Фрагмент для ознакомления
2
Занятие №1. Строение и развитие сознания. Деятельность и личность.
1. Социальная природа сознания.
Сознание — это связанная с речью форма психической деятельности, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности и её переживании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет самосознания.
Сознание играет роль как самоосознающего самого себя инструмента, так и способа осмысления окружающей действительности.
Уникальной особенностью сознания является то, что его мысли способны не просто отражать внешние объекты и не только осмыслять их роль для человека, но и выстраивать такие связи между мыслями, которые бы позволили предвосхищать дальнейший ход событий, а в некоторых случаях и указывать способ изменения такого хода. Сознание человека способно постигать сущностный мир, улавливать глубинные взаимосвязи действительности, обобщать среди них важные тенденции и закономерности, что позволяет человеку вести успешную практическую деятельность и быть дальновидным.
Сознание – это социальное явление, его формирование возможно только в обществе, через приобщение человека к культуре и языку, освоения им опыта и знаний общества. Так, сознание имеет социальную природу, зависит от социальных условий и выполняет социальные функции.
Разум может существовать и развиваться только в связи с практическим освоением мира. По мере специфически человеческой деятельности происходит закрепление навыков, способов, и норм этой деятельности. Однако они имеют общественную природу, т.е. возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной деятельности людей и языковом общении. Так, для того чтобы сознание сформировалось, этот опыт и знания человечества должны быть освоены индивидами в процессе их воспитания, приобщения к достигнутому уровню культуры. Известны случаи, когда ребёнок с самого рождения оказывался один в лесу и рос среди диких животных. Впоследствии, когда этого ребёнка находили и старались обучить, то из него уже не выходил полноценный человек с полноценным сознанием. Видимо, в своём онтогенезе он уже сформировался как животное. Этот факт показывает, что личностью не рождаются, личностью, а становятся в результате социализации.
В то же время приобщение индивида к опыту человечества состоит не в простом пассивном его усвоении, а в активном его включении в коллективную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Вне этой общественной деятельности, вне вовлечённости человека в общественную жизнь, полноценное формирование сознания становится невозможно. Индивид, в свою очередь, овладевая уровнем развития культуры общества, способен вносить в неё свой вклад. Направление развития культуры определяется именно через сознание отдельных индивидов, хотя и зависит от общественных условий.
2. Специфика коллективных представлений (Дюркгейм).
Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов».
Дюркгейм понимает под «коллективным сознанием» совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, которые образуют определенную систему, имеющую свою собственную жизнь.
С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: «все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы».
Для Дюркгейма, в отличие от этнопсихологов, факт «коллективного» или «общего» сознания являлся признаком не высшего сверхиндивидуального синтеза, а определенного «типа» социума, присущего архаическим стадиям его эволюции.
Дюркгейм рассматривает коллективные представления со стороны механической и органической солидарности, в отличии от Юнга, который изучает данную проблему со стороны коллективного бессознательного, рассматривая глубинные психологические аспекты, чего не делает Дюркгейм.