Фрагмент для ознакомления
2
В условиях бешеной гонки производства и потребления человек теряет свои важнейшие качества. Одно из них – рефлексия.
Это особое качество, заложенное в человеческой природе. Она не свойственна животным и присутствует только у человека. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки.
Факт осознания себя самого частью окружающего мира стал решающим в процессе становления человека.
Без знания о собственном существовании, не могли развиться отвлеченное мышление, словесный язык, совесть и ответственная мораль.
Познание человеком самого себя приводит попыткам понять свое место в мире и к желанию разобраться в мироустройстве. Здесь рождаются мироощущение и миропонимание. Так появляются философия и наука.
Существо, перестающее рефлектировать, подвергается опасности потерять свойства и способности, специфические для человека.
Современные люди предпочитают собственному обществу безмозглые передачи телевидения потому что этот шум помогает им вытеснять рефлексию.
Люди избегают возможности подумать о себе, как будто боясь, что рефлексия откроет им собственный ужасный образ.
3. Какая скрытая идеология содержится в рекламе (при внешней ее аполитичности)?
Еще одно следствие социально-экономического рывка последних двух столетий - широкое развитие средств массовой коммуникации. Возможность манипулировать сознанием всей популяции теперь безгранична.
Постоянно повторяемые социологические опросы, рекламная техника и искусно направляемая мода нужные экономической и политической элите уничтожают индивидуальность, позволяют унифицировать взгляды. Это облегчает правящей олигархии манипулирование большими массами людей и помогает держать их в своей власти.
Мы не сознаем, в какой мере нами манипулируют крупные фирмы посредством рекламы своих товаров и услуг.
Она выполняет функцию — mutatis mutandis.
С латыни переводится как: «с заменой того, что подлежит замене», «с учётом соответствующих различий», «с изменениями, вытекающими из обстоятельств», «с необходимыми изменениями». Фраза несёт в себе оттенок того, что читатель должен обратить внимание на соответствующие различия между чем то нынешним и чем то предыдущим, хотя они аналогичны.
Реклама заставляет людей выкидывать едва взятые в употребление товары ради покупки новых и таким образом поддерживает лавинообразное нарастание производства и потребления и помогает олигархам, стоящим у власти сохранять текущее положение.
4. Придумайте свой вопрос к тексту.
Может ли свежий огурец, погруженный в рассол, не просолиться потому что он этого не хочет?
МАКИАВЕЛЛИ
«ГОСУДАРЬ»
ВОПРОСЫ:
1. Щедрым или скупым должен быть государь, с точки зрения Макиавелли? Почему?
Скупым – это поможет скопить и сохранить средства, необходимые для функционирования государства, не обременяя подданных лишними налогами.
2. Что лучше для правителя – вызывать у подданных страх или обожание? Почему?
Лучше внушать страх, чем быть любимым.
При возникновении в государстве опасности, нужды или другой беды люди обвинят в недосмотре правителя. Если страха перед ним нет, то его не побоятся обидеть и не будут подчиняться суровым мерам, необходимым в кризис. Возможные бунт и беспорядки только ухудшат положение в стране. Так как люди любят как им вздумается, а боятся по воле властителя, мудрый князь должен опираться на то, что зависит от него, а не на то, что зависит от других.
3. В чем смысл мифа о кентавре Хироне как воспитателе древних правителей?
Хирон одновременно человек с его умом и хитростью (лисица) и зверь с его силой (лев).
В любой борьбе правитель опирается на умом законы, при отказе их выполнять – на силу.
Хирон в силу своей двойственности знал и природу зверя и природу человека, и мог научить этому воспитанников.