Фрагмент для ознакомления
2
Билет № 1.
1. Цели государственного (муниципального) финансового контроля.
Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.
Финансовый контроль призван обеспечивать решение следующих задач:
- обеспечение правильности составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
- соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
- эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
- правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
- резервов роста бюджетных доходов и экономии бюджетных средств;
- реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
- пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
- улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.
2. Полномочия органов внешнего государственного финансового контроля в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В силу статьи 23.7.1 КоАП органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29.3 «Нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок», частями 8 - 10 ст. 7.32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракт», статьями 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15 «Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита», 15.15.1 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом», 15.15.2 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита», 15.15.3 «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов», 15.15.4 «Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций», 15.41 «Нарушение законодательства РФ, устанавливающего особенности погашения и внесудебного урегулирования задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя», ч. 20 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля» и ч. 1 ст. 19.7.2 «Непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов,настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий».
В соответствии со ст. 23.66 КоАП контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1 ст. 7.29 «Несоблюдение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя), частями 1 - 4.2, 6 - 8, 10, 11, 13, 14 ст. 7.30 «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 2 ст. 7.31 «Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», ст. 7.31.1 «Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона» частями 1 - 6 ст. 7.32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракта», ч. 1 ст. 7.32.5 «Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 11 ст. 9.16 «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны)», ч. 7 ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль», ст. 19.7.2 «Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) настоящего Кодекса».
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, внешнего финансового управления, в пределах своих полномочий, вправе:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;
4) руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;
5) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители (ч. 2 ст. 23.66 КоАП РФ).
Ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
3. Задача. Государственное бюджетное учреждение осуществило закупку оборудования за счет средств от приносящей доход деятельности. Впоследствии Учреждением принято от Поставщика оборудование не соответствующее условием контракта. Контрольный орган составил протокол об административном правонарушении по части 10 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правомерны ли действия контрольного органа. Объясните почему.
Ч.10, ст.7.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за «приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Таким образом, бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направления и порядок осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные от оказания платных услуг.
Исходя из положений ст. 41 БК РФ, вышеуказанные доходы не относятся к доходам бюджетов бюджетной системы РФ и, соответственно, на них не распространяются принципы бюджетной системы РФ, установленные главой 5 БК РФ.
Таким образом, привлечение бюджетного учреждения по указанной статье КоАП РФ не правомерно.
Билет № 2.
1. Правовая база государственного (муниципального) финансового контроля.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль в РФ осуществляется в рамках бюджетного законодательства в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
- Бюджетного кодекса РФ, федеральных и местных законов;
- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований»;
- постановлений Правительства РФ;
- приказов (постановлений, распоряжений) уполномоченных в сфере контроля органов государственной и местной власти;
- письменных разъяснений, изданных уполномоченными в сфере контроля органами власти в пределах их полномочий.
2. Полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Органы внутреннего финансового контроля имеют право привлекать объекты финансового контроля по следующим правонарушениям предусмотренных КоАП РФ:
- нарушения при представлении сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета (ст. 15.15.6 КоАП РФ);
- нарушения при представлении материалов, необходимых для составления прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы РФ и прогноза консолидированного бюджета РФ (ст. 15.15.6 КоАП РФ);
- нарушение запретов на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий, кредитов (займов), приобретение ценных бумаг (ст. 15.15.8 КоАП РФ);
- нарушения при исполнении бюджетов (ст. 15.15.6, ст. 15.15.9, ст. 15.15.11, КоАП РФ);
- нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ст. 15.14, ст. 15.15.3, ст. 15.15.4, ст. 15.15.5, КоАП РФ);
- нарушения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, составления и предоставления бухгалтерской (бюджетной) отчетности (ст.15.1, ст. 15.11, ст. 15.15.6 КоАП РФ);
- несоблюдение требований к составу и содержанию плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности ( ст. 15.1, ст. 15.11, ст. 15.14 КоАП РФ) ;
- нарушения в финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 15.1,ст. 15.11,ст. 15.14,ст. 15.15.1, ст.15.15.2. ст. 15.15.3 КоАП РФ);
- нарушения в финансово-хозяйственной деятельности государственных корпораций и государственных компаний (ст. 15.1,ст. 15.11,ст. 15.14,ст. 15.15.1, ст.15.15.2. ст. 15.15.3 КоАП РФ);
- нарушения в деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц получатели средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ст. 15.14, ст.15.15.2. ст. 15.15.4 КоАП РФ);
- нарушения при использовании средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14, ст. 15.15.4, 15.15.6 КоАП РФ);
- нарушения в деятельности кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета бюджетной системы РФ (ст.15.15.12, 15.15.16 КоАП РФ);
- нарушения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг (ст.7.29.3, ст.7.30, ст.7.32, ст. 7.32.5 КоАП РФ).
3. Задача. Субъекту РФ предоставлена субсидия на иные цели из федерального бюджета в размере 375 000 000,00 рублей. Согласно соглашению о предоставлении субсидии субъект Российской федерации обеспечивает софинансирование в размере 25 000 000,00 рублей в течении финансового года. На конец года кассовый расход из бюджета субъекта Российской Федерации составил 13 750 000,00. Какой объем средств подлежит бесспорному взысканию из бюджета на нарушение условий предоставления субсидии.
Согласно утвержденному приказу Министерства финансов РФ от 31.03.2017 № 53н сумму бюджетного нарушения рекомендуется определять по следующей формуле: Sн = Sф - Sк * Кф, где Sн - сумма бюджетного нарушения; Sф - сумма предоставленной субсидии из федерального бюджета для софинансирования расходных обязательств субъекта РФ по Соглашению; Sк - объем фактически произведенных кассовых расходов на исполнение расходных обязательств субъекта РФ в соответствующем финансовом году; Кф - доля софинансирования расходных обязательств субъекта РФ из федерального бюджета, предусмотренная Соглашением, определяемая как отношение суммы субсидии, подлежащей предоставлению из федерального бюджета по данному Соглашению, к общей сумме соответствующего расходного обязательства субъекта РФ, в целях софинансирования которого предоставлена субсидия (округляется с точностью до одного знака после запятой).
Решение: 375 - 13,75 · 375/25 = 168,75
206,25
Таким образом, бесспорному взысканию из бюджета на нарушение условий предоставления субсидии подлежит сумма в размере 168 750,00 рублей.
Билет № 3.
1. Виды государственного (муниципального) контроля.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местных администраций).
4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности (ст. 265 БК РФ).
2. Особенность деятельности органов муниципального финансового контроля.
Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Муниципальный финансовый контроль является частью (этапом) муниципального самоуправления. Поэтому главная его цель – оптимальное использование финансовых средств в целях развития территории путем обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования и использования муниципальных финансов, определения отклонений от принятых стандартов по возможности на самой ранней стадии для принятия корректирующих мер, определения виновных лиц, получения компенсации за причиненный ущерб и предотвращения таких нарушений в будущем.
Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов муниципального финансового контроля, являющихся соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, Федерального казначейства.
Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
3. Задача. Федеральным казенным учреждением заключен государственный контракт на поставку товара в количестве 10 штук на общую сумму 1 000 000,00 рублей. Согласно условиям контракта срок поставки товара до 25.10.2019 года. Учреждением заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому срок поставки изменен 25. 11. 2019 года. Учреждением 20.11. 2019 заключено дополнительное соглашение № 2, согласно которому поставщик поставляет товар в количестве 5 шт. на общую сумму 500 000,00 рублей. Правомерны ли действия учреждения. Объясните почему.
Согласно ч. 1 ст. 95 44-ФЗ «О Госзакупках» существенные условия контракта изменять не допускается. В письме Минэкономразвития от 2017 года №ОГ-Д28-4011 дополнительно подчеркивается, что включение в госконтракт сведений о возможности продления является нарушением со стороны заказчика.
Согласно ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта в сфере закупок влечет административную ответственность должностных лиц.
Следовательно, действия учреждения неправомерны, а должностные лица, допустившие изменение условий контракта, должны быть привлечены к административной ответственности.
Билет № 4.
1. Объекты государственного (муниципального) финансового контроля.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;
- финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты,