Фрагмент для ознакомления
2
Контрольные вопросы к разделу:
1. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуро-сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
2. Цели изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе следующие:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
сознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
сформировать представление о методологических основах преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе, становлении методики естествознания как науки;
научить студентов ориентироваться в большом разнообразии УМК по изучению дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе, выделять их отличительные особенности, производить методологический анализ;
определить специфику ознакомления с окружающим миром детей с различными нарушениями в развитии;
охарактеризовать систему эффективных форм, методов и приемов обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе и совершенствовать умения их отбора.
3. Как педагогическая наука методика преподавания «Окружающего мира» связана:
с философией, основой любой науки, дающий понятие познания как такового;
с психологией, которая позволяет учитывать возрастные особенности учеников, особенности их познавательных процессов;
педагогическими науками: теорией обучения и теорией воспитания, историей образования, менеджмент в образовании
со всеми науками естественнонаучного цикла, такими как: физика, химия, астрономия, биология, география, минералогия;
с общественными науками, историей.
Таким образом, методика преподавания «Окружающего мира» – особая часть педагогической науки, связанная с обучением и воспитанием младших школьников в области естественных и общественных наук, позволяющая выявить цели, задачи, средства, методы и формы обучения школьников учебной дисциплины «Окружающий мир».
4. Классификация методов исследования процесса преподавания курса «Окружающий мир».
В зависимости от источников накопления информации все методы исследования преподавания окружающего мира можно разделить на 4 группы:
1) теоретические;
2) эмпирико¬-теоретические (переходные);
3) эмпирические;
4) математико-¬статистические.
Теоретические методы. Они основаны на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. Эти методы изучают теоретические источники. Теоретические методы помогают сформулировать проблему, поставить цели и задачи исследования, проследить развитие педагогических явлений, сравнить их между собой. С помощью теоретических методов проводят сравнение, противопоставление, классификацию, моделирование педагогических явлений. Теоретические методы часто используются после эмпирических, хотя не обязательно; они могут и чередоваться.