полностью, и герои Достоевского всегда поражают тем, что они творят или делают, и таят в себе до конца вечную тайну бытия». Это как раз соотносится с тем, что Д. называл «реализмом в высшей степени».
Пожалуй, главная особенность романов Достоевского - глубокий психологический анализ героев и ситуаций. Достоевский пронзает своих героев словно "рентген", до глубины души. От зоркого глаза автора не ускользает ничего. Достоевский помечает и сообщает читателю самые тонкие нюансы, эмоции, чувства героев.
Так же одной из главных особенностей романов Достоевского являются занимательные и увлекательные сюжеты, неожиданные повороты событий и волнующая развязка. Не секрет, что некоторые читатели считают романы Достоевского "тяжелыми" - именно из-за глубокого психологизма. На самом деле, романы Достоевского очень увлекательные и читаются на одном дыхании. В романах Достоевского нет тяжести - в них есть глубина. А это - разные вещи. Кстати, Достоевский особенно заботился о том, чтобы его романы были именно занимательными и увлекательными для читателей.
Еще одна особенность творчества Достоевского - детективная тематика и криминальный сюжет. Не все, но многие романы Достоевского так или иначе рассказывают о каких-то преступлениях. Все самые известные романы Достоевского ("Преступление и наказание", "Идиот". "Братья Карамазовы") по сути принадлежат к жанру романа-детектива или романа-триллера.
Персонажи его романов многогранны, с характерами "живых людей", противоречивы. Большинство главных героев Достоевского невозможно описать одним словом ("хороший" / "плохой", "злой"/"добрый" и т.д.) Обычно персонажи романов Достоевского обладают самыми разными качествами. Именно это делает их "живыми", натуральными, похожими на реальных людей.
Особенностью романов Достоевского является их многоголосие, "многолюдность". Романы Достоевского еще называют полифоническими - из-за большого количества главных и второстепенных героев. В самых известных романах Достоевского участвуют, в среднем, по 10-20 героев - главных и второстепенных (например, в романах "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы"). Достоевский успевает наделить каждого из героев своей особенной судьбой, историей и характером. Друзья Достоевского говорили ему, что такое количество персонажей мешает его романам. Но, на самом деле, это стало особенностью творчества Достоевского.
Изучив существующие в науке точки зрения на художественно-психологический метод Достоевского, ученый приходит к выводу, что психологическое искусство писателя относится к числу малоизученных проблем. Обоснованные возражения у него вызывают сближения психологического метода Достоевского и “диалектики души” Л. Толстого. Убедительно ученый доказывает, что автор “Преступления и наказания” разработал оригинальный психологический метод, отличный от толстовской “диалектики души”, который можно назвать “диалектикой психологических антиномий”.
Говоря об основаниях психологической манеры Достоевского, О. Н. Осмоловский прежде всего обращается к Лермонтову, ставшему родоначальником самого перспективного психологического направления в русской литературе. Роман “Герой нашего времени” определен ученым как “философско-психологический трагедийный роман”, при создании которого Лермонтов “освоил аналитический психологизм и сделал его универсальным способом исследования души, поведения и общественных отношений героев”. Обращаясь к анализу жанровых и сюжетно-композиционных особенностей романа “Герой нашего времени”, исследуя идею “сверхчеловека” у Лермонтова и Достоевского на примере фигур Печорина и Ставрогина, изучая лермонтовский психологический анализ, О. Н. Осмоловский приходит к ряду интересных заключений.
Сближение художественно-психологических методов Л. Толстого и Достоевского, как считает Осмоловский, произошло после существенного обновления творческой системы Толстого, что отразилось в романе “Анна Каренина”. “Диалектика души” предполагала воспроизведение сознания посредством самоанализа героев, поэтому в основу ее был положен объяснительный принцип, эффективный при анализе рационально постижимых актов. В “Анне Карениной” же Толстой “исследует мир не через процесс становления личности, а через ее внутреннюю драму, трагическое противоречие сознательной и бессознательной жизни”. Смысл “перестройки художественной системы Толстого” ученый увидел в усилении связи психологических характеристик с действием и снижении их аналитичности, в большей сосредоточенности и концентрированности психологического анализа, в его избирательности и драматизированной, в структурных изменениях прямого внутреннего монолога героев, в ограничении авторской компетенции в сфере психологического объяснения бессознательных и полусознательных состояний героев.
20 Творчество А. П. Чехова.
Творчество Антона Павловича Чехова (1860-1904) стало одной из ярчайших страниц мировой литературы рубежа веков, его влияние на литературу XX века было огромным и плодотворным, о Чехове с уважением и восторгом отзывались крупнейшие писатели ушедшего века, признавая его удивительный талант и непостижимую "подлинность" его произведений, соглашаясь с тем, что художественные открытия великого русского писателя не просто обогатили мировую литературу, но и указали ей новые пути развития. Между тем, творческий путь писателя отнюдь не был прямым и гладким, Чехов на протяжении своего творчества был "разным", а его творческая эволюция могла показаться и неожиданной тем, кто читал его ранние, периода "Антоши Чехонте", рассказы, в которых почти невозможно было разглядеть будущего Антона Чехова.
Чехов родился в Таганроге, на юге России, там же прошли его детство и юность, в 1879-м году он поступает "в Московский университет на медицинский факультет", и, как он напишет позднее в автобиографии, "в выборе профессии потом не раскаялся". Обучаясь в университете, уже на первом курсе, он начинает сотрудничать в юмористических журналах ("Осколки", "Будильник", "Стрекоза"), где появлялись его рассказы, сценки и анекдоты, отличавшиеся юмором и умением в одной-двух фразах дать характеристику образа, но это были именно что юмористические рассказы, хотя уже в них мы можем увидеть основные особенности авторской манеры Чехова: лаконичность, подчёркнутую сдержанность, автор как бы самоустраняется, давая возможность читателю самому понять и оценить и изображенных людей, и события, участниками которых они являются. Наиболее известными рассказами этого периода творчества Чехова принято считать "Письмо к учёному соседу" (1880), "Смерть чиновника" (1883), "Толстый и тонкий" (1883), "Хамелеон" (1884), "Злоумышленник" (1885), "Унтер Пришибеев" (1885). Последний рассказ является во многом этапным на пути к перелому, который произошел в творчестве писателя в середине 80-х годов и был вызван переосмыслением Чеховым роли литературы в обществе и своего собственного таланта.
Во второй половине 80-х годов в творчестве Чехова заметно усиливается критическое отношение к жизни, однако оно находит выражение не в юмористическом или даже сатирическом ее выражении, а в обращении к реализму как способу выражения своей нравственной позиции. В рассказе "Ванька" (1886) показана судьба забитого жизнью ребенка, верящего в то, что добрый дедушка избавит его от кошмарного "учения". Он пишет письмо, вот только адрес на письме такой, что оно никогда не дойдет до адресата... Здесь Чехов-юморист верен себе, только это совсем уже иной смех, потому что за ним стоят боль ребёнка и невозможность что-либо изменить в его страшной судьбе...
В жанровом плане перелом в творчестве Чехова связан также и с его обращением к повести, более крупному эпическому жанру. Наиболее заметными произведениями писателя второй половины 80-х годов стали "Спать хочется" (1888), "Степь" (1888), "Красавицы" (1888), "Скучная история" (1889), в которых новый взгляд писателя на литературу и себя как литератора нашёл воплощение и в сюжетах (более разветвленных, усложненных за счет психологизма), и в средствах создания действующих лиц, представлявших собой не маски, а живых людей, во многом непонятных даже себе; и в общей концепции изображения жизни, которую Чехов понимает теперь как нечто, что порождает человека и одновременно становится порождением его деятельности, его души. Особое место в творчестве Чехова этого периода занимает его пьеса "Иванов" (1887-89 гг.), в которой ощущается переход к драматургии 90-х годов.
Переломным событием в судьбе писателя стала его поездка на Сахалин, состоявшаяся в 1890-м году. Она была результатом поисков Чеховым нового в себе и своём творчестве, потому что, как он писал, он ощущал "В душе какой-то застой..." Смерть брата, потребность обрести прочные устои в жизни и творчестве, понять свой народ и его жизнь - вот основные мотивы этой поездки, и в апреле 1890-го года писатель выехал из Москвы, в которую вернулся 9-го декабря, обогащенный пусть тяжелыми, но так необходимыми ему жизненными впечатлениями, собрав материал для самой страшной своей книги "Остров Сахалин", написанной в 1991-94-м годах.
90-е годы стали для Чехова периодом расцвета его таланта, в это время созданы наиболее совершенные его прозаические произведения "Палата №6" (1892), "Студент" (1894, позже писатель назовёт его самым любимым своим произведением), "Ионыч" (1898), "Человек в футляре" (1898), "Крыжовник" (1898), "О любви" (1898), "Дама с собачкой" (1899). В них талант Чехова-прозаика достиг высокой степени совершенства, искусство художественной детали, характерное для его прозы, вышло на уровень воплощения в детали основной характеристики образа-персонажа, передачи в ней основной авторской идеи. Лаконичность чеховской прозы 90-х годов близка к совершенству, подтекст в его рассказах становится самодостаточным, поскольку и образы, и поэтика этих произведений приобретают необыкновенную многозначность.
Также в это время в творчестве Чехова происходит своего рода поворот от прозы к драматургии, и первой пьесой, с которой, как отмечают исследователи, начинается "большая чеховская драматургия", становится "Чайка" (1896), написанная им, как он сам говорит, "вопреки всем правилам драматического искусства". "Чайка" - пьеса, близкая к символизму, и в то же время — это реалистическая комедия, которую справедливо считают "трагичнейшей комедией в русской комедиографии". Необычность "Чайки" привела к тому, что ее первое представление (17 октября 1896-го года, Александринский театр в Петербурге) закончилось оглушительным провалом, после чего автор, в высшей степени болезненно воспринявший реакцию публики на свое новаторское с точки зрения драматургии того времени произведение, тяжело заболел, и есть такая точка зрения, что "провал "Чайки" сократил ему жизнь".
Но зато следующая пьеса – "Три сестры" (1900) - подтвердила правильность художественных исканий Чехова, которые были признаны уже после триумфальной постановки той же "Чайки" в Художественном театре (премьера состоялась 17 декабря 1897-го года). Она была написана в Ялте, и мотив "тоски по Москве" выражает здесь не только душевное состояние героев, но и самого автора. Чехов показывает жизнь людей, которую можно, наверное, назвать "неосуществленным желанием", и сюжетная линия зла, кажется, побеждает сюжетную линию добра, хотя... Как пишет 3. Паперный: "И все-таки финал пьесы не безнадежен. Три сестры утратили многие иллюзии, но не потеряли веры в будущее". Наверное, в той жизни, которой они живут, эта вера значит для них очень и очень много, она помогает им выжить, сохранить себя в борьбе со злом.
Комедия "Вишневый сад" (1904) стала последней пьесой Чехова, поэтому она и воспринимается как завещание великого русского писателя. В ней Чехов показывает противостояние старой и новой жизни, старое должно уйти, уступить дорогу новому, "вишневый сад" должен быть вырублен, а что будет на его месте? Дачи? Новый - на "всю Россию" (как уверяет Петя Трофимов) – "сад"? Но тогда почему зрителям так жалко всех без исключения персонажей этой "комедии"?
Как уже отмечалось, в историю мировой литературы Чехов вошёл как писатель-новатор. Новаторской была его проза, новаторской была и его драматургия. Для прозы характерными чертами новаторства признаются чеховский сюжет, когда внешняя бессобытийность повествования держит читателя в напряжении благодаря внутренней динамике развития характеров образов-персонажей, чеховский подтекст, когда с помощью художественной детали читателю открывается то, что определяет характеры и поведение героев, но что как бы и "не присутствует" явно в тексте; своеобразие описаний пейзажа и мест, где происходит действие, которые оказываются "говорящими" в плане раскрытия душевного состояния героев, наконец, совершенно особая манера повествования, внешне бесстрастная, но исполненная авторского отношения к изображаемому, авторского пафоса, утверждения высоких нравственных ценностей. Для драматургии же характерно новаторство сюжета, заключающееся в том, что развитие драматического действия строится на углубленном психологическом исследовании характера образа-персонажа, конфликт драматических произведений Чехова по преимуществу внутренний, а не внешний, но он оказывается для раскрытия характеров действующих лиц более действенным, чем внешние эффекты, потому что обусловлен психологически; чеховские паузы, ремарки и чеховский подтекст внесли в драматургию совершенно новый подход к изображению действительности, оказавшейся в этом случае гораздо сложнее, чем действительность в "драматургии до Чехова", потому что с помощью таких выразительных средств Чехову удавалось отыскать в жизни глубины, ранее драматургии не доступные. Именно новаторство Чехова и обусловило такое огромное значение его творчества в мировой литературе.