Фрагмент для ознакомления
2
непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста:
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента;
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
Терапевтическая беседа (психотерапия, основанные на одной основной идее о том, что, общаясь о вещах, которые вас беспокоят, можно помочь их прояснить и объективно оценить);
Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез);
Автобиографическая беседа;
Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта);
Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).
Вопросы к беседе могут формулироваться в разных вариантах:
Прямые вопросы, где содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают.
Косвенные вопросы – если содержание задаваемого вопроса и объект интереса исследователя расходятся. Подбор косвенных вопросов и их формулировка являются одной из труднейших проблем построения беседы.
Если вопрос задан в реальной ситуации, то его называют безусловным вопросом.
Если формулировка вопроса или инструкция предполагает некоторую нереальную в данный момент ситуацию, то такие вопросы называют условными (или проективными). Проективные вопросы имеют своей основой психологический феномен проекции, который состоит в избирательном искажении когнитивных процессов (восприятия, мышления, воображения) в зависимости от разных факторов.
Психодиагностическое интервью определяется как метод получения информации о человеке в ходе живого диалога (очной беседы), в котором психолог задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (имеется в виду направленность, последовательность и форма постановки вопросов).
В психодиагностическом интервью специалист уточняет характер проблемы, смысл и содержание переживаний, мнений, оценок, отслеживает точность понимания чувств и ощущений, которые испытывает человек. Тем самым исключаются недоговоренности, недоразумения и взаимное недопонимание, которые способны помешать эффективному определению причинно-следственных связей. Он раскрывает характер настоящих переживаний человека, а также возможных прошлых переживаний, связанных с темой обращения за помощью, и дополняет рассказ человека о проблеме следующим содержанием:
Забытые, потерянные, объективизированные (от других людей) данные, составляющие такие виды анамнеза, как забытый, потерянный и объективный;
Характеристики внутреннего мира человека, его переживания, существующие в определенном слое психической реальности: цели, возможности, мысли, чувства человека, его представления о себе, сферы ответственности и др. ;
Сведения об отношении самого человека к своей проблеме, к своему положению, своему состоянию, реакции на обстановку, в которой находится.
3. Общая характеристика метода наблюдения.
Особенности метода Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта (наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.);
пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
Классификация видов психологического наблюдения.
Непосредственным и опосредованным
Непосредственное наблюдение. Это наблюдение, когда исследователь сам выступает наблюдателем происходящего.
Опосредованное (косвенное) наблюдение. Это наблюдение, когда к их проведению привлекаются другие лица (студент, преподаватели, ученики и др.);
Внешним и внутренним (самонаблюдения)
Внешнее наблюдение — Это способ сбора данных о другом человеке, его поведении и психологии путем наблюдения со стороны;
Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) — Это получение данных при наблюдении субъекта за своими собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания (интроспекция) или вслед за ними (ретроспекция). Такие самонаблюдения имеют вспомогательный характер, но в ряде случаев обойтись без них невозможно;
Включённым (исследователь имитирует вхождение в специальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри") и не включённым (регистрируются события "со стороны");
Прямым (характеризуется тем, что исследователь изучает процесс непосредственно) и косвенным (характеризуется тем, что об особенностях изучаемого явления педагог узнаёт через других лиц);
Сплошным и выборочным (по определённым параметрам)
Сплошным называется такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (объекта наблюдения). Примером такого наблюдения являются переписи, при которых по основной программе обследованию подлежит все без исключения население страны;
Выборочным называют наблюдение, основанное на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Выборочное наблюдение при правильной его организации и проведении дает достаточно достоверные данные для характеристики изучаемой совокупности в целом.
Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).
Полевое наблюдение проводится в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации (дома, в школьном классе, в цехе, в помещении для собраний и т.д.). Привычная обстановка, в которой изучается группа, сказывается как на действиях наблюдаемых, так и на правильном понимании их поведения. Однако следует отметить ряд следующих недостатков. Полевые условия не всегда создают благоприятные условия для работы исследователя, могут возникнуть ситуации, когда некоторые наблюдаемые могут пропасть из поля зрения исследователя, какие–нибудь внешние обстоятельства могут затруднить фиксацию происходящего или могут возникнуть внешние факторы, не характерные для данной проблемной ситуации (например, временные перебои с поставкой деталей и т.д.). Обычно оно применяется в разведывательных и аналитических исследованиях и имеет очень широкое распространение.
Лабораторное наблюдение, осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях. Наблюдаемых приглашают в специально оборудованные классы или отдельные помещения, где организуют их деятельность, результаты которой наблюдатель фиксирует. Например, моделируя деловую игру по какой–нибудь проблематике, исследователь фиксирует поведение участников, мотивы их деятельности, реакцию и многое другое. Если требуется высокая тщательность и подробность в описании наблюдаемых процессов, то для фиксации результатов используются технические средства (магнитофон, фото–, кино–, телеоборудование). Но необходимо учитывать, что сам факт проведения лабораторного наблюдения, непривычная обстановка может определенным образом исказить информацию и снизить ее объективность.
Основная проблема регистрации результатов метода наблюдения – категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Кроме того, очень велико влияние субъекта исследования – наблюдателя, его индивидуально – психологических особенностей. Субъективную интерпретацию данных наблюдения можно снизить, используя средства регистрации (аудио- и видеозапись). Однако, субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной интерпретации результатов. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремиться подтвердить свою гипотезу, также он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д.
Протокол – наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаще всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть в разной степени формализован. Протокол, в