Фрагмент для ознакомления
2
Принятие решений - процесс выбора курса действий из двух или более альтернатив. Решение - сознательный выбор того, как себя вести или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах.
Принятие решений - это часть ежедневной работы менеджера, которая, как и коммуникации, отражается на всех направления управленческой деятельности. Выбрать альтернативу - это по сути дела ответить на ряд вопросов. Все управленческие функции связаны с несколькими решениями, определяющие жизнедеятельность организации.
Процесс управления — это в значительной степени процесс решения управленческих проблем и задач, который может быть определен как выбор между альтернативами. Когда нет выбора, нет и необходимости в принятии решения.
С одной стороны, возможность выбора — это благо (можно выбрать оптимальный вариант), с другой — это проблема. Связано это с тем, что субъективно суть проблемы принятия решения состоит в противоречии между осознаваемой человеком возможностью повлиять на ход событий и неудовлетворенностью возможными исходами имеющихся альтернатив.
Оба подхода к принятию решений–и нормативный, и дескриптивный–являются необходимыми и дополняют друг друга. Существуют такие области деятельности (изменения в организационных структурах, маркетинг, выбор вариантов инвестиций, определение производственной или внешнеполитической стратегии и др.), где нельзя принять решение только на основе качественных характеристик происходящих процессов или обойтись одними математическими методам.
Решения классифицируются по различным признакам:
1. В зависимости от условий, в которых принимаются решения, выделяют:
- решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (некоторые авторы рассматривают их раздельно), т.е. когда необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы;
- решения, принимаемые в условиях определенности, когда менеджер уверен в результатах при реализации каждой альтернативы;
2. По сроку действия последствий решения бывают долго, средне и краткосрочные.
3. По частоте принятия выделяют одноразовые (случайные) и повторяющиеся решения.
4. По ширине обхвата различают общие (касающиеся всех сотрудников) решения и узкоспециализированные.
5. По форме подготовки возможны единоличные, групповые и коллективные решения.
Найти решение этих проблем можно, лишь проведя исследования существующих процедур принятия решений в организации и проблем, возникающих с улучшением качества принятых решений. Существенными моментами при этом являются:
- уровень подготовки и загрузки управленческого персонала;
- качество проведения экспертиз инновационных управленческих решений, другие вопросы.
Для осуществления выбора альтернативы из множества рассматриваемых их необходимо оценить. Оценивают альтернативы по критерию эффективности – определяющему правилу. Существуют два основных вида критерия эффективности, которые носят названия «критерий оптимальности» и «критерий пригодности». Критерии оптимальности используются для принятия оптимальных решений, которые обеспечивают максимальную эффективность операции. Критерии пригодности используются для принятия удовлетворительных решений, которые обеспечивают требуемую эффективность операции.
Для принятия управленческих решений недостаточно знать, по каким показателям будет оцениваться эффективность операции. Для того чтобы принять решение, необходимо использовать определенные правила, позволяющие выбрать наилучший или приемлемый вариант действий из множества допустимых. Такие правила определяются критериями эффективности.
Критерий эффективности формулируется на основе показателей, описывающих количественно цель (или цели) принятия решения. В таком случае критерий эффективности – определяющий выбор критерий. Существуют две концепции, на основе которых формируется критерий эффективности: концепция максимизации полезности и концепция ограниченной рациональности.
Часто решения принимаются в условиях недостатка информации и времени, а значит, в условиях риска - возможного недостижения ЦПР после реализации принятого решения. Связано это с ограниченностью наших познавательных возможностей. Поэтому иногда в ТПР применяется такое понятие как риск принятия решения (РПР).
Трудную задачу представляет собой оценка последствий реализации того или иного решения. Как правило, можно лишь с определённой долей вероятности предполагать, что реализация определенного варианта решения приведет к наилучшему результату. Однако предположение может оказаться ошибочным. Поэтому решения, принимаемые человеком, являются исключительно важным для практики и интересным для науки объектом исследования. Человек уступает компьютеру в скорости и точности вычислений, однако обладает уникальным умением быстро оценивать обстановку, выделять главное и отбрасывать второстепенное, соизмерять противоречивые оценки, восполнять неопределенность своими догадками. Описание и разработка методологии процесса принятия решения является важной проблемой, решение которой помогло бы избежать ошибок во многих областях человеческой деятельности.
В настоящее время большое значение имеют задачи индивидуального принятия решения. Несмотря на существование коллегий, правлений и советов, центральной фигурой является какой-либо конкретный человек, от которого зависит состояние и дальнейшее развитие определённой системы (в т.ч. социальной). От прозорливости этого человека, его личных качеств, умения договариваться, убеждать зависит очень многое.
Количество, содержание и своевременность получения информации определяют качество принимаемых решений и в конечном счете эффективность деятельности организации. Жизнедеятельность любой социально-экономической системы осуществляется через информационный обмен между ее элементами и подсистемами.
В контексте системного подхода организацию можно рассматривать как структуру, состоящую из решающих звеньев и коммуникаций для передачи между ними информации. Структура организации, распределение функций, полномочий и ответственности во многом определяются возможностями коммуникаций, методами сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации.
Информация может быть представлена в следующих основных аспектах:
1) семантическом - отражающем смысловое содержание или значение информации;
2) прагматическом - с точки зрения достижения целей управления;
3) аксиологическом - отражающем ценность информации для само-управляемой системы;
4) семиотическом - где рассматриваются способы отражения конкретной информации в определенной знаковой системе;
5) синтаксическом - с точки зрения техники, способа передачи информации;
6) коммуникативном - отражающем информационные связи в системе.
Разработка и принятие управленческого решения обычно инициируются возникновением проблемы, относящейся прямо или косвенно к объекту управления. Ощущение проблемы, возникшее в результате наблюдения за процессом управления, — сигнал для руководителя, руководства о необходимости приступить к поиску путей, способов действий, позволяющих в полной мере или частично решить данную проблему. Под проблемой в самом общем случае понимается несоответствие между реальным, наблюдаемым состоянием управляемой системы и желаемым, нормативным состоянием.
Наиболее типичные проблемы, возникновение которых приводит к необходимости принятия управленческих решений:
- состояние управляемого объекта и протекающих в нем процессов пришло в несоответствие с целями его деятельности, зафиксированными в законах, планах, программах, положениях, уставах;
- функционирование объекта, показатели его деятельности противоречат нормам, стандартам, требованиям, что угрожает потерей устойчивости;
- изменились потребности в продукте деятельности объекта, трансформировалась ситуация на рынках, в связи с чем необходимо внесение изменений в функционирование объекта;
- возникла непредвиденная чрезвычайная ситуация, резко изменились условия во внешней среде;
- появились новые потенциальные возможности значительного улучшения состояния и деятельности объекта;
- приняты решения вышестоящих органов, обязывающие внести принципиальные изменения в деятельность объекта управления, провести предписанные этими органами мероприятия.
Организация – чрезвычайно сложная система, и менеджеры не имеют ни времени, ни возможностей для обработки всей необходимой для осознанного вы бора информации. Поэтому принимаемые ими решения являются не столько рациональными, сколько приемлемыми. Приемлемость означает, что ЛПР выбирает первый удовлетворяющий минимальному критерию допустимости вариант.
Вместо того чтобы анализировать все варианты, выбирая из них обещающий наивысший экономический результат, менеджеры останавливаются на первом же способном устранить проблему варианте, даже если они допускают возможность существования других, более выгодных решений. Поиск исчерпывающей информации и "точки оптимума" занимает слишком много драгоценного времени менеджера.
Дескриптивная модель основывается на следующих предположениях:
1) цели решения, как правило, не отличаются определенностью, находятся в конфликте друг с другом. Менеджеры часто не подозревают о существующих в организации проблемах и возможностях;
2) рациональные процедуры используются далеко не всегда, а если и применяются, то ограничиваются упрощенным взглядом на проблему, не отражающим сложности реальных событий;
3) границы поиска менеджерами различных вариантов определяются человеческими, информационными и ресурсными ограничениями;
4) большинство менеджеров довольствуется скорее приемлемыми, нежели максимизирующими решениями. Отчасти это происходит из-за ограниченности имеющейся у них информации, отчасти – из-за нечеткости критериев максимизации.
Дескриптивная модель носит описательный характер, отражает реальный процесс принятия управленческих решений в сложных ситуациях, а не диктует, как следует принимать их в соответствии с теоретическим идеалом, в ней учитываются человеческие и иные влияющие на рациональность выбора ограничения.
Дескриптивная модель принятия решений во многом основывается на интуиции менеджеров. При интуитивном принятии решений используются личный опыт и проницательность в большей степени, чем последовательная логика или четкие умозаключения. Интуиция не является произвольной или иррациональной, поскольку она базируется на многолетней практике и здравом смысле, хранящемся в подсознании.
Время, в течение которого необходимо принять решение, является одним из ресурсных ограничений, а издержки поиска - одним из стоимостных ограничений.
6. Выбор субъекта является рациональным в том смысле, что из всех известных вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению или ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям, или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции означает: люди выбирают то, что они предпочитают, - она просто устанавливает связь между упорядоченными предпочтениями и актом выбора или действием.
Необходимо подчеркнуть, что мнения и ожидания, о которых идет речь, могут быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с позиций экономической теории, может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдателю.
Обобщенная модель ситуации выбора, принятая в теории принятия решений, во многом совпадает с упомянутой выше моделью "экономического человека" поскольку обе модели рассматривают человека как субъекта, который должен делать выбор. Однако, процессы, модели и методы принятия решений не ограничиваются только экономической сферой как в области проблем, так и собственно технологий принятия решений.
Процесс принятия решений представляет собой последовательность специфических мероприятий и процедур, направленных на выработку вариантов решений применительно к конкретным задачам или классам задач. Наиболее важными факторами (или элементами), характеризующими и сам процесс и ситуацию выбора и составляющими обобщенную модель ситуации выбора, являются :
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.
Одновременно и вместе с Брушлинским идею существования индивидуального и коллективного субъекта представляет в своих работах и B. А. Лекторский, который, в частности, различает «объективированное знание» и знание, которое присуще индивиду.
Лекторский подчеркивает: «...творцом объективированного знания может быть лишь человек, конкретный индивидуальный субъект», но конкретная познавательная деятельность осуществляется в конкретном социально-историческом измерении, «носителем коллективного познавательного процесса не является индивидуальный субъект».
Таким носителем, с точки зрения Лекторского, выступает коллективный субъект. При этом сам коллективный субъект понимается им как некая социальная система, которая не может быть сведена «к конгломерату составляющих ее людей. В то же время Лекторский подчеркивает, что индивидуальный субъект не растворяется в коллективном. Тот факт, что индивидуальному субъекту не присуще свойство «быть растворимым» в коллективном субъекте, объясняется автором этой идеи следующим образом: «Во-первых, сам коллективный субъект не существует вне конкретных людей, реальных индивидов, взаимодействующих между собой по специфическим законам коллективной деятельности. Коллективный субъект нельзя уподоблять индивидуальному. Первый не является особой личностью, не обладает собственным Я и не совершает актов познания, отличных от тех, которые осуществляют входящие в него индивиды.
Во-вторых, познание, неотделимое от индивидуального субъекта, хотя и тесно связано с объективированными системами знания и в конечном счете определяется последними, непосредственно с ними не совпадает. Индивидуальные особенности моего восприятия, мои воспоминания, мои субъективные ассоциации относятся к знанию, важному лично для меня и доступному только мне.
Они не входят в систему объективированного знания, являющегося достоянием всех индивидов и включенного в структуру коллективного субъекта. А это значит, что знания, присущие индивидуальному и коллективному субъекту, не совпадают полностью и не растворяются друг в друге, а взаимно предполагают друг друга».