Фрагмент для ознакомления
2
Семинарское занятие № 1
Тема: Нормативная база организации и проектирования образовательного процесса в ДОО
Практическое задания:
1. Подготовить краткие презентации основных нормативных документов, которые определяют цели, задачи и содержание проектирования образовательного процесса в ДОО в той части, которая определяет основные подходы к целям, задачам и содержанию проектирования образовательного процесса в ДОО (в виде таблицы, в которой определены графы: государственный документ, цели и задачи проектирования ОП ДОО, содержание ОП ДОО.
Ответ:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Т.е. и для дошкольных организаций разработан и введён в действие с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Статья 11 пункт 3: «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ».
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Профессиональный стандарт педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н)
Литература
1. Приказ № 578 от 22.05.2014 «О координационной группе по вопросам организации введения федерального государственного стандарта дошкольного образования»
2.Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) № 01-52-22/05-382 от 07.02.2014
3.Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
4. Закон "Об образовании в Российской Федерации". от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобразования РФ № 1155 от 17.11. 2013г.
6. ФГОС ДО: Принципы, цели и задачи дошкольного образования - "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования – Приказ Минобразования РФ № 1014 от 30.08. 2013.
Семинарское занятие № 2
Тема: Особенности проектирования образовательного процесса в ДОО
Практические задания:
1. Проанализируйте перечень характерных черт проектной деятельности. Какие из перечисленных позиций на первый взгляд противоречат друг другу?
Каким образом их можно «примирить» в ходе проектирования?
Ответ:
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат; педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли; педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае необходимости оказывает им практическую помощь; по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.
Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями.
Противоречат друг другу принцип группового и индивидуального подхода. В ходе проведения проектной деятельности их можно использовать в комплексе, проводить групповые занятия, пр этом учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
2. Основываясь на материалах главы, составьте структурно-логическую схему понятий «проект», «проектирование», «проектная деятельность» применительно к педагогическому контексту. Воспользуйтесь для выполнения этого задания словарями и возможностями Интернет-поиска.
Ответ:
3. Внимательно прочитайте трактовку понятия «проектирование», которую предлагает белорусский методолог Н. А. Масюкова: «в контексте культуры технологического типа проектирование выступает в качестве основного способа нормирования и трансляции инноваций с акцентом на ценностные установки позиционеров кулътуро-технического цикла, согласуемые по принципу коммуникативности и личностных отношений, с использованием идеи экрана и технологической схемы» (Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999. — С. 47).
Выделите в этом определении ключевые слова, отражающие сущность проектной деятельности. В случае затруднений обратитесь к словарям для уточнения смысла непонятных вам слов и словосочетаний.
Попробуйте наполнить содержанием и конкретизировать данное определение для образовательного контекста в виде развернутой словарной статьи (устного сообщения).
Ответ:
Ключевые слова : проектирование, инновации, ценностные установки, экран, технологическая схема, принципы коммуникабельности.
Педагог выбирая, проектируя и моделируя подходящие предметы исследования, должен составлять и записывать всю технологию работы, то есть указывать, что должно быть взято в качестве исходного материала, какие должны использоваться орудия и средства, какие действия или процедуры нужно совершать, чтобы получить те знания, которые были функционально определены и заданы на первом этапе методологического анализа.
4.Составьте таблицу, в которой определите вариативные определения проектной деятельности в ДОО с указанием автора данного определения, видов проектной деятельности и проектов.