Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии
Специальная психология занимается изучением того, каким образом ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных для него условиях. Те особенности, которые проявляет этот процесс в сравнении с его же параметрами в норме, и обозначаются как специфические. Делятся на два класса - модально специфические и модально неспецифические. К первому относятся характеристики, свойственные определенной группе детей с отклонениями, например особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Иначе говоря — это то, что отличает одну группу от другой. Второй класс связан с теми качествами, которые наблюдаются у всех групп детей с отклонениями в развитии, это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их всех отличает от нормально развивающихся детей.
Историческая последовательность изучения особенностей психического развития детей с отклонениями такова, что первоначально исследовались модально специфические закономерности. По мере накопления знаний о них оказалось возможным путем сопоставления подойти к анализу модально неспецифических.
Проблема состоит в том, как соотнести общие и специфические закономерности — рассматривать ли их как два независимых ряда, или признать специфические особой формой проявления все тех же общих. Долгое время в специальной психологии преобладал первый вариант. Различиям между нормально развивающимися детьми и детьми с отклонениями придавалось важное значение, сходства же рассматривались как несущественные. Абсолютизация различий не могла не сказаться на практике обучения и воспитания детей с различными отклонениями, на характере отношения к ним со стороны общества. Игнорирование потенциальных возможностей этих детей (или, как образно выразился Л. С. Выготский, «пудов их здоровья») приводило к тому, что процесс обучения был всецело ориентирован на зону актуального развития. В силу этого обстоятельства многие дети объявлялись в принципе необучаемыми, неспособными к развитию.
Потребовались многолетние усилия и упорный труд не одного поколения ученых, чтобы прийти к аксиоматической мысли о том, что развитие детей с отклонениями протекает по тем же законам, что и в норме. В отечественной специальной психологии впервые последовательно и доказательно идею общности законов развития в норме и патологии отстаивал видный русский психиатр Г. Я. Трошин. Известно, что идея общности законов нормы и патологии была ключевой в клинико-психологических исследованиях Л. С. Выготского.
Как справедливо отмечает Б. В. Зейгарник, патология «проистекает не из того, что наряду с этими (общими закономерностями. — В. С.) начинают действовать еще какие-то специфические патологические механизмы, а из-за того, что условия работы и протекания общих для любой психологической жизни механизмов искажаются особыми биологическими, физиологическими условиями».
Действительно, если рассматривать признаки отклонения изолированно, не учитывая общих закономерностей, то они выглядят чем-то вроде особого качества. Именно преобладание того «изолированного» анализа феноменов отклонения и приводило к тому, что идея общности законов нормы и патологии так долго и так трудно пробивала себе дорогу, хотя высказывалась давно. Достаточно сослаться на одного из авторитетных представителей психиатрии XIX в. В. X. Кандинского писавшего о подобном «изолированном» типе анализа у некоторых ученых, оценивающих «все принадлежащее к болезненному состоянию, по существу, чем-то другим, отличны» от явлений нормальной жизни, — как будто болезненное состояние не есть та же жизнь, текущая по тем же самым законам, как и жизнь нормальная, но только при измененных условиях».
Таким образом, модально специфические и модально не-специфические особенности представляют собой не что иное, как своеобразное проявление общих законов развития. Более точно можно сказать, что указанные особенности есть закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.
Предметом специальной психологии являются не отклонения в развитии, а само развитие и его характеристики в ситуации неблагоприятных условий. В этом смысле то, что обозначается как специфические закономерности, есть своеобразное проявление общих законов.
Говоря об основных закономерностях психического развития, в равной мере присущих как норме, так и патологии, мы можем выделить следующие.
Прежде всего, процесс развития — это перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики. Универсальной характеристикой развития является его неравномерность. Периоды наиболее активного развития тех или иных компонентов сознания, как уже упоминалось, обозначаются в психологии термином сензитивность.
Процесс развития непрерывен и необратим. Как и генез всех живых систем, развитие психики подчинено закону целостности. Неживые системы нормируются от части к целому; живые идут по пути от целого к целому.
Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).
Важнейшим законом развития психики, как и всех живых систем, является принцип единства эволюционирования и функционирования. В создании неживых систем эти два процесса разведены во времени; они сначала создаются (эволюция) и только затем эксплуатируются (функционирование). Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе своего развития. Вряд ли можно представить себе ситуацию, при которой мы сначала должны дождаться момента, когда у ребенка сформируется мышление или речь, и только потом позволить ему думать и говорить.
Исключительным свойством развития человеческой психики сознания является принципиальная невозможность заранее предвидеть конечный продукт этого процесса. То, каким опытом будет обладать человек, то, что станет содержанием его сознания, заранее не предсказуемо, так как на определенном этапе становления человек превращается в субъект своего развития. Это дает возможность личности самой определять направление собственной самореализации.
Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).
Важнейшим законом развития психики, как и всех живых систем, является принцип единства эволюционирования и функционирования. В создании неживых систем эти два процесса разведены во времени; они сначала создаются (эволюция) и только затем эксплуатируются (функционирование). Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе своего развития.
Исключительным свойством развития человеческой психики сознания является принципиальная невозможность заранее предвидеть конечный продукт этого процесса. То, каким опытом будет обладать человек, то, что станет содержанием его сознания, заранее не предсказуемо, так как на определенном этапе становления человек превращается в субъект своего развития. Это дает возможность личности самой определять направление собственной самореализации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Асанов А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей / А.Ю. Асанов, Н.С. Демикова, С.А. Морозов ; под ред. А.Ю. Асанова. - Москва : Академия, 2013. - 224 с.
2.Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей. пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст]/ Н.В Бабкина. - М.: Айрис – пресс (Дошкольное воспитание и развитие), 2015.
3.Бабкина Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении Н. Бабкина//Дошкольное воспитание. - 2016. - №12. - с 48 -53.
4.Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР [Текст]/ Н. Борякова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2012. -№1. - с 35 - 42.
5.Буторин Г.Г. Специализированная помощь лицам с умственной отсталостью: перспективы и проблемы развития / Г.Г. Буторин, Н.Е. Буторина // Развитие биопсихосоциального подхода в сфере охраны психического здоровья : сборник научных трудов / ред. Н.А. Корнетов, А.П. Агарков. - Томск, 2015. - Вып. 1. - С. 30-34.
6.Власова Т.А., О детях с отклонениями в развитии [Текст]/ Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М.: "Просвещение", 2013.
7.Детская психиатрия : учебник / Н.В. Александрова, М.П. Билецкая, Н.Л. Васильева и др. ; под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - Москва, 2015. - 1120 с.
8.Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. С.Д. Забрамная. М.: Педагогика-Пресс,2013.
9.Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор) / А.П. Скоромец, И.Л. Семичова, И.А. Крюкова и др. // Лечащий врач. - 2011. - № 5. - С. 53-57.
10.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста : учебник / Д.Н. Исаев. - 3-е изд. - Санкт- Петербург : СпецЛит, 2007. - 462 с.
11.Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст]/ Под ред. К.С Лебединской. - М.: Просвещение,2008.
12.Лобанова Е. Готовность к школе детей с ЗПР [Текст]/ Е. Лобанова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. №2. -с 47-54.
13.Лубовский В.И. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/ В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова- М. :Академия, 2015.
14.Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст]: пособие для психологов и педагогов/ В.Б Никишина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
15.Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика : учебное пособие / Т.Г. Никуленко. -Москва : Феникс, 2016. - 382 с.
16.Специальная психология : учебник / В.И. Лубовский, С.М. Валявко, В.Г. Петрова и др. ; под ред. В.И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2016. - 557 с.
17.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст]/ У.В. Ульенкова. М.: Педагогика, 2012.
18.Шевченко С.Г. диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]/ под ред. С.Г. Шевченко. М.:АРКТИ, 2011.