Фрагмент для ознакомления
2
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
1. Предмет теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук.
Предмет теории государства и права составляют основные общие закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права, их сущность и назначение в обществе, а также других правовых явлений: правосознание, правовое регулирование и т.д.
Теория государства и права концентрирует внимание на объективных закономерностях государства и права. Закономерности – это реальные устойчивые связи, которые выражают сущность данных явлений. Они раскрывают самое главное в явлениях, их глубины и тайны. Именно поэтому в теории изучают происхождение и сущность государства и права, их связи с экономикой и другими общественными явлениями.
Предмет теории составляют основные закономерности государства и права вне зависимости от их принадлежности к историческим типам и эпохам.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. При этом изучаются:
а) закономерности, которые являются общими для государства и права;
б) закономерности, присущие только государству;
в) закономерности, присущие только праву.
Теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как основу.
Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности, в которой происходят наиболее существенные изменения. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон, то есть по отношению к ним выступает как синтезирующая и обобщающая наука. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юридическими науками (понятия права, нормы права, правоотношения, правонарушения). Она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.
Взаимосвязь теории государства и права с прикладными науками обуславливается тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, а включают содержание естественных, технических и других наук.
2. Методология теории государства и права
Методология включает структуру научного знания и научной теории; понятия и категории; характеристики схем объяснения, условия и критерии языка науки, методы исследования и построения теории.
Под методологией науки понимают: а) часть данной науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой; б) сами используемые методы исследования.
Теория государства и права использует следующие методы:
1) Общенаучные (задаются используемым философским направлением) включают наиболее общие законы развития природы, общества и мышления:
а) материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания;
а) идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;
б) диалектика — учение о развитии бытия и мышления. При этом используются принципы: принцип всеобщего развития; принцип всеобщей связи явлений; принцип всестороннего изучения объекта; и законы: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания;
в) метафизика — явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.
2) Частнонаучные (общие для конкретной науки):
а) системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;
б) специальные методы, позаимствованные из других наук — используются лишь в части исследований;
в) частноправовые — используются только в юридических исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический.
3. Понятие и основные признаки государства
Государство - политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Среди основных признаков государства выделяют:
1) наличие политической публичной власти. Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население.
2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений.
3) суверенитет. Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен».
4) верховенство власти. Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти.
5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения, то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.
6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций, в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.
4. Функции государства: понятие, основания классификации. Соотношение понятий «функции государства» и «задачи государства».
Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
Характеристика функций государства: 1. каждая функция имеет свое содержание, включающее определенные виды деятельности государства. 2. реализация функций государством обеспечивает выполнение определенных целей. Они могут быть провозглашены в основном законе (конституции) государства. 3. в ходе выполнения своих функций, при движении к определенным целям государство вынуждено решать определенные задачи. 4. при осуществлении функций используются различные средства – материальные (деньги, производственные мощности, земля, полезные ископаемые); - организационные (аппарат государства); - идеологические; - правовые. 5. функции выполняются в определенных формах; - они осуществляются определенными методами.
Классификация функций государства
По сфере деятельности:
а) внутренние (в пределах государственной границы);
б) внешние (за пределами государственной границы).
По продолжительности:
а) постоянные;
б) временные.
По значимости:
а) основные;
б) не основные.
Функции современного государства
Внутренние:
а) экономические – направления деятельности, связанные с производством, распределением и обменом материальных благ;
б) политическая – всю политику осуществляет государство – межнациональные, межклассовые отношения решает государство;
в) идеологическая – деятельность государства по сбору, хранению и распространению информации;
г) охранительная – охрана собственности, охрана общественного порядка, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана экологии;
д) социальная – государство должно обеспечить нормальный жизненный уровень человека;
Внешние:
а) национальная оборона и внешняя агрессия;
б) сотрудничество с другими странами;
в) обеспечение мирового правопорядка.
5. Понятие формы государства и ее структура
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
6. Государственно-правовой режим: понятие, виды
Политический режим является более широким явлением, он включает в себя государственно-правовой режим, т.к. осуществляется не только государством, но всеми участниками политической жизни; опирается не только на право, но и на иные социальные нормы (корпоративные, политические, моральные нормы). Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими. В теории государства наиболее изучены политические режимы.
1) Демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства, многопартийность, политический плюрализм, разнообразие и равноправие форм собственности, отсутствие цензуры, гласность в деятельности государства (либеральный режим, режим парламентаризма). Это современные Россия, США, западноевропейские государства.
Формы демократии:
- прямая демократия: непосредственное участие населения в принятии государственных решений путем проведения всенародных выборов и референдумов;
- представительная демократия: деятельность выборных органов и выборных должностных лиц от имени и в интересах народа.
2) Антидемократические режимы.
А) Тоталитарный режим предполагает:
всеобщий (тотальный) контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь);
отсутствие реальных прав и свобод человека;
террористические методы осуществления государственной власти;
жесткую цензуру;
господствующую государственную идеологию и, как следствие, однопартийность;
милитаризацию общественной жизни;
выход государства за рамки закона, исходя из политической целесообразности.
Виды тоталитарных режимов:
фашизм: полная ликвидация прав и свобод, уничтожение оппозиции, уничтожение инакомыслящих (Италия при Б.Муссолини);
нацизм: дискриминация вплоть до физического уничтожения по признаку национальности (Германия при А.Гитлере);
расизм: дискриминация по признаку расы (режим апартеида в ЮАР в 1970-е гг.).
Б) Авторитарный режим является переходным между тоталитарным режимом и демократией (СССР в 1970-е гг.), имеет следующие черты:
ограничение реальных прав человека;
ограничение роли выборных органов государственной власти;
усиление роли исполнительных органов;
отсутствие разделения властей в целом;
наличие цензуры;
может допускаться подконтрольная государству оппозиция.
Таким образом, политические и государственно-правовые режимы достаточно разнообразны; государственно-правовой режим является частью политического режима.
7. Понятие механизма государства и его структура
Традиционно понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. В последнее время понятие «механизм государства» трактуется шире. В механизм государства наряду с государственным аппаратом включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.
Механизм государства — это совокупность всех организационных форм, посредством которых реализуется государственная власть, осуществляются функции государства.
Структура механизма государства:
1) институты непосредственной демократии (референдум и т.д.)
2) государственный аппарат
Государственный аппарат – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
8. Государственные органы: их признаки и характеристика
Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией.
Классификация государственных органов:
По порядку образования:
- органы, избираемые непосредственно народом;
- органы, формируемые другими государственными органами.
По способу принятия решений:
- коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);
- единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).
По характеру компетенции:
- органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);
- специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).
По принципу разделения властей:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные.
По иерархии:
- высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;
- местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.
По правовым формам деятельности:
- правотворческие;
- правоприменительные;
- правоохранительные.
По срокам полномочий:
- постоянные;
- временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.
9. Определение понятия права. Признаки права
Право - это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности.
Признаки права - это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:
- право устанавливается или санкционируется государством и выражает государственную волю.
- нормативность. Право состоит из нормативных установок, правил поведения.