Фрагмент для ознакомления
2
Ошибки, которые совершаются относительно доказываемого тезиса.
1. «Подмена тезиса». В соответствии с правилами доказательного рассуждения, тезис обязательно должен ясно формулироваться и одним и тем же оставаться на протяжении всего доказательства либо опровержения. В противном случае возникает ошибка, которая получила название «подмена тезиса». Ее сущность заключается в том, что один тезис неумышленно либо умышленно подменяют другим и новый тезис начинают доказывать, либо опровергать. Подобное нередко происходит во время дискуссии, спора, то есть когда тезис оппонента первоначально упрощают либо, наоборот, расширяют его содержание, а далее начинают критиковать. Тот, кого критикуют, указывает, что оппонент ему приписывает то, чего он совсем не говорил. Происходит нарушение закона тождества, потому как нетождественные тезисы стремятся отождествлять, что, собственно, и приводит к возникновению логической ошибке .
2. «Довод к человеку». В этом случае ошибка заключается в подмене доказательства тезиса ссылками на личные качества того человека, которым был выдвинут данный тезис. К примеру, вместо доказывания новизны и ценности научной работы, говорят, что ее автор – заслуженный человек, что он много времени посвятил исследованию и т.д. Или разговор классного руководителя с учителем-предметником об оценке, поставленной одному из учеников, может сводиться не к доказательству, что данный ученик эту оценку заслужил своими знаниями, а к ссылкам на различные личные качества ученика: активный, добрый и т.д.
В некоторых научных работах конкретного анализа материала, рассмотрения научных данных и результатов практики для подтверждения могут приводится цитаты из работ крупных ученых и тем все и ограничиваются, считая, что достаточно только одной ссылки на авторитет. Цитаты при этом могут просто вырываться из контекста либо же трактоваться весьма произвольно. «Довод к человеку» нередко являет собой просто софистический прием, а вовсе не ошибку, которая была допущена непреднамеренно.
В качестве разновидности «довода к человеку» выступает ошибка, носящая название «довод к публике». Она состоит в попытке оказать влияние на чувства людей с той целью, чтобы последние поверили в истинность выдвинутого тезиса несмотря на то, что его нельзя доказать.
3. «Переход в другой род». В этом случае можно назвать две разновидности данной ошибки: 1) «кто излишне много доказывает, тот ничего не доказывает»; 2) «кто слишком мало доказывает, тот не доказывает ничего».
Подчеркнем в этом отношении, что ошибка в первом случае возникает, когда вместо одного истинного тезиса стремятся доказать другой, уже более сильный тезис, и второй тезис при этом может оказаться ложным. В том случае, если из «а» следует «b», однако из «b» не следует «а», тогда тезис «а» выступает в качестве более сильного, нежели тезис «b». К примеру, если вместо доказательства, что данный человек драку не начинал первым, будут доказывать, что этот человек не участвовал в драке, то доказать ничего не смогут в случае, если данный человек на самом деле дрался и это кто-нибудь видел .
II. Правила по отношению к аргументам.
1. Все аргументы, которые приводятся для доказательства тезиса, обязательно должны являться истинными.
2. Все аргументы должны являться для доказательства тезиса достаточным основанием.
3. Все аргументы должны быть такими суждениями, истинность которых была доказана самостоятельно, вне зависимо от тезиса.
На основе этого можно указать ошибки в основания (или аргументах) доказательства.
1. Это ложность оснований (или «Основное заблуждение»). То есть = качестве аргументов выдвигаются не истинные, а именно ложные суждения, выдаваемые за истинные. Ошибка в этом случае может являться непреднамеренной. К примеру, геоцентрическая система Птоломея построена была на основе ложного допущения, в соответствии с которым Солнце вращается вокруг Земли. Тем не менее, ошибка может являться и преднамеренной (то есть софизмом), которая совершается для введения в заблуждение других лиц.
2. Своего рода «предвосхищение оснований». Такого рода ошибка совершается в том случае, когда тезис опирается именно на недоказанные аргументы, которые не доказывают тезис, а исключительно предвосхищают его.
3. Ошибка типа «порочный круг». Данная ошибка заключается в том, что отдельный тезис обосновывается аргументами, при том, как аргументы, в свою очередь, обосновываются данным же тезисом. Такого рода ошибка – это отдельный вид ошибки «применение недоказанного аргумента». Например, это ошибка в рассуждениях Д. Уэстона, являющимся деятелем английского рабочего движения. Он начинает с заявления, что стоимость товаров неизменно определяется стоимостью труда, и заканчивает заявлением, что стоимость труда также определяется стоимостью товаров. То есть происходит вращение в порочном кругу, которое не приходит практически ни к какому выводу.
III. Правила к демонстрации тезиса и основные ошибки в форме доказательства.
В этом случае тезис должен являться заключением, который логическим образом следует из аргументов непосредственно по общим правилам умозаключений, либо же полученным согласно с правилами косвенного доказательства.
Возможные ошибки в форме доказательства.
1. Мнимое следование. То есть если тезис не следует непосредственно из приводимых для его подтверждение аргументов, тогда появляется ошибка, носящая название «не следует». В ряде случаев вместо верного доказательства происходит соединение аргументов с тезисом при помощи слов: «итак», «следовательно», «таким образом», а также «в итоге имеем» и т. п., считая при этом, что была установлена между аргументами и тезисом логическая связь. В результате этого появляется только словесная видимость доказательства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абачиев, С.К. Теория и практика аргументации / С.К. Абачиев В.П. Делия. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.
2. Алексеев, А.Л. Аргументация. Познание. Общение / А.Л. Алексеев. – М.: Знание, 2011. – 312 с.
3. Бочаров, В.А. Основы логики: учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 296 с.
4. Зайцев, Д.В. Теория и практика аргументации / Д.В. Зайцев. – М.: «Форум», 2018. – 244 с.
5. Ивин, А.А. Основы теории аргументации / А.А. Ивин. – М., 1997. – 278 с.
6. Кириллов, В.И. Логика: учеб. для юридич. вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – М.: Юристъ, 2009. – 256 с.
7. Кузина, Е.Б. Лекции по теории аргументации / Е.Б. Кузина. – М.: Изд-во «Моск. Ун-та», 2007. – 244 с.
8. Пискорская, С.Ю. Теория аргументации: учеб. пособие / С. Ю. Пискорская. – Красноярск, 2017. – 184 с.
9. Савчук, В.В. Теоретический анализ формирования убеждений / В.В. Савчук. – М.: Фокус, 2019. – 188 с.