Фрагмент для ознакомления
2
Главной функцией культуры является ее гуманистическая функция, которая говорит о том, что при помощи культуры между индивидом и природой смягчаются все противоречия. Также находят взаимопонимание между собой и люди при помощи культуры. Если животные пользуются тем, что им дает природа, то человек трансформирует природу, формирует свой мир – среду культуры, которая является для него «второй природой». Людям присуще стремление к красоте. Поэтому следующая важная функция культуры – эстетическая, благодаря которой индивид развивается свои творческие силы и способности. Создается духовный облик человека, который является мерой формируемой культуры. Также очень важная функция культуры – коммуникативная – обеспечивает сочетание традиций и новаторства, историческую преемственность культурных ценностей. Сохраняется и передается социально значимая информация, которую усваивает индивид, совершенствует и передает новым поколениям. Наука, искусство развивают знания и опыт человечества.
Культура также выполняет и нравственную функцию – в процессе воспитания и образования создаются нравственные принципы и цели личности, ее эстетические вкусы и предпочтения (воспитательная функция культуры).
2. Каковы особенности художественной культуры Древнего мира (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим)?
Живопись Древнего Египта
Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. По мнению египтян, вся жизнь – это подготовка к смерти и последующему вечному существованию в мире загробном. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь захоронен, обеспечить того, кто умер, всеми благами в мире загробном. Не было других целей у искусства, поэтому не находится в художественном искусстве пейзажей или портретов. Стены гробниц покрываются фигурами людей и богов, также изображались звери и птицы.
Живопись в Древнем Египте являлась элементом культа смерти, и изображения создавались с огромной тщательностью. Для того, чтобы не было ошибок, создавался канон-образец, которому следовал каждый художник. Идеальные образцы геометрических фигур соблюдались при помощи сетки, предварительно нанесенной на поверхность с целью росписи.
Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Рисунок становился понятным при помощи иероглифов и пиктограмм, которые сопровождались с каждыми образами картин.
Канон в Древнем Египте требовал демонстрации каждой части тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. В человеческой фигуре или фигуре бога сочетались точки зрения разных сторон. Голова, руки и ноги всегда демонстрировались в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка – в анфас. Как правило, силуэт фигуры обводился контуром, что делало его интегрированным. Чаще применялся правый профиль, чем левый.
Данный принцип-канон распространялся на другие предметы. К примеру, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. можно увидеть бассейн наверху, как на плане, но изображения рыб и птиц в нем изображены в профиль. Прямо продемонстрированы и деревья вокруг.
Художники в Древнем Египте не были нацелены на передачу сходства портретов, но полагали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появлялись специфичные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина. Значимость фигур была связана с масштабом из изображения. Фараон изображался всегда более высоким, по сравнению со своей женой или воинами. Слуги были совсем маленькими.
Символизм цвета
Египтяне применяли яркие и долговечные минеральные краски, редко смешивающиеся. За каждым основным цветом закреплялось конкретное значение, от которого зависело, что следует демонстрировать данной краской.
Белый. Символ утренней зари, победы и ликования.
Черный. Символизирует смерть и возрождение в загробном мире.
Красный. Цвет ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность.
Зеленый. Цвет надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса.
Голубой. Означал воду и новую жизнь.
Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.
Художественная культура в Древней Греции
Живопись в Древней Греции в подлинниках до нас почти не дошла. Огромное значение в данном виде живописи имели фрески позднеэллинистического характера. Они сохранились в раскопанных из под засыпавшего их пепла городах Рима. Представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать картины на вазах Греции. Изображения на монетах Древней Греции, небольшие статуэтки, изделия из драгоценных металлов, художественно ценные сами по себе, они интересны тем, что сохраняют нам более или менее копии памятников, которые не сохранились в греческом монументальном искусстве.
Огромную важность при анализе греческого искусства имеют письменные свидетельства древних авторов, описания памятников и упоминания о них в литературных источниках.
Вазопись в Древней Греции
Произведения в вазописи являются многочисленными и исследуются и сегодня. Роспись сосудов проходила несколько уровней развития. Сначала это были простые орнаменты геометрического характера, которые были известны еще во время минойской культуры.
В процессе становления вазопись становилась элементом живописи. На сосудах стали появляться сюжеты мифологического характера, демонстрировалась обыденная жизнь древних греков, фигуры людей, животных и сцены быта. Живописцы Древней Греции смогли не только передавать движения на своих картинах, но и придавать им персональные черты. В картинах узнаются боги и герои.
Художественная культура Древнего Рима
Художественная культура Рима имела специфику в разнообразии и пестроте форм, в ней отражались характеристики, которые были свойственны искусству народов, покоренных Римом, которые стояли на более высокой ступени развития культуры. Искусство Древнего Рима формировалось на основе сложной коммуникации самобытности местных италийских племен и народов с искусством градостроения. Но основным было влияние греческого искусства.
Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция признавала могущество и власть гармоничности в искусстве, красоту. Римляне не признавали другого могущества, как силу. Римляне создали властное государство.
В Древнем Риме в расцвет огромная роль принадлежала архитектуре. Памятники ее даже в развалинах покоряют своей красотой. Римляне создали новое мировое зодчество, которое рассчитывалось на применение огромным количеством людей.
Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как объекты архитектуры в город, село и пейзаж. Римляне трансформировали принципы архитектуры Древней Греции и систему ордеров. Гуманистическое начало уступило место направленности на возвеличивание императорской власти, мощи империи. Поэтому появляются преувеличения в масштабе, внешние эффекты, ложный пафос громадных конструкций, и рядом стоят нищие лачуги бедняков.
Образцом наследия римской скульптуры является портрет. Он как отдельный вид творчества прослеживался с начала I века до н. э. Римляне были авторами нового понимания данного жанра. Они изучали лицо определенного человека с его характеристиками. Портреты в Древнем Риме исторически определили трансформации внешнего облика людей, их идеалов.
Образцом эпохи был мудрый и волевой Катон – римлянин практического склада ума.
В конце I века до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» Римского государства. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. В конце I и начале II вв. н. э. создаются крупные комплексы архитектуры, сооружения. Рядом с древним республиканским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров. Строились многоэтажные дома — они определили облик Рима и других городов империи.